Наделавшие немало бед, паводки на реке Армань едва не завершились еще одной катастрофой. Свернувшая на новое русло протока размыла часть территории Арманского рыборазводного заводе и подошла вплотную и главному корпусу.
О том, какие меры были предприняты по спасению производства, в каком состоянии ныне находится завод, а также о ближайшей перспективе развития рыбоводства на территории области читателям сегодня рассказывает начальник ФГУ Охотскрыббод Георгии Гивич Имнадзе.
- К сожалению, мы сегодня не располагаем в достаточной мере ни средствами, ни техникой для предотвращения подобных ситуаций. Поэтому, несмотря на то что опасность для завода обозначилась еще после июньского паводка, когда до фундамента главного корпуса протоке осталось промыть чуть больше 20 метров, летом предпринять так ничего и не удалось.
Августовский паводок довершил картину бедствия-вода подошла уже вплотную к фундаменту. А все наши крики о помощи так и оставались гласом вопиющего в пустыне - ни на федеральном уровне, ни на местном проблема так и не решалась.
Помощь пришла неожиданно. Просто один из неравнодушных людей - руководитель "Ка-маггцу-центра" Даниил Рафаило-вич Шафиев сообщил, что может не только ускорить ремонт одного из тяжелых бульдозеров, но и дать опытных операторов для выполнения работ. А другой человек-Сергей Семенович Базавлуцкий, руководитель ООО "Кривбасс", которому й принадлежит эта техника, - не возражал против того, чтобы использовать бульдозер на ликвидации последствий разгула стихии. Безвозмездно. Воттак, благодаря активной жизненной позиции двоих людей и была отведена непосредственная угроза самому существованию Арманского завода. За что нижайший им поклон.
- Сколько времени потребовалось на всю работу?
- Я не считаю подготовку, хотя, понятно, что и доставка такой тяжелой техники - один бульдозер без отвала весит порядка 65 тонн - процесс непростой. Но непосредственно на перепланировку части территории.размы-той водным потоком, потребовалось восемь суток. Работа шла круглосуточно.
Двое машинистов бульдозера сменяли друг друга И нужно было видеть, как трудились эти ребята - настоящие профессионалы. Мы очень благодарны им за помощь.
В общей сложности за эти восемь суток было перемещено порядка 50 тысяч кубометров грунта. Пострадавшая территория завода отсыпана заново. Но, кроме этого, был прорыт новый участок русла протоки - напрямую по ее течению. Конечно, это сделано без расчетов и обоснований.
Но, думается, хотя бы на время обезопасит насоточередных "сюрпризов" природы- Теперь нужно еще укрепить восстановленную часть берега круп-нообломснным скальным грунтом. Это требует очень знанительных затрат.
Поэтому решить проблему удастся не ранее следующей весны. Возможно, в рамках финансирования реконструкции завода, которое будет осуществляться по федеральной целевой программе.
- Средства по федеральной целевой программе должны были начать поступала уже в нынешнем году- Однако высказывалось опасение, что из-за кризиса объем намеченных мероприятий могут сократить. Какова ситуация на сегодня?
- Из намеченных на этот год 24 миллионов рублей будет выделено лишь около 11 миллионов. Но на эти деньги организация, которая в Москве выиграет конкурс на проведение реконструкции, уже начнет закупать оборудование для Арманского завода.
Так что, пусть с небольшой задержкой, финансирование все же начнет поступать. Если говорить конкретно об этом заводе, то программа там довольно обширна. Нам предстоит построить еще один цех и оснастить его новыми инкубаторами, такими, которые используются у нас на Янеком заводе.
Хотя и от старых ин-кубаторов мы не отказываемся -в них проще работать с икрой, которая иногда не совсем удовлетворяет нас по качеству, иначе говоря, дает большой отход. Просто новый цех будет дополнять уже существующие мощности завода.
Ну, а в старых цехах пройдетобновпение оборудования, ремонт, реконструкция. Здесь, как и на Ольской ЭПАБ, планируется поставить установку по подогреву воды. К сожалению, в скважинах, из которых запитаны оба завода, температура воды слишком низкая.
Относительно тепловодных источников рядом нет. Поэтому придется воду слегка нагревать. Затраты, естественно, возрастут. Однако за счет того, что на заводах будет замкнутый цикл циркуляции воды, расходы на подогрев выйдут не столь уж значительными.
Зато мальки лосося в такой среде будут себя чувствовать гораздо комфортнее.
Вообще, должен сказать, что вся программа реконструк-ции рассчитана не столько на увеличение мощности заводов- она возрастет ненамного, на 20-30 процентов, - сколько на повышение качества работы, эффективности; отдачи от вложенного рыбоводами труда.
И, насколько я понимаю, все последние годы коллектив ФГУ "Охотскрыбврд" как раз и работал над этой проблематикой. В том числе, например, была отработана методика подращивания мальков в морской воде.
