Без прав ты не прав


Александр МУРЛИН

Свое первое водительское удостоверение я получил почти 30 лет назад, добросовестно отучившись три (!) месяца в автошколе ВДОАМ. Тогда преподавали долго и качественно, но только счастливчики могли сдать экзамены в Госавтоинспекции с первого раза.

«ГЛАЗА ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ЗАТЫЛКЕ»

Вручая новенькие права, начальник регистрационно-экзаменационного отдела ГАИ подполковник милиции Анатолий Данилович Коваленко напутствовал нас: «Помните, в автошколе вы научились азам, как первоклассники читать и писать, дорога, как и жизнь, будет учить вас годами. И только после первой аварии, когда глаза появятся на затылке, вы станете настоящими водителями».

Коваленко как в воду смотрел, и его слова я вспомнил уже через месяц, когда во дворе своего дома на новенькой «ниве», без единой царапины прошедшей путь от Тольятти до Магадана под управлением брата, сдал назад, въехал в мусорный бак, вдребезги разбил стоп-сигналы и помял дверь багажника. Потом не раз въезжали в меня, притирали боковые двери на стоянке, камни разбивали фары и лобовое стекло, но сверхосторожность после первого столкновения с мусорным баком осталась на всю жизнь. Даже такая пустяковая ситуация может научить новичка лучше любой автошколы, особенно если будущему водителю нужны знания, а не только заветное водительское удостоверение. А как же учат сегодня?

Статистика аварийности минувшего года в регионе может рассказать о многом. Но за сухими цифрами скрывается еще одна проблема: в дорожном потоке рядом с нами новички, как их еще называют, чайники, только вчера окончившие автошколу, водители с липовыми водительскими удостоверениями или получившие их по поддельным медицинским справкам. Это и на их совести «вклад» в 314 дорожно-транспортных происшествий, при которых 49 человек погибло, а количество раненых возросло с 440 до 461. Немалая доля приходится и на почти 60 тысяч возбужденных сотрудниками Госавтоинспекции дел об административных правонарушениях.

А вот и недавние аварии вчерашних курсантов автошкол. Вечером 17 апреля нетрезвая 31-летняя женщина в с. Клепка сдавала на иномарке назад и наехала на пешехода, человек получил серьезные ранения. 30 мая на 54-м км ФАД «Колыма» 40-летний водитель «Тойоты» разогнался и вылетел в кювет, машина перевернулась, два человека ранены. В обоих случаях водительский стаж виновников ДТП едва превысил год, женщина училась в ОТШ РОСТО «ДОСААФ», мужчина - в школе «АВТО» п. Стекольный.

КАК ОБХОДЯТ ЗАКОН

Самый распространенный способ получить водительское удостоверение - пройти обучение в лицензированной автошколе, получить теоретические и практические навыки, сдать внутренние экзамены и преодолеть непростые испытания в ГАИ. Это дорого и долго, да и медицинское освидетельствование пройдут далеко не все желающие. Именно на этом этапе проще всего организовать медицинскую справку с помощью современных компьютерных технологий.

При проверке документов только в Госавтоинспекции ежегодно выявляется несколько таких подделок. С введением нового образца медицинской справки их становится меньше: 2009 год - 9 случаев, 2010-й - 5, 2011-й - 2, 2012-й - 1. Типичная причина - попытка обойти Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Эта норма заложена в Федеральном законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». И если одни (это касается здоровых людей) обходят закон из-за нежелания терять время в утомительных очередях наркологического и психоневрологического диспансеров ради маленькой печати на справке, то другие сознательно идут на нарушения.

Показателен пример 2011 года, когда по иску прокурора Магаданский городской суд прекратил право водителя управлять транспортным средством только потому, что тот находился на учете в наркологии с диагнозом хронический алкоголизм, не являлся к врачу для контрольных профилактик, имел противопоказания к вождению автомобиля и отсутствие стойкой ремиссии в течение трех лет. Еще на слуху нашумевший скандал в одной из городских поликлиник Магадана, где на поток поставили изготовление подлинных медицинских справок. Но за деньги.

