Своеобразной визитной карточкой Магадана является автовокзал. Подъезжая, пассажир наблюдает окрестности, впитывает первые впечатления, и вот, двери открываются, он выходит и погружается в атмосферу улиц и двориков, архитектуры, цветов, запахов, звуков…
И что видит пассажир, покидая автобус? В принципе картину, не особо удручающую, но и не радужную. Пройдем вместе с ним, вновь прибывшим, по самому центру, там, где городская полиция, торговый центр, магазинчики. Обойдя здание автовокзала, попадаешь в совершенно другой мир, тот, что прячется за вполне презентабельными фасадами административных зданий. Вот перед нами заезд во двор. Идем мимо шлагбаумов, ограждающих парковку полиции с одной стороны, бог знает каких организаций с другой, протискиваемся между плотно припаркованными автомобилями тех, кому за ограждение вход закрыт, едва не ломаем ноги на перекопанных участках (да здравствует ремонт инженерных сетей!), снова бочком между машинами, огибаем стоящий посреди парковки колбасный киоск и вуаля - мы в торговом центре на ул. Пролетарской, 11!
«НЕИЗВЕДАННЫЙ МАГАДАН»
Вообще, не мешало бы объявить конкурс среди фотографов типа «Неизведанный Магадан», попросить сделать снимки самых захудалых мест города.
Поверьте, двор ул. Пролетарской, 11 выйдет в лидеры. Если не верите, совершите пешую прогулку по внутреннему двору так называемого Пентагона. Тут и в сухую погоду черт ногу сломит, ну а если вас занесло в этот каменный мешок во время дождя - берегитесь! И болотные сапоги вам в помощь. А между тем именно сюда съезжаются те, кому не хватило места на основной парковке, ведь там все тоже непросто - полгорода бросают своих железных коней, потому что больше негде. И если вы все же не испугаетесь и пересечете «Пентагон» от арки до арки, словно пилигрим из стихотворения Бродского, обязательно будете вознаграждены хорошим асфальтом и видом величественного кафедрального собора.
Почему же в самом центре, где расположены на правах собственников и арендаторов десятки предприятий (городская полиция и суд, транспортная прокуратура, департамент природных ресурсов, ОАО «Ростелеком», ювелирный магазин, кафе и рестораны), такой унылый пейзаж? А ведь было еще хуже, с уверенностью заявляет руководитель филиала ООО «Главагентство-сервис» Джалил Амаханов, который два года назад, заручившись поддержкой руководства городского УМВД и транспортной прокуратуры, получил разрешение огородить территорию между ул. Набережной р. Магаданки, 7 и Ленина, 1а заборчиком и шлагбаумом.
- Дело в том, что до этих мер ситуация была просто ужасной, - вспоминает Джалил Азизович. - Эту территорию заполонили таксисты, здесь постоянно что-то ремонтировали, валялись запчасти, на ночь оставляли машины и мотоциклы. Некоторую технику с помощью УМВД приходилось эвакуировать или разыскивать владельцев. После того, как нам дали добро, наняли сторожа, уложили асфальт, сами здесь убираем, чистим снег. Считаю, проблема себя исчерпала.
Свое мнение есть и у директора МБУ г. Магадана «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» Дмитрия Гузенко. Он считает, что парковка между «М-Сити» и автовокзалом совершенно неудобна, не имеет нормального выезда, создает проблемы для дежурных полицейских автомобилей, которые подолгу не могут заехать или выехать с территории УМВД.
- На эту парковку нужен отдельный заезд, - убежден Дмитрий Анатольевич. - Но его вряд ли обустроят. Да еще и в центре парковки поставили ларек, торгующий мясными деликатесами.
ПАЛАТКА ПРЕТКНОВЕНИЯ
До середины июня этого года торговый павильон вплотную примыкал к зданию автовокзала, но из-за пресловутого ремонта инженерных сетей киоск перенесли, как оказалось, на его законное место. А место это ни где-нибудь, а в самом центре единственной открытой парковки, обслуживающей целую сеть административных зданий от автовокзала до городской полиции. Оказалось, 24 кв. метра еще в 2012 году взяты в аренду предпринимателем на основании постановления мэрии г. Магадана № 377.
Эта ситуация стала воистину камнем преткновения в работе по благоустройству владельца здания по ул. Пролетарской, 11 ЗАО «Магаданэнергострой».
- Участок парковки, на котором сейчас стоит торговая точка ООО «Агротек-Магадан Маркет», закреплен за нами в качестве санитарной территории на основании постановления мэра г. Магадана № 1448 от 10.08.2005 г., - объясняет руководитель магаданского отдела компании Наталья Ванеева. - На протяжении 8 лет предприятие добросовестно выполняет все обязательства по поддержанию территории в санитарно-исправном состоянии. Например, за счет собственных средств демонтировали и вывезли с прилегающей территории старые ларьки, организовали подпорную стенку, провели работы по озеленению, уложили асфальтовое покрытие. Кроме того, ежегодно проводятся работы по нанесению разметки, помывке парковки и уборке снега в зимний период. А теперь непонятно, что нам делать.
