Госавтоинспекция провела в Магадане внеплановое оперативно-профилактическое мероприятие «Скорость». Операции вне плана стали за последние два месяца системными.
А причина в том, что только за январь - август текущего года в областном центре зафиксировано 132 ДТП с пострадавшими, 50 из них как раз из-за превышения установленной скорости движения. Результат плачевный: в авариях по вине лихачей 83 человека ранены и 10 погибли. Не случайно тему снижения аварийности рассмотрели на заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
ДТП с оттенком резонанса
По словам и. о. начальника областной Госавтоинспекции подполковника полиции Германа Суслова, за 7 месяцев 2013 года на дорогах Магаданской области количество ДТП снизилось на 16,3 % (с 178 до 149), раненых - на 21,2 % (с 269 до 212). Вместе с тем увеличилось число погибших на 4,3 % (с 23 до 24). Тяжесть последствий при ДТП составила 10,2 (2012-й - 7,9). Для сравнения: в Российской Федерации снижение числа ДТП составляет 2,6 %, погибших - 5,8 %. По ДФО - 2,4 и 10 % соответственно.
Но несмотря на снижение числа ДТП и количества раненых, в Магаданской области произошел значительный рост тяжести последствий при авариях. Причиной послужили резонансные происшествия в Магадане и ДТП в районах области, в результате которых погибли и получили ранения люди.
...2 июля на 1999-м км ФАД «Колыма» 4 человека погибли и 3 ранены, 12 июля на 2014-м км федеральной автодороги - 1 погиб и 4 ранены, 3 июля в Омсукчанском районе 2 погибли и 1 ранен, 5 июля в Ягоднинском районе погиб мотоциклист, 13 июля в Сусуманском районе погиб пассажир мотоцикла, 30 июля в Ольском районе 1 погиб и 1 ранен.
По итогам 7 месяцев рост числа ДТП допущен в Тенькинском районе (7 против 6), увеличение количества погибших людей при ДТП отмечено в Сусуманском районе (3 против 0) и Магадане (14 против 9). А основные причины аварий прежние - несоответствие скорости конкретным дорожным условиям, как следствие, выезд на полосу встречного движения, нарушение ПДД пешеходами и нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов. Наконец, по-прежнему управление транспортным средством в состоянии опьянения и без прав.
- Так, по причине несоответствия скорости конкретным дорожным условиям в регионе совершено 55 ДТП, при которых 71 человек ранен и 11 погибли, - сообщил Герман Суслов. - И это несмотря на то, что в рамках профилактики правонарушений скоростного режима сотрудники ГИБДД уже выявили 15958 превышений разрешенной скорости движения (2012-й - 9329), из них при помощи АПК «Арена», работающих в автоматическом режиме, 13027 (2012-й - 4185) нарушений. Установлено 166 случаев превышения скорости более чем на 60 км/ч (2012-й - 89).
Не секрет, что большинство водителей территории уже получили по почте «письма счастья» с квитанцией на оплату штрафа и фотографией своего автомобиля. Эффективность комплекса фиксации нарушений скоростного режима АПК «Арена» налицо. Аппаратно-программный комплекс эффективно действует в Магадане, Ольском, Хасынском, Сусуманском и Ягоднинском районах (в режиме автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения в Магадане, Ольском и Хасынском районах). Как результат, удалось добиться снижения числа ДТП по вине лихачей.
Пешеход не всегда прав
Хорошо известно, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов сохраняются из года в год и являются одним из основных видов ДТП. Так, из-за нарушения ПДД водителями и пешеходами в Магаданской области совершено 45 наездов на пешеходов (2012-й - 40). В удельном эквиваленте это составляет 30,2 % от всех ДТП с пострадавшими. В авариях 5 пешеходов погибли и 43 ранены. Примечательно, что по вине самих пешеходов зарегистрировано 16 ДТП, в них 5 человек погибли и 12 ранены.
Но всегда ли прав пешеход, вступая на проезжую часть и демонстрируя свое преимущество? В рамках профилактики дорожно-транспортных происшествий и контроля соблюдения водителями и пешеходами Правил дорожного движения инспекторы спецроты возбудили 36830 (2012-й - 28777) дел об административных правонарушениях, причем в отношении пешеходов - 1421. А это, как видим, заметная цифра, если учесть, что на водителей, не предоставивших преимущество пешеходам, заведено 771 дело.
Свою лепту в эту статистику внесло и изменение схемы работы магаданских светофоров, на которых на ряде перекрестков областного центра еще весной началось переключение фаз. Пока народ привыкает, а процесс этот, по оценкам специалистов, долгий, продолжается бездумное движение людей даже по «зебре», когда человек не обращает внимания на сигналы светофора и идет по дороге так, как делал это многие годы. Плюсы и минусы этого нововведения еще предстоит проанализировать, но бесспорно, что в организации дорожного движения наметился сдвиг в лучшую сторону. Стало меньше пробок и заторов, как следствие, уменьшилась и загазованность областного центра в часы пик.
