Кто из нас хотя бы раз не разражался гневной тирадой по поводу переполненных мусорных контейнеров и разбросанного вдоль площадки для ТБО бытового хлама? Какие шаги предпринимают магаданские коммунальщики, чтобы раз и навсегда избавить город от подобных сцен быта?
Дворовые войны...
В Магадане вывозом твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГО) занимаются две компании - ООО «Спецавтохозяйство» и ООО «Чистый город». По мнению их сотрудников, главная помеха в работе - припаркованные возле контейнерных площадок автомобили. Магаданские дворовые проезды в большинстве своем довольно узкие, в них и две легковушки с трудом расходятся, что уж говорить о тяжелой технике?
По словам начальника городской административно-технической инспекции Александра Шкаликова, доходило до того, что припаркованная абы как машина стояла часами, дозвониться-достучаться до ее владельца не получалось, из-за чего спецавтомобиль порой до двух суток не имел доступа к мусорным бакам или же много времени тратил, чтобы задним ходом выбраться из двора. «Наказать за такое поведение автомобилистов мы не можем, отчасти поэтому они и не боятся оставлять свои авто посреди дворового проезда», - добавил собеседник «ВгМ».
Хотя в практике коммунальщиков был случай, когда возмездие находило своего «героя». Так, например, хозяйку автомобиля, что на фото, все-таки оштрафовали госавтоинспекторы. Это произошло во дворе дома 71 по Набережной р. Магаданки. Поводом для него послужило совсем другое нарушение, но вызвали инспекторов сотрудники фирмы, занимающейся вывозом ТБО. Ситуация классическая: авто припарковано прямо посреди проезда неподалеку от баков. Выезд спецмашине прегражден, развернуться или дать задний ход вдоль проезда, где с каждого бока - легковушки, сложно.
«Как минимум раз в день водители нашей фирмы сталкиваются с подобным хамством, - пояснил гендиректор ООО «Чистый город» Петр Шибаев. - И автомобилистам плевать, что от их поведения в первую очередь страдают их же соседи, вынужденные мириться с переполненными баками. Чтобы обезопасить себя и доказать, что кучи мусора собираются не по нашей вине, мы каждый раз предоставляем контролирующим структурам полный фотоотчет о происходящем. И пока за подобное не начнут наказывать рублем, ситуация не изменится».
ТБО и КГО
Все, наверное, помнят, сколько крику было вокруг крупногабаритного мусора. Старые раскуроченные диваны, коробки из-под бытовой техники могли неделями портить вид двора. Коммунальщики долго не могли решить, во что это «добро» грузить и как вывозить. Разобрались. Теперь во дворах устанавливают специальные контейнеры под крупногабарит, а затем вывозят накопившийся хлам на городской полигон. Но осталась еще одна загвоздка.
Часто в контейнеры выбрасывают строительный мусор - всевозможные деревянные обломки и шлакоблоки (впрочем, чему удивляться, магаданцы умудряются даже холодильники в контейнеры запихивать). И дело здесь не только в том, что вывоз строительного хлама в тариф за вывоз мусора не входит. Вес строительных отходов намного выше веса простого бытового мусора. На контейнер, под завязку набитый обломками стен, старыми трубами, грузоподъемность техники не рассчитана. Результат предсказуем - срок службы спецтехники сокращается в 2-3 раза, уже через год работы новой машины начинаются серьезные проблемы с ее эксплуатацией, а поломки агрегатов гидравлики становятся обыденным явлением, особенно летом, в пору ремонтов.
У семи нянек...
Не утихают вечные споры вокруг еще одного камня преткновения: по чьей вине скапливается мусор на контейнерных площадках - водителей, которые не подбирают просыпавшиеся отходы при погрузке ТБО, или дворников, в чьи обязанности и входит поддержание чистоты и порядка на площадках?
Чтобы четко ответить на вопрос: «Кто халтурит?», скоро мусоровозы оснастят специальными датчиками, а заодно подключат к системе ГЛОНАСС. Это позволит не только отследить перемещение спецмашин по маршруту, но и подтвердит факт разгрузки мусорных баков. По такому пути пошли коммунальщики Зауралья.
Пригодится подобная система контроля и там, где контейнерные площадки закреплены за несколькими хозяевами и представителями коммунальной инфраструктуры. К примеру, за площадкой возле магазина «Центральный» следит сразу пять хозяйствующих субъектов. Сказать, что благодаря этому она стала образцом чистоты, культуры и быта, сложно, зато кавардака в управлении этим нехитрым скарбом точно добавилось.
«Большой брат» для баков?
За состоянием контейнерных площадок, сохранностью их имущества должны следить управляющие компании. Но дворника к каждому баку не приставишь. Бороться с хамством, вандалами и ворами (нередко металлические баки исчезали с привычных мест и отправлялись предприимчивыми магаданцами на металлолом), по мнению управляющих компаний, должны видеокамеры. Еще год назад руководство ООО «Любимый город» предложило организовать видеонаблюдение за контейнерными площадками, эту идею поддержали и организации, задействованные в вывозе мусора.
«Камеры решат сразу несколько проблем. Они позволят организовать полноценный контроль за состоянием баков, в том числе и выявить причины их переполненности. Причем отслеживать эту информацию в режиме реального времени смогут не только контролирующие ведомства, но и сами собственники жилья, которые оплачивают услуги вывоза ТБО. Кроме этого, круглосуточное видеонаблюдение позволит находить и виновников порчи контейнеров. Эта задача станет особенно актуальна, когда в Магадане установят первую партию евроконтейнеров», - пояснил Петр Шибаев.
В духе «евро»
А теперь начинается самое интересное. Уже этой осенью муниципалитет намерен установить во дворах 200 евроконтейнеров. Они больше по вместимости, чем привычные металлические (1,1 куба против 0,75 м куб.), при этом легкие. Сами контейнеры оснащены крышкой и педалью для ее подъема. Благодаря этому устройству мэрия надеется решить две проблемы. Во-первых, лишить чаек городской столовой, сделав за счет этого Магадан менее привлекательным для дальнейшего заселения морскими пернатыми. Во-вторых, свести на нет шалости ветра, вечно разносящего содержимое контейнеров по дворам.
Новые баки уже апробированы в суровых условиях российского климата. На них перешли Чита, Воркута и ряд других городов. Евроконтейнеры выдерживают 30-градусные морозы. Единственная напасть - вандалы. Статистика нашей страны показывает: в первый год после установки от их рук гибнет 5-7% оборудования, чаще зимой, при массовом пожоге елок. Но уже со следующего года число выходок вандализма снижается до 2-3%. Отчасти научить горожан правильно пользоваться пластиковыми контейнерами могут помочь камеры видеонаблюдения.
К слову, под это городскую программу в Магадан уже пришел новый мусоровоз последнего, 5-го поколения (сейчас у нас используются машины максимально 3-го поколения) с комбинированным захватом. Новая машина сможет обслуживать как старые, так и новые контейнеры, с переходом на которые город станет намного чище и комфортней.
Правда, удастся ли мэрии достичь этой цели, зависит и от горожан.
Лора ТИЛЬ