Тенькинская трасса - дорога или все-таки направление? Сегодня автодороге Палатка - Кулу - Нексикан со стороны местных властей уделяется особое внимание, и это неспроста: именно по этой трассе завозится уголь в поселки Тенькинского района, а главное, именно она ведет к крупнейшему - «Наталкинскому» - месторождению золота. Нельзя сказать, что дорога плохая, тем более уже не один год на ней ведутся работы по реконструкции, но и хорошей ее не назовешь.
Контроль за состоянием автодорог регионального и межмуниципального значения, а также за выполнением на них предусмотренных планом работ возложен на Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области. Не реже одного раза в месяц его специалисты выезжают в командировку на трассу. На прошлой неделе состояние автодороги Палатка - Кулу - Нексикан и ход дорожных работ оценил начальник отдела дорожного хозяйства данного департамента Андрей СУДНИКОВИЧ.
- Если сравнивать ее с другими автодорогами Магаданской области, она практически не отличается, - считает Андрей Валентинович. - Уровень содержания дороги определен контрактом как "допустимый", и это напрямую связано с объемом финансирования на ремонт и содержание. Второй фактор, негативно сказавшийся на ее качестве, - увеличение интенсивности движения автотранспорта, который к тому же зачастую идет с превышением допустимой нагрузки на дорожное полотно. Не секрет, что в последние годы возрос объем перевозимых грузов как на рудник имени Матросова, так и на другие предприятия, работающие в Тенькинском районе. Тем не менее автодорога находится в стадии реконструкции, что планомерно приводит к улучшению ее качества.
В случае, когда нашим департаментом выявляются некачественно произведенные дорожные работы, в адрес подрядной организации направляется предписание об устранении выявленных нарушений, а также на дорожные компании согласно условиям контрактов налагаются штрафные санкции.
Вообще уровень содержания автомобильной дороги определяется по качеству выполнения работ, указанных в контракте и предназначенных для данной категории дороги.
Если говорить, например, о первых 40 километрах автодороги Палатка - Кулу - Нексикан, с момента строительства трассы, то есть более 60 лет, здесь реконструкция не производилась, а только текущие ремонты и то в небольшом объеме. Этот участок относится к IV технической категории, но фактически ее современным параметрам не соответствует: проезжая часть в нулевых отметках, заужена, дорога имеет крутые повороты, подъемы и спуски, дорожная одежда изношена на 100 процентов. Сегодня у нас в плане на 2014 год заложено проведение проектных работ по реконструкции с 6-го по 20-й километр. Также в этом году ведутся проектно-изыскательские работы на участке от 74-го до 100-го километра.
А если говорить об участке между Усть-Омчугом и Омчаком, где прошла реконструкция, то сейчас он переведен из V в IV категорию. Там поднято и расширено дорожное полотно, построены новые мосты и водопропускные трубы, поставлены барьерные ограждения, произведено обустройство дорожными знаками. В этом году осуществляется реконструкция участка с 282-го по 302-й километр, там проезжая часть в некоторых местах находится в неудовлетворительном состоянии, это связано с тем, что движение автотранспорта осуществляется непосредственно по строящемуся участку. При этом отмечу, несмотря на производимые работы, движение на автодороге не только не приостанавливается, но даже не имеет ограничения. Участок реконструкции - это временные неудобства для водителей ради дальнейшего качества.
Сегодня главная задача и департамента, и дорожных подрядных организаций - улучшить качество общего состояния автодорог. Это касается и дорожной одежды, и состояния мостов и водопропускных труб, и дорожных знаков. Финансирование работ по содержанию доведено до уровня 75 процентов от норматива. Увеличение объема выделяемых средств на содержание автодорог и искусственных сооружений на них влечет за собой ужесточение требований к качеству и увеличению объемов выполняемых на ней работ. Мы можем говорить о том, что есть на автодороге Палатка - Кулу - Нексикан проблемные участки, как, например, ее первые 40 километров или участок от 340-го до 420-го километра, где не осталось не то что дорожной одежды, но и практически самого земполотна, тем не менее водители отмечают, что в целом за последние годы состояние этой автодороги улучшилось.
Кстати, как добавил Андрей Судникович, водители принимают активное участие в борьбе за качество. Специалисты департамента физически не могут ежедневно проезжать областные дороги и отслеживать их состояние. Если где-либо ухудшилось качество - об этом либо позвонив, либо в письменном виде сообщают в департамент водители. Каждое их обращение отрабатывается специалистами департамента дорожного хозяйства и транспорта. Впрочем, и сами дорожники не ждут, когда их ткнут носом. Так, недавно, когда поступило сообщение от водителей о гребенке в районе моста через реку Нелькоба, два грейдера и поливомоечная машина ОАО "Магаданская дорожная компания" уже двигались в эту сторону.
Как уже сказано, без внимания автодорога Палатка - Кулу - Нексикан не остается. В прошлом году паводковыми водами был разрушен аварийный мост через реку Дегдекен, сегодня потребовалось дополнительное финансирование на проектирование и строительство нового мостового перехода, а ведь эти средства могли быть задействованы на других работах, если бы старый мост дождался своей очереди. С другой стороны, в данный момент идет строительство нового моста через реку Армань на 78-м километре этой дороги. Согласно плану он должен быть введен в эксплуатацию осенью следующего года, но движение по новому мосту будет открыто уже в этом году.
Глеб БОЯРКИН.