Надо укреплять позицию


Проходивший в Москве 2-й съезд Объединения потребителей России под девизом «За социальную справедливость!» принял ряд документов, направленных на укрепление позиций всего российского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей.

В том числе свою новую программу до 2016 года.

Об этом наша беседа с председателем совета регионального (местного) отделения Объединения потребителей России Ксенией СУХАНКИНОЙ.

- Ксения Александровна, какие проблемы в защите прав потребителей сейчас отмечаются?

- В каких-то вопросах Закон «О защите прав потребителей» отстает от реальных отношений. Возьмем долевое строительство. В стране много обманутых вкладчиков, и законодательство зачастую не срабатывает. Если человек нарвался на мошенника, то закон не может защитить обманутого дольщика - не все в законе отражено, не все ситуации учтены. А медицинские услуги? Практически в стране нет таких фактов, когда вина медицинских работников была бы доказана. Услуги ЖКХ - это особый разговор. Мы не знаем, куда идут деньги, взятые с квартиросъемщиков, но те же подъезды, дворовые территории не убираются, хотя деньги за это исправно собираются. В нашем отделении есть несколько жалоб, что недобросовестно убираются подъезды, придомовые территории, зимой лед - не пройти, скользко.

Съезд отмечает, что отсутствует защита прав потребителей в городах. В мэрии Магадана есть отдел, где можно проконсультироваться по своим проблемам, но чтобы составить претензию, исковое заявление, нужно обращаться в другие структуры, к юристам. Единственный орган, который работает с потребителями, - Роспотребнадзор. Но одно учреждение не может решить проблемы всего населения - слишком много поступает обращений. В то же время отмечается низкий уровень правовой грамотности самих потребителей. В нашей практике бывает, что потерпевший начинает обращаться по своим делам и настолько все неправильно делает, что потом трудно исправить положение. Лучше всего консультироваться в соответствующих организациях, не делая самостоятельных шагов.

Съезд отмечает правовой нигилизм предпринимателей. Случается такое и у нас. Если продавец, исполнитель работ не удовлетворяет добровольно требования покупателя, заказчика, который прав, то решением суда назначаются неустойка, оплата морального вреда, штраф. Сумма набегает порядочная. То есть правовой нигилизм - это когда предприниматель не признает потребительского законодательства, отмахивается от требований покупателя, заказчика и не решает его проблему. К счастью в Магадане это бывает не так часто, как в больших городах.

- Что съезд считает необходимым для повышения уровня защиты прав потребителей?

- Даже реформировать потребительское законодательство. Разработать и принять потребительский кодекс Российской Федерации. Ввести должность уполномоченного по правам потребителей при Президенте РФ и институт уполномоченных по правам потребителей в субъектах РФ. Также восстановить муниципальный уровень защиты прав потребителей, для чего предоставить органам местного самоуправления реальные права и финансовые возможности. Еще предлагается законодательно расширить возможности общественного контроля в сфере рынка товаров и услуг. Результаты общественного присмотра должны рассматриваться контрольно-надзорными, правоохранительными органами вплоть до органов судебной власти. Предлагается учредить общероссийское государственно-общественное СМИ для правового просвещения населения в этой области.
- Какова роль самих потребителей в свете решений съезда?

- Немаловажна активная гражданская позиция самих граждан: повышение ими уровня правовой грамотности, готовность своевременно реагировать на нарушения своих потребительских прав и интересов, умение самостоятельно их отстаивать. Приведу пример, как люди защищают свои права. У нас был случай, когда человеку поставили новую входную дверь, выписали квитанцию. Но потом обнаружилось, что ее звуко- и шумоизоляция плохие - в квартире все слышно, из подъезда идет запах дыма от сигарет и т. д.

Владелец обратился в магазин, а там ответили, что в двери использован лучший на сегодняшний день утеплитель с хорошими звукоизоляционными свойствами. Гражданин пришел в нашу общественную организацию, и мы попытались поговорить с предпринимателем. Тот все принял в штыки и на компромисс не пошел. Мы продолжали работать в соответствии с законодательством. Для начала посоветовали гражданину провести экспертизу в центре при Торгово-промышленной палате. И она показала, что при установке двери допущено много нарушений: поставили криво, а в качестве изоляционного материала использован картон. Было составлено исковое заявление в суд. Набежала хорошая сумма с учетом неустойки и штрафа, значительно превышающая сумму при первоначальном обращении заказчика к продавцу. Но в судебном заседании истец согласился на мировую. То есть продавец ремонтирует дверь за свой счет и возвращает понесенные покупателем расходы (стоимость двери, ее установка), а тот самостоятельно приобретает другую дверь. Поэтому, если у гражданина возникли какие-то вопросы, надо отстаивать свои права.

Наше региональное отделение вносит свой вклад в просвещение населения по вопросам потребительского законодательства. По всем вопросам всегда можно проконсультироваться, если посетить наш офис по ул. Билибина, 2а, каб. 23 или позвонить
по тел. 64-92-20.
Жанна Еременко.

Автор:  Жанна Еременко "Магаданская правда"









Колымские колонки