Колымский опыт


Фотографии Екатерины Исаевой

На нашей отдаленной территории накоплен богатый опыт по доставке подобных грузов. Он появился в процессе строительства Колымской, а затем Усть-Среднеканской ГЭС.

Из центральных районов для строящейся плотины везли трансформаторы, рабочие колеса и агрегаты. Уже тогда стало очевидным, что доставить тяжелые и сверхгабаритные грузы по Колымской трассе будет очень непросто. Мало того что не хватает ширины дорожного полотна, так еще и многие мосты через реки и ручьи просто не рассчитаны на такой вес. По этой причине турбины и агрегаты доставляли ранней весной, когда мерзлый грунт хорошо держал дорожное полотно и можно было по льду преодолевать небольшие ручьи. Аварийные мосты объезжали стороной, делая отсыпку для съезда.

И если тогда рабочие колеса и агрегаты можно было сосчитать на пальцах одной руки, то на этот раз картина совсем иная - в адрес рудника имени Матросова на причал Магаданского морского торгового порта было доставлено более 60 габаритных позиций, причем 9 из них являются сверхгабаритными частями и весят по 97 тонн. Впечатляют и размеры. Например, диаметр барабана самой мельницы составляет 9 метров. Уникальное оборудование для отработки Наталкинского месторождения изготовили в Австрии, некоторые детали - в Бразилии, Малайзии и ЮАР.

В начале марта этого года загруженное горным оборудованием судно "Rubina" отчалило из бельгийского порта Антверпен, взяв курс на северо-восток. Особенностью судна является мощный кран, способный поднять тяжелые сегменты мельниц.

"ПОДУШКА" ДЛЯ ПРИЧАЛА

Транспортировку шаровых мельниц из Бельгии на Колыму и далее на строительную площадку Наталкинского ГОКа организовали и обеспечили специалисты ЗАО "Полюс Логистика". Они тщательно исследовали причалы, Колымскую трассу, мосты, перевалы, провели большую подготовительную работу. Свою лепту в общее дело внес и Магаданский морской торговый порт.

- Чтобы нагрузка на причал распределялась равномерно, была построена специальная "подушка" из щебня, бруса и досок, - рассказал руководитель морпорта Анатолий Карпов. - Груз такого объема и веса мы принимаем впервые. Выгрузка подобных габаритов на берег требует большого мастерства и сопряжена с определенным риском.



- Если бы при перегрузке на берег шаровая мельница оборвалась, корабль могло опрокинуть на противоположную сторону, - пояснил капитан судна "Rubina" Владислав Ермаков. - Сработал бы известный принцип коромысла. Чтобы этого не допустить, на судне установлены специальные балластные танки, заполненные водой. Благодаря им мы обеспечили устойчивость судна. Весь процесс разгрузки от начала до конца контролировался судовым компьютером.

УНИКАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Во время выгрузки мельниц в морском торговом порту побывал и. о. губернатора Магаданской области В. П. Печеный. Вот как он прокомментировал происходящее:

- Мы являемся свидетелями уникальной логистической операции по доставке важного груза на нашу отдаленную территорию. От ее результата напрямую зависит начало освоения Наталкинского месторождения. Для нас это новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет для реализации социальных проектов и позитивные перспективы развития Колымы.

Владимир Петрович заверил представителей компании "Полюс Золото" в том, что региональные власти окажут всю необходимую посильную помощь по доставке горного оборудования на строительную площадку ГОКа:

- Проделана большая предварительная работа по обустройству дорожного покрытия, выстраиванию объездов, специальных знаков, обучению всех тех, кто будет осуществлять эту транспортировку.



Постепенно все сегменты мельниц были подняты из трюма и размещены на специальных многоосных тралах с поворотными осями, которые позволили плавно преодолевать препятствия на пути. В качестве тяговой силы - седельные тягачи с колесной формулой "восемь на шесть" фирм "Man" и "Iveco".
Когда последний элемент мельницы был выгружен и за-креплен на тралах, колонна из 20 автомашин и вахтовых автобусов в ночь на 15 марта отправилась в путь. В числе сопровождающих - медики, энергетики, связисты, сотрудники ГИБДД. Во время движения груза по трассе бригады жили в вахтовых автобусах, питание обеспечивали мобильные передвижные кухни.