Переход из реки в море - самый сложный период в жизни будущих лососей. И как развэтот момент защита от хищников и подкармливание, которые мы обеспечиваем малькам, позволяют избежать их массовой гибели. Несколько лет садкового подращивания молоди лососей в бухте Веселая показали, что такая практика заметно увеличивает возврат рыбы.
- Кета прошедшая такое подращивание на Старой Веселой, уже возвращается. Но нереститься ей негде. Эту рыбу кто-то вылавливает?
- Конечно. Летом у нас там стоял ставной невод. Ловили и сетями. Но неводом пользоваться гораздо эффективнее. Рыба спокойно заходит в ловушку, затем перемещается в садки, где и остается вплоть до полного созревания, то есть до момента извлечения икры для закладки на инкубацию на заводах. Только в бухте Веселой мы заложили 2 миллиона икринок.
Это примерно от полутора тысяч подошедших производителей. Всего за одну ночь в невод зашли более тысячи лососей. Мы будем наращивать это искусственное стадо, с помощью которого, надеюсь, решим в какой-то мере проблему обеспечения закладки икры, использования рыборазводных заводов на полную мощность.
-А сколько икры заложено на инкубирование сейчас?
- Свою программу, предполагающую закладку 61,1 миллиона икринок, мы выполнили пока на 75 процентов. Закладка продолжается. Но уже сейчас могу сказать, что выполнить план полностью нам, вероятно, не удастся. Мы ведь не просто добываем рыбу, как промышлен-ные бригады.
Мы должны изъять производителей в местах, Максимально географически приближенных к естественным нерестилищам, с тем, чтобы получить не товарную, а зрелую икру, пригодную к оплодотворению. А в нынешнее лето, как показывает практика наших рыбоводов, к нерестилищам кеты прошло очень мало.
Единственная река, на которой благодаря тому же паводку, что принес нам столько хлопот, нерестилища лосося оказались заполнены практически стопроцентно, - это Тауй. Правда,
там, как вы знаете, мы не можем изымать производителей в верховьях реки - не позволяет законодательство о заповеднике.
Хотя на работу завода это теперь вряд ли существенно повлияет. Тауйский рыбоводный полностью перешел на двухлетнее содержание молоди кижуча. Для этого потребуется меньше закладок, но эффективность завода возрастет - за счет увеличения возврата.
То есть можно, конечно, порадоваться хорошему нересту на Тауе, однако ситуация на остальных реках складывается весьма тревожная. Даже по реке Яма, с которой мы традиционно доставляем икру под закладку на Арманский ЛРЗ, поднялось к нерестилищам лосося совсем не столько, сколько ожидалось.
Мы рассчитывали заготовить там для инкубации 7,6 миллиона икринок. Пока удалось набрать лишь 2,5 миллиона. Работу продолжаем, только уже ясно, что на планируемое количество не выйдем.
- Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что такой слабый подход кеты и кижуча - последствия реформирования нашей рыбоохраны...
- Не могу утверждать, поскольку не могу оценить обстановку на реках области 3-5 лет назад. Наверное, ученые объективно проанализируют ход нереста. Справедливости ради добавлю, что сами природные условия в нынешнее лето для прохода к нерестилищам, например, кеты были не очень благоприятными.
Уровень воды в реках почти все лето, исключая паводки в июне и августе, был весьма низким, температура речной воды - слишком высокой. Уже одни эти факторы могли не позволить кете массово пройти на нерест.
Понимаете, мы иногда как-то увлекаемся статистикой рыбоохраны, забывая обо всех прочих причинах неурожайных лет. Да, существует промысловый пресс на реках. Но ведь не он один влияет на подходы лосося. Тут же целый комплекс проблем. В том числе и экологических.
Вот сейчас, после размыва Карамкенского хвостохранилища, мы имеем подтвержденное заиливание русла реки Хасын. Заражение воды отходами технологических процессов золотодобычи пока не подтверждено.
А поскольку Хасын сливается с рекой Армань, есть опасения, что это может негативно сказаться на состоянии рыбных запасов обоих рек.
- Предполагается ли у нас в ближайшем будущем строительство новых рыборазводных заводов?
- Таких планов пока нет. Единственное, что хотелось бы видеть в ближайшие годы, это компактный модуль в районе Старой Веселой для инкубации порядка 5 миллионов икринок. Цель - поддержание вновь созданного стада и обеспечения закладок на другие заводы.
В 1998 году этот вопрос уже обсуждался. Но в то время речь шла о строительстве настоящего завода, аналогичного Арманскому, под закладку больших объемов икры. И градостроители отвергли это предложение.
Старая Веселая - традиционное место отдыха горожан. Но компактный модуль будет расположен в стороне и никому не должен помешать. Думаю, к этому нужно вернуться, а возможно, и включить строительство в федеральную целевую программу. Магаданцы ведь не только отдыхают. Они и от лосося не отказываются.
Николай Пановский