С образованием 3 декабря 1953 года Магаданской области начинается новая страница в освоении региона.
ЭРА ЗИМНИХ НАВИГАЦИЙ
Морскому транспорту во второй половине XX - начале ХХI века принадлежала важная роль: он почти полностью осуществлял внешний завоз грузов в Магаданскую область. Кроме того, выполнял ряд внутрирайонных перевозок. Однако существовавшая сеть оборудованных портов на Северо-Востоке была недостаточна. Промышленные районы края обслуживали порты Нагаево, Певек, Зеленый Мыс, Провидения, Эгвекинот, Анадырь, Бухта Угольная. Грузоперевозки имели ярко выраженный односторонний характер: 90 % составлял завоз. Основная масса грузов в Нагаево направлялась из портов Приморья (Находка, Владивосток, Ванино), а также на о. Сахалин. Часть грузов поступала по Северному морскому пути в порты Певек и Зеленый Мыс, являвшиеся входными воротами для Чаун-Чукотского и Билибинского районов ЧАО.
Речной транспорт в этот период был занят главным образом местными грузоперевозками. Общая длина речных путей на территории Магаданской области, находящихся в эксплуатации, достигала 2000 км. Перевозки грузов по р. Колыме выполнялись преимущественно судами Колымо-Индигирского речного пароходства. На р. Анадырь сообщения поддерживались судами Анадырского порта. Основные речные пристани размещались в Сеймчане, Усть-Среднекане, Марково. Из Зырянки в Сеймчан осуществлялась поставка 20 - 25 тыс. т угля, обратно шли стройматериалы, продукты, грузы для горной промышленности и других отраслей. На притоках Колымы - Омолоне, Малом и Большом Анюе, Коркодоне - размеры перевозок достигали 6 - 8 тыс. т. По р. Анадырь - основному водному пути Чукотского автономного округа - перевозилось до 25 - 30 тыс. т, в том числе товары народного потребления, нефтепродукты, лес, оборудование, строительные материалы, уголь.
Наиболее крупным в Магаданской области являлся порт Нагаево. В 1957 году его управление переходит в подчинение Дальневосточного морского пароходства. Грузооборот Нагаево находился на уровне 950 тыс. - 1 млн. т и состоял из технических грузов, продовольственных и промышленных товаров для населения, угля, леса, строительных материалов, нефтепродуктов. В 1958 году для обработки грузов в порту был смонтирован третий портальный грейферный кран «АБУС» грузоподъемностью 30 т.
Нагаевский порт не только обрабатывал транспортные суда, но и выполнял местные перевозки. Они велись портофлотом и достигали 30 - 35 тыс. т в год.
Все порты Северо-Востока страны являются замерзающими. В бухте Нагаева период навигации длился от 6 - 7 месяцев. С этим были связаны концентрация грузов в портах отправки и прибытия, повышенная потребность в складах, омертвление на длительные сроки материальных ценностей и оборотных средств, рост издержек по хранению грузов, потери товаров во всех звеньях транспортного процесса. В 1962 году впервые осуществилась зимняя навигация в Нагаевском порту. Были обработаны 53 судна, доставивших свыше 200 тыс. т грузов. Это стало возможно при наличии мощного ледокола «Москва». С тех пор зимние навигации в бухте Нагаева проводятся систематически. Порт стал работать круглый год. За освоение плавания судов в течение всей зимы в порты Ванино и Нагаево Дальневосточное пароходство удостоено диплома I степени ВДНХ, а непосредственные исполнители - капитаны Л. Ф. Ляшко (ледокол «Москва»), Ю. П. Филичев (дизель-электроход «Пенжина), В. И. Абоносимов (ледокол «Сибирь») - золотых и серебряных медалей.
Таким образом, перед портовиками Магаданской области были поставлены большие задачи обеспечения народно-хозяйственными грузами отдаленных районов Крайнего Севера. У причалов порта начинается Колымская трасса. Землеройная техника, горное оборудование, запасные части к ним, строительные материалы, топливо - все эти грузы проходили через причалы Нагаевского порта.