Колонна со скоростью около 5 - 7 километров в час начинает двигаться по ночному городу, а потом постепенно выезжает за его черту. Чтобы добраться до строительной площадки Наталкинского ГОКа, ей предстоит преодолеть 400 километров.

- Как мы и предполагали, на пути от Магадана до Палатки начали образовываться пробки, - вспоминает командир взвода ДПС УМВД по Магадан-ской области Сергей Марикин. - Причиной всему сверхгабаритный груз, который перекрыл дорогу. Как только появлялись широкие участки или "карманы", мы начинали оперативно пропускать автобусы и машины.

4 ПЕРЕВАЛА И 47 МОСТОВ

Тенькинская трасса считается одной из самых сложных и опасных. Чтобы добраться до рудника имени Матросова, необходимо преодолеть перевалы Тещин язык, Гусакова, Мадаунский и 131-й километр. Они характерны не только своими крутыми подъемами, но и поворотами. Самым сложным считается как раз Мадаунский, который разворачивается по спирали почти на 180 градусов.



Еще одна характерная особенность тенькинской трассы - острые камни, которыми щедро усыпана дорога. Они, словно острая бритва, способны в мгновение ока распороть шину. Опытные водители знают: чем выше скорость, тем больше шансов порвать резину, поэтому следуют известной поговорке: тише едешь - дальше будешь.

И хотя тяжелые мельницы хорошо закреплены на тралах, вероятность их срыва на крутых подъемах и поворотах не была исключена. Если, не дай бог, произойдет переворачивание трала и мельница уйдет в кювет, а еще хуже - в пропасть, достать ее оттуда будет практически невозможно. Это значит, что пуск фабрики сдвинется на более поздний срок.

Понимая всю важность операции по транспортировке мельниц, В. П. Печеный побывал не только в Магаданском морском торговом порту, но и на тенькин-ской трассе, по которой следовали тралы. Руководитель территории отслеживал буквально каждый пройденный километр колонны, обсуждал с сопровождающей группой на привалах пройденный путь.

По воспоминаниям участников этой эпопеи, одним из самых трудных был участок трассы Палатка - Кулу - Нексикан. Чтобы не допустить сбоев в прохождении колонны, дорожники сопровождали ее на протяжении всего пути следования.

- Даже небольшой бугор для трала становился непреодолимым препятствием, - вспоминает водитель Александр Евдрашкин. - Тогда вперед запускали автогрейдер, который срезал его отвалом. На крутых подъемах мощности машины не хватало, на помощь приходили мощные карьерные погрузчики из рудника им. Матросова, которые брали нас на буксир. Так, в единой сцепке медленно поднимались наверх.

ПО ИСКУССТВЕННОЙ ПЛОТИНЕ

Серьезным препятствием для колонны стала р. Армань, мост через которую находится в аварийном состоянии, а новый еще только строится. Для прохождения колонны тралов дорожники сделали объезд, отсыпав плотину на мелководье.

- Операция по доставке мельниц - это один из важнейших этапов строительства Наталкинского ГОКа, - сказал генеральный директор ОАО "Рудник им. Матросова" Вячеслав Соколов. - Она стала самой масштабной за всю историю Магаданской области и была выполнена в рекордные сроки - за 8 дней.
Пока шла доставка мельниц, ни на минуту не прекращалось строительство Наталкинского ГОКа. Согласно условиям лицензионного соглашения он должен заработать 31 декабря 2013 года. В пробуренные скважины устанавливаются сваи, строятся фундаменты и каркасы зданий. Общий объем инвестиций "Полюса" в этот проект превышает 1,7 миллиарда долларов - это крупнейшая в России стройка, осуществляемая частной компании. После пуска первой очереди фабрика с помощью доставленных из Бельгии мельниц будет перерабатывать до 10 миллионов тонн руды в год, из которой будет извлечено около 15 тонн золота. Следующим этапом станет строительство второй, а потом и третьей очереди ГОКа с увеличением добычи до 40 тонн золота.

Виталий ХОЛОИМОВ

Автор:  Виталий ХОЛОИМОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки