Морские ворота Колымы еле открыты. Суда неделями стоят в очереди к причалам. Морпорт явно не справляется с возросшим грузопотоком. Что делать?
Чей сегодня порт?
Магаданский морской торговый порт относится к группе портов, осуществляющих перевалку каботажных грузов. В существующих и поныне границах он был развит в 80-х годах. Причем на то время приходится и пик грузооборота - аж до 4 млн тонн в год.
Со временем, пережив 90-е и приватизацию, порт перешел в частные и довольно известные руки Андрея Зинченко. Однако происходило это не сразу, а постепенно, полновластным владельцем порта, выкупив 97,5% акций, А. Зинченко стал в 2007-м году. А в 2013-м порт выкупила группа частных лиц с долей каждого инвестора 24,5%. «Этот объект нам кажется очень перспективным, поэтому и решили вложить в него деньги», - пояснил один из совладельцев порта предприниматель Валентин КУЗАКОВ.
Естественно, сумма сделки не разглашалась, однако еще в 2007-м году аналитики сомневались, что морской порт можно выгодно продать. «Порт является каботажным, и стоит он максимум 10 млн долларов», - считал руководитель агентства InfraNews Алексей БЕЗБОРОДОВ.
Но ситуация изменилась, в основном благодаря резкому оживлению экономики региона. Порт обрел новых хозяев, количество грузов возросло, закипела работа. А вскоре ММТП практически встал.
Пропавшие овощи
Заложниками работы порта стали в первую очередь магаданские предприниматели. По их словам, разгрузку товаров приходится ждать до полутора месяцев, из-за чего скоропортящиеся продукты зачастую до прилавков не доходят, фрукты и овощи пропадают прямо в контейнерах.
К примеру, директор оптово-розничной базы Татьяна ПОЛЯЕВА рассказывает об огромных убытках: «Если эта участь постигнет всех остальных поставщиков, то здесь нечего будет есть - не только в Магадане, но и в области». Несколько баз и вовсе разорились. Все чаще бизнесмены предпочитают доставку товаров воздухом, что значительно влияет на цену.
«Это произошло из-за сверхнормативного накопления контейнеров на терминале ввиду значительного роста грузооборота для нужд крупных горных компаний "Полиметалл", "Полюс Золото", ЗРК "Павлик"», - подтверждают в управлении информационной политики администрации области.
К сожалению, нам не удалось связаться с руководством порта, однако ранее руководство ММТП вину за происходящее переложило на безответственных собственников контейнеров, которые вовремя не забирают свои грузы, из-за чего страдают все остальные. В адрес администрации региона стали поступать обращения граждан с просьбами вмешаться в ситуацию.
«Сейчас приемом грузов заняты два причала, хотя реально их там пять или шесть. У порта недавно сменился собственник, как нам кажется, более понимающий, и мы надеемся, что ситуация начнет меняться. По крайней мере, мы серьезно этим озабочены», - прокомментировал ситуацию врио губернатора Магаданской области Владимир ПЕЧЕНЫЙ.
На голодном пайке…
…остаться магаданцам вряд ли позволят. Обладминистрация разрабатывает меры по выходу из кризиса. Агентским компаниям настоятельно рекомендован вывоз грузов, а магаданскому транспортному прокурору направлен запрос по проведению проверки ситуации.
Администрация региона намерена содействовать в привлечении инвесторов для обновления базы порта. Кстати, в долгосрочной программе развития Дальнего Востока уже заложено 1,5 млрд рублей на ремонт причалов, которые, как известно, принадлежат государству. Вы спросите, а что же новоявленные владельцы, вложившие деньги в «перспективный объект»? Вероятно, пристально всматриваются в перспективу с составленных друг на друга контейнеров. Наверное, обзор лучше…
Федор АФАНАСЬЕВ