Автостопом по России. Романтика или экономия?


Каждый из нас, путешествуя по городам и весям России, хоть раз видел человека, или нескольких, с рюкзаками, идущих по дороге с вытянутой рукой и поднятым большим пальцем. А быть может, кто-то и подвозил неожиданных попутчиков. Автостопщики. Вы, наверное, слышали о них.

До Колымы не подвезете?..

К подобному образу передвижения можно относиться по-разному. Однако, по крайней мере уважения автостоп заслуживает.

Кому что, как говорится. Кто-то путешествует с комфортом, передвигается на поездах и самолетах, останавливается в хороших гостиницах с вышколенной прислугой, а другие рассматривают само передвижение как часть путешествия, когда путь от точки А до точки Б становится не банальным преодолением расстояния, а настоящим приключением.

И забредают и заходят стопщики во все уголки страны. Кстати, Магадан отнюдь не исключение, сюда довольно часто заходят, заплывают и заезжают на всевозможном транспорте искатели приключений. Вот и недавно к нам занесло дальневосточных гостей.

…Оксана оказалась девушкой хрупкой. Не подобной некоторым молодым особам, считающим заусенчик на пальце новостью дня, а просто физически тонкой и стройной. Такой, по которой и не скажешь, что она приехала из Владивостока в Магадан автостопом и вот уже несколько дней живет здесь. В миру же Оксана - студентка экономического университета, перешла на 5-й курс. Автостопом занялась в 2010 году.
«Вообще-то, в Магадан я и не собиралась. Мы впятером ехали на Алтай, потом хотели съездить на Урал. Но добрались до Якутска, а там появилась идея заехать в Магадан. Вот с напарником и заехали».

Она пьет чай и выглядит обычной современной девушкой. Да и как иначе - она такая и есть.

«До Магадана добирались четыре дня. До поворота на север дороги вполне себе ничего. Но вот Якутия - самое страшное место в плане дорог. Иногда их и направлениями трудно назвать.

Якутией пугали еще во Владивостоке. Говорили о национализме, что русских там не любят и прочее. Все врут. Мы, несмотря на то, что прошли через пол-Якутии, ничего такого не заметили. Якуты - милейшие люди. Есть, правда, деревни, где люди русского языка не знают, но и они все хорошие. А однажды нас приютил дома на ночь чиновник поселковой администрации. И даже взятку не просил.

А к вам хорошая трасса идет, с Алдана добрых 300 километров удовольствия. Нас в общей сложности подвезло где-то 10 добрых людей: драйвера, локалы, дальнобойщики. Несколько раз ехали вместе с тюленями, а вот деньготрясов почти не было, хорошие места для стопа.
Повезло с последним человеком, кто подвез до самого Магадана. Стояли мы на переправе, ждали паром. Вдруг видим «УАЗ Патриот» и регион 49-й на номерах. Постучались, в машине оказался ваш земляк, ехал с сыном из Краснодара».

Бюджетные путешествия

За три года путешествий автостопом она побывала на Сахалине, в Мурманске, в Сочи, в Москве, на Урале, на Алтае, в Бурятии и других регионах. Причем ездила, когда время было: на каникулах, во время недолгого лета, тратя на автостоп отпуск на работе.
«Путешествовать так, как это делаем мы, не только интересно, романтично и т. д… Для меня, к примеру, это способ побывать там, где я никогда не была. Если б мне пришлось перевести в «билетные» деньги все свои поездки, выплачивала бы, наверное, до сих пор. Так что автостоп - отличный такой бюджетный вариант. От Владивостока до Москвы можно добраться, имея при себе 1000 рублей. Эти деньги уходят на чай, печеньки да обеды в придорожных кафешках. И все, вы в Москве. А сколько, говорите, у вас стоит билет на самолет? Кстати, мой личный рекорд - пять с половиной суток, правда, от Москвы до Владивостока. И, по-моему, 500 потраченных рублей».

Вот так, оказывается, просто. Путь в 7000 километров за почти шесть суток - быстрее, чем движется поезд.
«Только к первому стопу готовишься серьезно и психологически, и запасаешься вещами, картами, договариваешься о вписках. А потом намного все проще, а вещей меньше. В свой бэг я обычно кладу спальник, немного еды, средства гигиены, платьица, босоножки и прочие женские штучки. Мне нравится маскироваться под город, в который приехала, ну и, конечно, погулять по барам, клубам, концертам, интересным местам. В походной одежде это сделать сложно.

Многие спрашивают, страшно ли так путешествовать. Поначалу было немного не по себе, но ничего, привыкаешь. Злые люди сами боятся, что им причинят зло, поэтому не останавливаются. А подвозят те, кому интересно, по доброте, кому-то хочется поговорить в дороге. Очень важно быть приятным собеседником. Мне кажется, со временем я стала психологом, научилась хорошо разбираться в людях».

О стране и мифах

«Вот так поездишь и понимаешь, насколько многонациональна наша страна, народ везде разный, по-своему относятся к гостям. Например, буряты готовы расцеловать, приглашают в дом, поят и кормят, а татары даже по-русски с тобой не разговаривают. Но все равно, находились друзья. Все зависит от кармы. Многие считают, что мы сдуру бесимся, ездим куда-то, голосуем на позициях, иногда называют халявщиками или крутят пальцем у виска. Странно, ведь чем автостопный вариант путешествий отличается от других? По-моему, так даже интересней. А еще много вокруг автостопа мифов».

Миф № 1
Никто не остановится
Неправда, останавливаются, всегда останавливаются. В основном хорошие люди, чтобы скоротать время в дороге или просто помогают. А еще предлагают обеды, ужины, приглашают в дом. Наверное, потому, что выглядим, как туристы, а значит, интересные собеседники. Всего раз намекали на сексуальные приключения, но после отказа больше ни о чем таком не спрашивали.

Миф № 2
Долгая дорога
Это уж совсем неправда. До нужных мест добираешься на удивление быстро, в день можно проезжать по 1200-1500 километров. Получается, даже быстрее поезда. А дешевле намного. Конечно, не абсолютный комфорт, но можно и потерпеть. Зато бываешь в десятке мест. К примеру, я уже проехала больше 100 тысяч километров, 2,5 экватора. Ими стопщики меряют пройденную дорогу.

Миф № 3
Автостоп - только летом
Тоже неверно. Вообще, зимой даже комфортней ездить. Во-первых, больше шансов поймать машину - остановятся всегда, играет роль человеческий фактор. Когда я в первый раз поехала зимой, думала, будем замерзать - ничего подобного, даже не простудились. Особенно ночью приятно ехать, от света к свету. Но начинающим стопщикам лучше начать с летних поездок.

Миф № 4
Антисанитарные условия
Люди почему-то считают, что ездим мы немытые, в душ не ходим, не бреемся и за гигиеной не следим. По сути, путешествие автостопом не отличается от поездок на автомобиле. Есть кафешки, дорожные гостиницы, где можно принять душ, в конце концов, реки и озера. Не спа-процедуры, но вполне себя неплохо чувствуешь.

Завтра она поедет посмотреть на Маску скорби и сделать фотографии города, чтобы потом занести их в свои дневники.
«Оставлю потомкам, чтобы не заплутали, если до вас будут добираться. Кстати, город у вас замечательный, не думала, что здесь так. Очень похож на Владивосток, только уменьшенный в несколько раз. Даже домой пока не хочется, думаю, на недельку еще задержусь».

Словарь автостопщика

Вписка - временная остановка в пути следования, предполагающая ночлег в доме у местного жителя (часто у другого автостопщика).
Драйвер (от англ. driver - водитель) - водитель автомобиля.
Бэг/бэк (англ. bag - сумка; от англ. backpack - рюкзак) - дорожный рюкзак автостопщика.
Стопник - атлас дорог, обычно автомобильных.
Деньготряс, деньгопрос, таксист - водитель, пытающийся подвезти за деньги.
Позиция, точка - место, удобное для голосования.
Тюлень - обыватель, добирающийся до дачи и т. п. и составляющий конкуренцию автостопщику на окраинах населенных пунктов. Тюленем зовется за безвольно приподнятую, расслабленную, как ласта, руку (в противоположность автостопщику, энергично голосующему).
Собака - электричка («полетел в Москву на собаках»).
Локал (от англ. local - местный) - водитель, который подвозит автостопщика недалеко (до ближайшей деревни, дачи и т. п.)

Андрей ГРИШИН

Автор:  Андрей ГРИШИН "КП в Магадане"









Колымские колонки