Чего не скажешь о таком виде нарушений, как выезд на полосу встречного движения. Только за 7 месяцев по этой причине произошло 27 ДТП (2012-й - 20), при которых 11 человек погибли (2012-й - всего 3) и 58 ранено. Удельный вес таких происшествий составляет 18,1 % от всех аварий с пострадавшими. Поэтому и профилактическое мероприятие «Встречная полоса» стало внеплановым, в том числе с использованием методов скрытого патрулирования.
Пьян и очень опасен!
«Убрать с дороги пьяниц!» - этот призыв депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, побывавшего недавно в Магадане, поддерживают практически все законопослушные водители, ведь в дорожно-транспортных происшествиях страдают в том числе они и их пассажиры. За что и почему?
Да, тревожна аварийность по вине нетрезвых водителей. В январе - июле 2013 года в Магаданской области по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, совершено 22 ДТП, в них 1 человек погиб и 39 ранены. На совести не имеющих права управления произошло 17 аварий, здесь 4 человека погибли и 21 ранен. И это несмотря на строгие санкции и ужесточение законодательства с 1 сентября.
С начала года выявлено около 2 тысяч грубых нарушений, за совершение которых предусмотрено в том числе лишение права управления или административный арест. Выявлено почти тысяча случаев управления транспортом в состоянии опьянения и невыполнения законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования, 1234 факта управления транспортным средством лиц, не имевших права управления или уже лишенных водительского удостоверения.
За 7 месяцев из направленных в суды административных материалов подвергнут административному аресту 471 человек и 401 лишен права управления транспортом. Но это вовсе не означает, что человек без водительского удостоверения перестанет пьяным садиться за руль и ездить в поисках беды для себя и окружающих. О таком рецидиве хорошо знают наркологи, ежедневно встречаясь с доставленными к ним задержанными.
В Магаданской области функционируют 10 пунктов медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения (ПМО), дополнительно необходимы три в Ягоднинском, Ольском и Северо-Эвенском районах. Все пункты проводят забор биологических сред, которые исследуются в Магаданском наркологическом диспансере. А для нужд Госавтоинспекции дополнительно необходим один передвижной ПМО, который за- планировано приобрести в рамках реализации областной целевой программы на 2014 - 2020 годы.
По итогам координационного совещания по обеспечению общественного порядка в области, состоявшегося в июне 2013 года, Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области до конца 2013 года предложено организовать открытие ПМО в каждом населенном пункте, в том числе на базе уже имеющихся медицинских учреждений (фельдшерских пунктов, санаториев и т. п.), с получением необходимых лицензий (разрешений) на проведение освидетельствования на состояние опьянения, а также укомплектованием необходимым оборудованием.
Забытая легитимность
Практически все резонансные аварии с тяжелыми последствиями происходят в Магадане. Случайность или закономерность? Насколько эффективно работает городская комиссия безопасности дорожного движения? Неожиданный ответ позволили сделать анализ деятельности этого совещательного органа и данные областного УМВД.
Оказалось, что по распоряжению министра внутренних дел РФ генерал-полковника полиции Владимира Колокольцева сотрудник Главного управления ОБДД МВД России с 17 июня по 2 июля 2013 года изучил фактическое положение дел в УМВД России по Магаданской области и подразделениях Госавтоинспекции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки выявлено, что в Магадане комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения не создана. Фактически отсутствуют необходимые правоустанавливающие документы, положение о комиссии. Однако заседания при заместителе мэра проводятся, по их результатам принимаются решения, носящие не легитимный, а только рекомендательный характер.
При этом они избирательны и не учитывают предложения отделения ГИБДД УМВД России по г. Магадану в обеспечении безопасности дорожного движения. А в штате самого этого отделения всего 2 (!) человека на более чем стотысячное население. Ни о логике, ни о здравом смысле здесь говорить не приходится. А стоило бы задуматься, считают члены областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Они также проанализировали состояние улично-дорожной сети Магаданской области и готовность дорожных и коммунальных органов к ее содержанию в безопасном состоянии для движения транспорта и пешеходов. Члены комиссии также обсудили проводимые в муниципальных образованиях Магаданской области мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, по обустройству подъездных путей к общеобразовательным учреждениям пешеходными переходами, знаками, разметкой, светофорами в период начала нового учебного года.
Такое пристальное внимание власти к проблеме личной безопасности населения понятно и объяснимо. Теперь нужно беречься не только от автомобиля. Сегодня каждый человек, будь он за рулем или на пешеходном переходе, не застрахован от дорожно-транспортного происшествия, нередко даже гибели или ранения. Об этом свидетельствует статистика ДТП, как и о главных причинах аварийности. Они появились с началом эры мировой автомобилизации и во всех странах практически одинаковы. Но разной остается ответственность водителя и пешехода. Карательные меры - лишь часть профилактики. Мировой опыт учит, что главное на дороге - требовать от человека уважительного отношения к закону. И учить с самого юного возраста. Россия уже пошла по этому пути. Теперь такую дорогу безопасности будут осваивать и в нашем регионе.
Александр МУРЛИН.