Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем дальнейшего обучения.
Профессия все чаще начинает рассматриваться как средство достижения жизненного успеха и самореализации личности.
Как же помочь подростку с выбором дела всей жизни? Об этом шла речь на очередном заседании коллегии Департамента образования администрации Магаданской области.
В нем приняли участие и. о. замгубернатора области Татьяна Исаева, руководители департамента образования, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и представители заинтересованных ведомств.
ПРОФИЛЬ - НЕ ДЛЯ ВСЕХ?
Очень жизненный вопрос обсуждали на коллегии: "Об организации профориентационной работы в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования". Его важность и необходимость подчеркнула в своем докладе начальник отдела профессионального образования департамента Галина Свириденко. Она обрисовала ситуацию:
- Проблема профессионального самоопределения, то есть выбора профессии, - одна из актуальных в современном образовании, и начинать его надо с самого раннего возраста. Сегодня в области предпрофильной подготовкой охвачено 67 % учащихся девятых классов, во многих школах она начинается в восьмых. За последние три года доля учащихся, охваченных профильным обучением, выросла на 5,3 %. Однако охват старшеклассников в разных районах различен: если в Среднеканском до 83,3 %, то в Хасынском, Северо-Эвенском, Тенькинском и Ягоднинском этот показатель 0 %. Всего же оно организовано лишь в 14 учреждениях - в трех школах Сеймчана, Олы, Омсукчана, сусуманском лицее и 10 школах Магадана, охват в целом по области составляет 33 %. И профили создаются исходя не из потребностей территории, а из тех возможностей, которыми сегодня располагают учебные заведения.
- Мы не можем этим заниматься в школах с малым количеством учеников, ведь у нас всего два старших класса, - отозвалась директор магаданской школы № 18 Валентина Симонова. - Но мы пытаемся заинтересовать ребят рабочими профессиями с помощью элективных курсов, научно-технического творчества, встреч с представителями различных предприятий и организаций, учебных заведений. Как результат - 45 % наших выпускников девятых классов собираются поступать в учреждения НПО.
ПО-ПРЕЖНЕМУ РВУТСЯ В ВУЗЫ
Всего же в области в прошлом году в учреждения профессионального образования поступили 24 % выпускников девятых классов. Но меняется ли направление движения в целом? В прошлом году продолжили обучение 95 % выпускников дневных школ, из них 76 % получали высшее образование (что на 6 % больше предыдущего года), 15 % - среднее специальное и 4 % - начальное профессиональное.
Более 60 % предпочитает гуманитарное направление, наиболее востребованными по-прежнему остаются социально-экономические профили. В то же время прогноз потребности в кадрах Магаданской области до 2020 года, подготовленный комитетом экономики, свидетельствует, что потребность в специалистах с высшим образованием в области управления и экономики составляет 2,3 %, тогда как строительных, технических и специальностей горной промышленности - 28 %.
Тут надо добавить, что доля рабочих вакансий составляет 70 %. А это требует переориентации предпочтений в выборе профессий в пользу тех, которые действительно нужны территории.
- Особенные трудности мы ощущаем в отдаленных районах, ведь дети стремятся уехать в большие города, поступить в крупные вузы, - посетовала директор профессионального лицея № 2 г. Сусумана Светлана Гончарова. - И сегодня уже взрослые чаще приходят в систему НПО получить рабочие специальности. А с выпускниками приходится проводить большую работу. Но насколько это эффективно, сказать трудно. С каждым годом мы испытываем все больше сложностей с набором на рабочие специальности.
А ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - ПО СТАРИНКЕ
Ну вот и ответ - не срабатывают старые методы. Их основными направлениями работы по-прежнему остаются профессиональная активизация, просвещение, консультирование, формирование имиджа профессий с использованием информационно-справочных, диагностических, тренинговых, консультационных методов. При этом нет единой системы профессиональной ориентации молодежи, не сформированы общие требования по проведению и оценке результатов этой работы. В нее не вовлечены многие родители и предприятия, нет четкой координации действий, взаимосвязи между заинтересованными структурами.
Но как можно теоретически сформировать положительный образ рабочего? Написать побольше статей в газету или разместить на телеканалах ролики о профессиях, объявления бегущей строкой? Денег, кстати, на это тратят немерено. Галина Свириденко привела такие цифры: на размещение рекламных материалов учреждениями начального и среднего профессионального образования было потрачено в 2011 году 380 тыс. рублей, в прошлом - 686, а в этом планируется около 700. Выводы каждый может сделать сам.
А не лучше ли на практике продолжить знакомство с профессиями? Наглядность и экскурсии, в том числе в полицию, пожарную часть или на фермерское поле, иногда могут принести большую пользу, чем долгие тестирования и консультирования.
Хотя в последнее время ищут и новые подходы. Так, в профессиональном училище № 7 проводят дни красоты и мастер-классы. В медицинском колледже выходит газета "Медэкспресс". Профессиональное училище № 3 сотрудничает с детским домом, обучающиеся ездят туда с театрализованными презентациями профессий. В детском лагере "Зеленый остров" вместе со службой занятости провели день самой важной профессии. А на базе Детского экологического центра открыта областная экспериментальная площадка по теме "Предпрофильная подготовка обучающихся в области геологоразведки, рационального природопользования, природоохранного и горнопромышленного дела".
Начала ли меняться ситуация? Так, контрольные цифры приема в учреждения НПО были выполнены в 2010 году на 76 %, в 2011-м - на 88 %, в прошлом - на 90 %. При этом наибольшей популярностью пользуются Магаданский политехникум, медицинский колледж, колледж искусств. Однако на протяжении ряда лет очень низкий набор студентов в магаданском аграрном техникуме.
Несмотря на складывающийся опыт по профориентации школьников, следует отметить, что эта работа в целом в общеобразовательных учреждениях области ведется фрагментарно и в основном по традиционной системе, актуальной в прошлом веке и не решающей поставленных задач в современных социально-экономических условиях, - такой жесткий вывод был сделан на коллегии.
Хотя прозвучали и некоторые предложения: так, директор школы № 18 Валентина Симонова считает нужным создать для такой работы региональный ресурсный центр и специальную программу, которую можно назвать так: "Обустроить колымский край".
Задуматься о будущем призвала и. о. замгубернатора области Татьяна Исаева, отметив, что вопрос обсуждается очень актуальный, но это лишь небольшая часть обеспечения территории кадрами. Ее поступательное развитие связано с перспективами в ведущих отраслях - горнодобывающей, строительной, дорожной.
- Профориентация всегда присутствовала в школе, но к ней относились как в неосновному, необязательному предмету, - заметила Татьяна Александровна. - Но мы сегодня на этапе интенсивного развития, и посмотреть на проблему выбора профессии надо совсем по-другому. Нужны технические, технологические направления, информирование выпускников о том, что происходит на рынке труда. А значит, надо менять акценты и подходы к профориентации, анализировать и планировать потребности в кадрах. Если мы не хотим, чтобы нас учили, лечили приезжие, надо создавать условия для того, чтобы молодежь получала необходимые специальности и оставалась работать на территории.
Вера ДИДЕНКО.