Инструктор по физической культуре Центра развития ребенка - детского сада № 13 г. Магадана Марина Витальевна МИТРОФАНОВА разработала авторскую программу, которая дает возможность оздоровления детей через интеграцию занятий по обучению плаванию, закаливающих процедур и сотрудничества с родителями.
Мы попросили ее рассказать об этом подробнее, ведь ее опыт был одобрен на городском конкурсе авторских программ и рекомендован к применению в работе других образовательных учреждений. А на городском профессиональном конкурсе "Педагог года-2013" она признана победителем в номинации "Традиции и новаторство в образовании".
КАК КЛИМАТ НАМ ЖИТЬ МЕШАЕТ
- В моей авторской программе учтено многое и прежде всего результаты региональных исследований, доказывающие, что климатические условия нашей области экстремальны для проживания, - рассказала М. В. Митрофанова. - Долгая зима, отсутствие солнечного света неизбежно влекут за собой сложные и многообразные нарушения в организме. Особенно тяжело северные дети переносят короткий световой день, пустынность и однообразие ландшафта, отсутствие ярких красок зимой, что вызывает цветовое голодание. В результате у них снижается работоспособность, уменьшаются подвижность и активность. Природные факторы, влияя на организм, предопределяют частоту и продолжительность заболеваний. В северных условиях детский организм особенно чувствителен к недостатку витаминов, 90 % детей региона испытывают авитаминоз, что ведет к снижению работоспособности, нарушению обменных процессов и росту болезней. У северян снижены важнейшие показатели иммунитета, что создает предпосылки к более частым заболеваниям, при этом возникает тенденция к более длительному их течению и переходу в хронические формы.
Так окружающая среда воздействует в первую очередь на состояние здоровья. Мониторинг, проведенный в детсаде № 13, показал, что в 2007 - 2008 годах на диспансерном учете стояли 79 % детей, в 2009 - 2010-х - 69,6 %.
НА СЕМИ ВОЛНАХ
В нашем детсаде, который недаром называется Центром развития ребенка, в системе ведется работа по укреплению здоровья воспитанников: реализуется программа "Здоровый малыш", комплексные планы для всех возрастных групп включают диагностику физического развития, организацию двигательной активности, профилактику и закаливание, воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. Сегодня здесь созданы все условия для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий: в детском саду два спортивных зала и бассейн, оснащенные современным и нетрадиционным оборудованием, физкультурные уголки в группах, хорошее кадровое обеспечение - руководитель физвоспитания, инструктор по физической культуре, старшая медсестра, медсестра бассейна.
Многие исследователи одним из основных условий организации двигательной активности ребенка-дошкольника считают систематическое использование циклических упражнений: быстрой ходьбы, бега, прыжков, аэробики. Я утверждаю, что одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным и общеразвивающим действием, является плавание. Купание, игры на воде - самые полезные виды упражнений, они помогают оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, тем сильнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего организма.
Для этого мы заняты разработкой новых профилактических, коррекционных и оздоровительных технологий, обеспечивающих гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей. У нас идет интеграция занятий по обучению плаванию, закаливающих процедур. А в тесном сотрудничестве со взрослыми это становится важным фактором оздоровления. Потому свою авторскую программу я так и назвала: "Совершенствование работы с родителями в вопросах оздоровления детей до-школьного возраста, проживающих в районах Крайнего Северо-Востока".
ПО УСТАВУ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ
Опыт показывает, что не всегда и не все родители воспитанников одобряют и поддерживают закаливание детей, обучение их плаванию. Боятся, что ребятишки могут простудиться и заболеть. Причины здесь в их неосведомленности, недооценке значения плавания для укрепления здоровья, незнании условий и методики проведения занятий. Поэтому так важна широкая пропаганда оздоровления.
Здесь мы использовали как традиционные формы - выступления на родительских собраниях, консультации медсестры, анкетирование родителей, фотовыставки "Как рыбка в воде", "Здоровый малыш", "Вместе весело плывем", так и нетрадиционные: памятки с советами педагога и медика, интернет-ресурсы, даже придумали свой устав здоровой семьи. Но особенно всем понравился авторский сборник сказок. Я придумала главного героя - профессора Закалкина, который рассказывает детям и взрослым лечебные сказки и поучительные истории о необходимости закаливания, пользе занятий плаванием.
Все это дало исключительный эффект: дети стали меньше болеть, у них появился интерес к занятиям, они стали более сильными, ловкими, выносливыми. А главное - установилось тесное взаимодействие между педагогами и родителями, повысилась заинтересованность в поддержании здорового образа жизни. Стало больше семей, в которых взрослые начали заниматься плаванием вместе с детьми, посещать городской бассейн и сами убедились, что занятия плаванием - это не только приобщение юных северян к спорту, но и залог их здоровья. Так авторская программа дала возможность значительно расширить потенциал оздоровления детей и взрослых.