За деньги можно обойтись и без врачей, и без автошколы, и без экзаменов в Госавтоинспекции. 12 апреля 2013 года «Магаданская правда» уже рассказывала о липовых водительских документах, купленных магаданцами через Интернет на «материке» в пресловутой фирме «Ягуар». В отношении еще одного жителя Магадана минувшей зимой вынесен обвинительный приговор за использование заведомо подложного документа. По уголовному делу он обвинялся в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 327 УК РФ, но, что удивительно, в течение двух лет по липовым правам его штрафовали за превышение скоростного режима на территории Магаданской области и даже за границей. В Бутане или Объединенных Арабских Эмиратах за решеткой пришлось бы провести десятки лет, а в Сингапуре получить сотню плетей по мягкому месту и лишиться возможности самостоятельно сидеть и ходить несколько месяцев.

ЕСЛИ ИМЯ ТЕБЕ КУРСАНТ

Но все ли в порядке там, где вполне законно можно пройти специальный курс обучения и получить водительское удостоверение? Отвечают ли автошколы всем требованиям, предъявляемым к качеству подготовки будущих водителей? Наконец, несут ли они ответственность наравне со своими бывшими курсантами за аварийные ситуации и дорожно-транспортные происшествия?

Для ответа на эти вопросы обратимся к результатам работы квалификационной комиссии Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) ГИБДД УМВД России по Магаданской области. По данным 2012 года и четырех месяцев 2013-го, сегодня в Магадане водителей транспортных средств готовят семь учебных организаций: НОУ ДПО «Автошкола», УПЦ «Набат», ОТШ РОСТО «ДОСААФ», НОУ ДПО «МОУККАТ», профлицей № 1, Магаданский политехникум, ПУ № 3. При этом основной объем подготовки кандидатов в водители приходится на НОУ ДПО «Автошкола», УПЦ «Набат», ОТШ РОСТО «ДОСААФ», так как в этих организациях обновлен парк учебных автомобилей, есть компьютеры, учебные плакаты и пособия.

- За 2012 год и четыре месяца нынешнего в нашем подразделении после сдачи курсантами автошкол квалификационных экзаменов выдано 2836 водительских удостоверений с разрешенными категориями «В», «С», «D» и «Е» и еще 110 - подготовившимся самостоятельно к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» (мототранспорт) и «В» (легковые автомобили), - сообщил начальник МРЭО подполковник полиции Виталий Ким. - Также мы обменяли 8656 водительских удостоверений, у которых закончился срок действия, произошли изменения в фамилиях или они были утрачены. Напомню, что автошколы обязаны регистрировать учебные группы в МРЭО ГИБДД. Их оказалось рекордное количество - 163.
Но сотрудники отдела не ограничиваются лишь регистрацией. Ежемесячно государственные инспекторы анализируют дорожно-транспортные происшествия, совершенные по вине водителей со стажем управления до двух лет. Устанавливают причины и условия, способствующие этим ДТП, проверяют качество подготовки кандидатов в водители в каждой автошколе и работу мастеров практического вождения. По каждому факту ДТП, совершенного по вине молодого водителя, в автошколу, выпустившую кандидата, направляется соответствующая информация. А на стендах и сайте ГИБДД УМВД России по Магаданской области эти данные заставляют задуматься тех, кто только собирается учиться.

Так, по итогам проведенного анализа ДТП, совершенных молодыми водителями в 2012 году, зарегистрирован их рост по сравнению с 2011-м на 120 %. Установлен слабый уровень знаний Правил дорожного движения и названы основные причины. Это неправильный выбор скорости движения и неизбежное опрокидывание автомобиля, а также управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Примечательно, что наибольшее число ДТП совершается водителями во второй год после получения водительского удостоверения. И этому тоже есть свои причины. Новички за рулем переоценивают приобретенный в течение первого года практический опыт вождения, свои реальные навыки управления, появляется самоуверенность.
Но на фоне увеличения количества автотранспорта главной причиной является все-таки возрастающая доля водителей с малым стажем и недостаточным опытом, все более явно проявляются недостатки в системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества ДТП. И здесь есть своя статистика. По количеству ДТП с участием водителей, в зависимости от ведомственной принадлежности учебных организаций, в минувшем году лидировали УПЦ «Набат» (7 аварий), ОТШ РОСТО «ДОСААФ» и НОУ ДПО «Автошкола» по 6 ДТП, а также автошкола «АВТО» п. Стекольный (4). Здесь недостаточная квалификация преподавательских кадров, невыполнение в полном объеме программ обучения, в том числе по практическому вождению, слабая подготовка в условиях реального дорожного движения.