В результате этих перипетий территория в центре города, еще совсем недавно радовавшая глаз опрятностью и современным видом, сегодня имеет удручающий облик: грязь, камни, автомобили, припаркованные впритык вдоль и поперек парковки, а в середине всего этого хаоса торгуют мясными деликатесами.
Чтобы разобраться в вопросе, обратилась к руководителю департамента САТЭК Вениамину Троицкому, который сразу подчеркнул, что возглавляет департамент меньше года. К тому же в учреждении сменились многие сотрудники, поэтому отвечать за прошлые решения он не может.
В ПЛАНЕ НЕ ЗНАЧИТСЯ
Для начала Вениамин Юрьевич пояснил, что в плане на этот год благоустройство данной территории не значится. Но обнадежил, что при верстке нового эти площади учтут. Но если городские власти из года в год не решают проблему, возможно, есть смысл раздать прилегающую к административным зданиям территорию в частные руки, тогда дело явно пойдет на лад и будет с кого спросить? Оказалось, и в этом вопросе все неоднозначно.
- Аренда, - подчеркнул руководитель САТЭКа, - это пользование землей в том целевом назначении, которое запланировал арендатор. Завтра он оградит территорию, перестанет пускать туда посторонних. Муниципалитет не идет на это, потому что нельзя ограничивать кого-то в правах на пользование общей землей. Если создать прецедент, скоро нам негде будет припарковаться и пройтись.
Но ведь так фактически и получилось в этом районе города: автовокзал территорию загородил, ООО «Главагентство-сервис» и УВД г. Магадана тоже - туда без ключа от шлагбаума не попасть. В свободном доступе остался участок, который благоустраивается силами ЗАО «Магаданэнергострой», но его организации в аренду не дают, зато 24 кв. метра этой площади другому частнику арендовать разрешили. И именно там, где убирают, чистят и ремонтируют за свой счет совсем другие люди.
- В настоящее время павильон стоит в границах сформированного участка, - объясняет В. Троицкий. - Он бы так и находился на старом месте и вопроса не возникло, но вмешался ремонт теплосетей. Почему так получилось? Мне трудно судить, я тогда не работал в этой должности. В коллективном обращении от руководства здания и арендаторов «М-Сити», которое к нам поступило, упор сделан на то, что киоск находится в границах санитарных зон ЗАО «Магадан-энергострой» и автовокзала. Но санзона - это не землепользование и не накладывает ограничений на использование земельного участка муниципалитетом. В этом месте находится достаточно много учреждений, конечно, дорого каждое парковочное место. Думаю, в ближайшее время ситуация будет разрешена. Разумно посмотреть на проблему внимательнее и найти выход из положения путем трехстороннего разговора.
И ОПЯТЬ ЗА СВОЙ СЧЕТ
На данный момент официального ответа Наталья Ванеева от мэрии и САТЭКа не получила. Только устные уверения, что ларек поместят на прежнее место (к торцу автовокзала) до окончания срока аренды. Еще в мэрии собственнику здания предложили софинансировать асфальтирование прилегающей территории, включая площадь от арки до середины двора с последующим привлечением других собственников. Это единственное решение проблемы, созревшее у чиновников за столько лет.
Тема, которая, как говорится, лежала под ногами, обнажила целый ряд проблем, одна из которых - по какому принципу город застраивают ларьками?
Последний аспект также прокомментировали в САТЭКе.
- Говорить о запрещении киосков по меньшей мере некорректно, - считает Вениамин Троицкий. - Ларек - это короткое плечо между производителем товара и потребителем. Что делается в данном направлении? Вышло постановление мэрии г. Магадана о комбинированных остановочных пунктах, введение которых - шаг в сторону социального партнерства: таким образом решаются вопросы их содержания. Страдает ли от таких павильонов внешний вид города? Сложный вопрос. Если сказать, что страдает, нужно ларьки убирать. Но это недопустимо, ведь сто ларьков - это и сетевой бизнес (примерно 60 %) и индивидуальный (40 %). Предприниматель, имеющий ларек, обеспечивает занятость 3 - 5 человек. Убрать с рынка труда 500 рабочих мест - правильно ли это?
Многие ли из нас, гуляя по городу, задумывались о том, по чьей земле мы ходим, кто за нее в ответе? Самый логичный ответ - муниципалитет.
Но, как выяснилось, не все так просто. Одну землю городские власти с легкостью дают арендовать, другую же, ничем от первой не отличающуюся, - ни в какую. В одном районе асфальт укладывают из года в год, высаживают деревца, меняют тротуарную плитку, в другом же хаос,
не иначе. Казалось бы, культурный и деловой центр должен быть в безусловном приоритете, но акценты пока расставляются по-другому. Да, сегодня большое внимание уделяется проблемам благоустройства. Но очень хочется, чтобы эти улучшения коснулись в первую очередь визитной карточки Магадана - автовокзала и всего, что вокруг него.
Татьяна ХРИПУН.