НА БОРТУ - ИМЕНА МАГАДАНЦЕВ
В 1977 году порт Нагаево переименован в Магаданский морской торговый порт. 14 июня 1978-го создается Магаданский транспортный узел, в основу которого входило обеспечение поставок материально-технических ресурсов, достаточных для нормальной деятельности предприятий, строек и торговых организаций области.
Коллектив порта неоднократно становился победителем Всесоюзного социалистического соревнования, опыт работы докеров получал широкое распространение среди родственных предприятий отрасли. За успехи, достигнутые по ускорению обработки судов и широкое внедрение передовой технологии погрузо-разгрузочных работ, указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1981 года Магаданский порт награжден орденом «Знак Почета». Многие передовые рабочие, организаторы производства удостоены правительственных наград. Делегатами партийных съездов страны были машинист портального крана М. Г. Корабцова, крановщик Н. И. Иванова.
В разные годы в морском порту Магадана работали капитаны П. И. Федоров, А. Н. Шевченко, П. И. Сыщиков, организатор производства Н. А. Старостин и другие выдающиеся личности.
Имена лучших из лучших носят корабли и буксиры. В мае 1977 года со стапелей Гданьской судоверфи им. Ленина сошло большое океанское судно «Капитан Шевченко». Так по ходатайству коллектива и администрации Магаданского морского торгового порта была увековечена память о незаурядном труженике и энтузиасте. «Капитан Шевченко» - пакетовоз водоизмещением 14 тыс. т. К Магаданскому порту были приписаны также буксиры «Капитан Сыщиков», «Капитан Федоров». В порту Певек работал буксир, на борту которого было написано «Капитан Старостин».
С 1977 года около половины всех грузов в Магаданскую область доставлялось через порт Ванино. Суда Сахалинского и Дальневосточного пароходств, организовав работу по единому расписанию, обеспечили равномерную доставку грузов в магаданский порт.
Благодаря хорошей работе экипажей ледоколов «Ермак», «Адмирал Лазарев», «Ленинград», «Москва», «Ерофей Хабаров», а также «Адмирал Макаров», «Красин», «Магадан» грузы в Магадан доставляли даже в необычайно суровые зимы, когда протяженность трасс ледовых проводок транспортных судов в Охотском море увеличивалась с 250 до 700 миль. Ледокольный флот обеспечивал также зимние рыбопромысловые экспедиции в Охотском море.
В этот период вводились в эксплуатацию новые суда с грузовыми помещениями, кратными по размерам стандартным контейнерам, а также с вертикальным и горизонтальным способами погрузки, предназначенные для перевозки на небольшое расстояние мелкопартионных генеральных и навалочных грузов. Применение таких плавсредств позволило не только расширить номенклатуру перевозимых грузов и увеличить интенсивность погрузочно-разгрузочных работ, но и улучшить использование их грузовместимости.
Для интенсивного развития судоходства на морских линиях, связывающих Магадан с другими портами, начали применяться такие океанские специализированные суда, как лесовозы, углевозы, лихтеровозы, контейнеровозы. В 1984 году флот Дальневосточного пароходства пополнил новый лихтеровоз отечественной постройки «Алексей Косыгин» (дедвейт 40 тыс. т вместимостью 82 лихтера по 380 т каждый или 1480 контейнеров международного стандарта).
В конце ХХ века для оптимизации морских перевозок администрация Магаданской области приобрела сухогруз «Золотая Колыма». Дедвейт судна 28645 т. Сухогруз осуществляет доставку угля из порта Восточный.
Таким образом, применение современных ледоколов и специальных океанских судов положительно сказалось на рентабельности морского транспорта.
Внутрирайонные перевозки из магаданского морского порта в населенные пункты, расположенные на побережье Охотского моря, выполнялись самоходными мелкосидящими судами, способными надежно и быстро производить погрузо-разгрузочные операции в рейдовых условиях.