Госавтоинспекция и департамент образования администрации области отслеживают учебный процесс каждой автошколы и соблюдение лицензионных требований и условий, предъявляемых к образовательному процессу, выявляют недостатки и выдают предписания. К примеру, проведенный анализ в автошколах, выпустивших основной объем кандидатов в водители, по результатам сдачи квалификационных экзаменов с первого раза показывает, что наиболее высокий процент сдачи отмечается у НОУ ДПО «Автошкола» и ОТШ РОСТО «ДОСААФ».

ПРИСЯГА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ

В Госавтоинспекции хорошо понимают, что одни только контрольные проверки и надзорные мероприятия не снимут проблемы качества обучения будущих водителей. Четыре года назад в День Конституции России, 12 декабря, новый начальник отдела ГИБДД УМВД России по Магаданской области подполковник полиции Юрий Савейкин приехал к выпускникам учебного центра «Набат», поздравил их с праздником и торжественно выдал водительские удостоверения.

11 новоиспеченных водителей, успешно сдавших теоретический и практический экзамены с первого раза, не только получили документ на право управления автомобилем, но и произнесли слова присяги. Так, они обязались никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии, всегда пристегиваться ремнями безопасности, быть вежливыми с коллегами на дороге и пешеходами, строго соблюдать Правила дорожного движения и неписаные законы шоферского братства. С тех пор такие торжественные мероприятия стали традиционными и проходят два раза в месяц, в том числе и с участием членов Общественного совета при УМВД. Вместе с документами и текстами присяги новички получают памятки и подарки.

Процедура обладания правами перестала быть формальным расписыванием в ведомости и фотографированием на документы. Это стало традицией и еще одним стимулом к изучению Правил дорожного движения и получению навыков практического вождения автомобиля. В результате наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества курсантов, сдавших экзамены с первого раза. А от статистики никуда не уйдешь.

ЛЕВ МАРКОВИЧ ЗНАЕТ ТОЧНО!

...Не уйдешь, к сожалению, и от таких фактов, как управление транспортом по липовым правам. На днях в редакцию пришло очередное сообщение из прокуратуры области о том, что троим жителям Сусумана выданы водительские удостоверения на право управления транспортными средствами категории «В, С». Однако они имеют противопоказание к управлению авто, поскольку состоят на учете у врача-нарколога с диагнозом наркологическое заболевание.

И на этом фоне примечательно выглядит письмо в редакцию пенсионера Льва Марковича Соляникова: «Уважаемая редакция «МП»! Обращается к вам ветеран труда в возрасте далеко за средний, недавно прошедший обучение в автошколе по ул. Парковой, 3. Занятия проводились полтора месяца точно по расписанию, сдавшим экзамены по теории и практике вождения торжественно выдали водительские удостоверения. А ведь к каждому из нас требовалось найти свой подход, помочь преодолеть ошибки, обрести уверенность. Хочу поблагодарить всех сотрудников автошколы, преподавателей и инструкторов по вождению, особенно руководителя Юрия Дмитриевича Тимофеева, за терпение и умение работать с людьми!».

А новичкам за рулем, водителям со стажем и будущим курсантам автошкол остается поздравить Льва Марковича с получением удостоверения и задуматься над словами ветерана, который решился в своем возрасте на нелегкий шаг, преодолел все трудности и показал пример, что освоить азы управления автомобилем по силам каждому и вполне на законных основаниях.

Александр МУРЛИН

Автор:  Александр МУРЛИН "Магаданская правда"









Колымские колонки