По трассе, по Колымской


Или что можно увидеть на просторах Магаданской области из окна внедорожника.

Куда глаза глядят

Заканчивается пора отпусков. Полные впечатлений магаданцы возвращаются из самых разных областей России и зарубежья, а кто-то уже планирует поездки и на будущий год. Но не все стремятся провести отпуск за пределами области. Есть и такие, кто прекрасно ориентируется в родном крае, находя здесь все новые красоты. В этом году мне ненадолго посчастливилось примкнуть к группе таких энтузиастов. Мы решили устроить небольшую автопрогулку по Колымской трассе, в нашем распоряжении был джип-внедорожник и четыре августовских дня свободного времени.
Нас было четверо взрослых и двое мальчиков. На сборы ушло всего несколько часов: мы закупили продукты, уточнили прогноз погоды и погрузили вещи в машину. Даже маршрут особо продумывать не стали, решив просто поехать по основной трассе и сворачивать с нее там, где увидим что-нибудь интересное.



Поселок,
которого нет

Первым пунктом, где мы захотели остановиться, оказался заброшенный поселок Яблоневый, что находится (или находился?) за Карамкеном. Обычно такие места производят тяжелое впечатление, от выбитых окон пятиэтажек, которых немало вдоль трассы, веет разрушением и тоской.
Здесь было не так. Дома были в основном одноэтажные, частные. Может, из-за ясного солнышка, но впечатление было такое, что жители покинули поселок совсем недавно, оставив здесь частичку своей тихой и светлой жизни. Даже сейчас едва обозначаемые дворики сохраняют следы заботливых рук: цветочные горшки, затейливая кованая дверная ручка, колесико от игрушечной машинки…

Нашли мы и настоящую машину, пожарную, из которой уже растут кусты; значительная часть ее корпуса была сделана из дерева, а фрагменты надписи на кабине сообщали что-то о дровах и пусковой рукоятке. Рассмотрев все эти «достопримечательности», мы попили чай прямо на центральной улице и поехали дальше.

Засекреченный лагерь

…В следующий раз свернули с трассы километров через шестьдесят, просто на заброшенную дорогу. Она была такая старая, что временами едва угадывалась, а то и просто исчезала в тайге. Нашему водителю пришлось активировать весь свой немалый опыт, чтобы пробираться по ней, рискуя сохранностью машины и нашими нервами. Но непреодолимая жажда загадок и приключений завладела нами столь прочно, что о возвращении не было и речи. Мы пересекали реки, переезжали разросшиеся посреди дороги кусты, останавливаясь только затем, чтобы осмотреться и минут за двадцать набрать по полному пакету отборных маслят или подосиновиков.

Наше упорство было в конце концов вознаграждено, хотя место, к которому привела дорога, на современных картах никак не обозначено. Посреди тайги справа и слева от нас стали попадаться развалины деревянных домов, а через несколько сотен метров мы оказались на отвесном обрыве, вдоль которого были так же разбросаны развалины, окруженные колючей проволокой… На окрестных склонах были видны две штольни, добраться до которых на машине было невозможно - слишком высоко.

Было ясно, что здесь находился один из гулаговских лагерей и небольшой поселок, который его обслуживал, вернее, контролировал. Внутри «колючки» возле каждого дома росли заботливо посаженные кем-то кусты красной смородины, увешанные в это время прозрачными, сверкающими на солнце ягодами. Удивительно, что даже среди мучений и непосильных трудов, в ужасных условиях люди старались и находили возможность украсить место, на котором живут.

Там же мы нашли бутылку из-под шампанского, на донышке стояло: январь, 1953 год. С какими мыслями, чувствами было выпито людьми ее содержимое? То ли лагерное начальство позволяло себе такую роскошь, то ли последние заключенные отпраздновали освобождение, наступившее после смерти Сталина… Мы этого не узнаем, как и многого другого. Дальстроевские карты почему-то до сих пор засекречены, а на современных, сколько мы ни смотрели, не обозначена даже сама дорога.

След древнего человека

После этого мы останавливались еще в нескольких красивых местах за поселком Атка, в районе ручья Олений. Оказывается, не только «на материке», но и у нас в Магаданской области растут огромные деревья, которые невозможно обхватить руками одному человеку, такие они широкие. А еще мы видели там множество крупных дятлов, которые настолько не боятся человека, что подлетали к нам буквально на расстояние вытянутой руки.
Уже незадолго до возвращения набрели еще на одну находку. Мы бы ее и не заметили, не будь среди нас увлеченного специалиста по северной этнографии. На одном из каменных склонов сопки он заметил несколько кусочков кремния, хотя именно этого камня вокруг больше нигде не было. Размер лишайников на его сколах и другие, понятные только специалистам признаки указывали на то, что хотя эти каменные фрагменты лежат здесь очень давно, они были принесены сюда из другого места.

Эти непримечательные для нас «камешки» оказались наконечниками стрел, скребками, ножами древнего охотника, который, скорее всего, именно на этом месте убил и освежевал оленя, бросив потом за ненадобностью использованные орудия. После долгих исследований, закончившихся уже в городе, выяснилось, что этим орудиям около двух тысяч лет…

Много интересных и красивых мест встретилось на нашем пути, а ведь мы проехали довольно небольшую часть Колымской трассы, повернув домой через 50 километров после Атки. А сколько еще загадок нашего края даже не обозначено на исследовательских горизонтах... Так, может, не обязательно стремиться в дальние края за новыми впечатлениями - просто оглядитесь вокруг!

Майя ЖУКОВА

Автор:  Майя ЖУКОВА "Вести города М"









Колымские колонки