КАПИТАНЫ, КАПИТАНЫ…
В 1970 - 1980-е годы портовый флот состоял из 13 судов различного назначения. Каботажные перевозки выполнялись теплоходами «Скрыплев» и «Тарутино». Первый осуществлял транспортировку различных грузов общей массой 400 т, а «Тарутино» перевозил до 300 т ГСМ в бочках. Кроме этого, грузоперевозки осуществлялись пятью грузовыми буксирами, за каждым из которых была закреплена баржа.
Постоянно в порту на обработке судов работали три буксира-кантовщика. Суда, приходившие в Нагаево, обслуживал пассажирский катер «Рейд-17». Кроме них, в порту работали специальная баржа, собиравшая загрязненные воды, и мусоросборник МНС-24. Персонал портофлота насчитывал 250 моряков. Капитанами работали Л. Т. Баранов, В. А. Матвеев и другие.
В 1980-е капитаном порта был А. А. Башкирев. Лоцманскую службу возглавлял капитан А. А. Плавинский. В этой системе работали И. И. Подгорный, Р. М. Зарипов, А. Н. Алышев и другие специалисты. «Нагаевская бухта в отношении безопасности плавания, - отмечал А. А. Башкирев, - трудная по своим гидрометеорологическим условиям, и от лоцмана требуется, чтобы он знал ее как свои пять пальцев. Почти все рейсы в Магадан конечные, и перед нами стоит задача завершить их благополучно. А ведь в нашей лоцманской службе всего 9 человек, и требования к этим людям соответственные. Все они должны быть рангом не ниже штурмана или капитана малого плавания».
Помимо лоцманской, в подчинении капитана порта находилась служба портнадзора. Капитан портнадзора фиксировал приход судна в порт, информировал экипаж обо всех предупреждениях. Но самый ответственный момент для службы портнадзора начинался перед выпуском корабля в рейс. В это время капитан портнадзора выяснял состояние судовой документации, двигателей, корпуса, спасательных, противопожарных и иных средств. И только после соответствующей проверки судно выходило из порта. В 1980-е в службе портнадзора работали капитаны О. Н. Федотов, И. А. Загоруля, А. А. Немцов, В. П. Шестаков, Н. Г. Рудых.
В обязанности капитана порта, помимо руководства службой лоцманов и портназора, входило также обеспечение безопасности плавания в бухте Нагаева. Кроме этого, зимой капитан порта становился руководителем ледовых операций в Охотском море. В его ведении были ледоколы, и от того, как он ими распоряжался, зависело, придут или не придут в назначенный срок в Нагаевскую бухту караваны судов с грузами.
КТО ВЛАДЕЕТ ПОРТОМ?
Происшедшая в годы перестройки реорганизация привела к созданию в середине 1990-х АО «Магаданский морской торговый порт». В 1995 году ему был присвоен статус международного. Сложная социально-экономическая ситуация вызвала введение внешнего управления, которое продлилось несколько лет. Лишь в августе 2000 года процедура банкротства ОАО была прекращена, на смену внешнему управляющему в мае 2002-го пришел новый генеральный директор А. А. Зинченко. В 2004 году блокирующий пакет акций предприятия (25,5 %) был выставлен на аукцион и приобретен московским ООО «Новая формация».
19 февраля 2013 года группа из четырех предпринимателей завершила сделку по покупке «Магаданского морского торгового порта» (ММТП), об этом рассказал один из его новых владельцев председатель совета директоров ОАО «Научно-производственный комплекс «Колымавзрывпром» Валентин Кузаков. Доля каждого покупателя составила 24,5 %. Ранее владельцем порта был экс-гендиректор Андрей Зинченко (в его собственности находилось 97,75 % капитала).
Новые собственники считают своими стратегическими задачами увеличение грузооборота и стабильность работы порта.
Александр НАВАСАРДОВ,
научный сотрудник областного краеведческого музея, канд. ист. наук.