Профессии горняка - повышенное внимание


Горное образование в России переживает эпоху перемен. С одной стороны, требуется все больше квалифицированных горных инженеров, геологов, металлургов, с другой - многие вузы и колледжи пока не готовы соответствовать все возрастающим требованиям времени.

Обсудить наболевшее и договориться о решениях - с этими целями в Москве собрались представители ведущих горных учебных заведений России. Наш регион представляли Северо-Восточный государственный университет и Магаданский политехнический техникум.

Уже во второй раз крупнейшая российская золотодобывающая компания «Полюс Золото» собирает лучшие горные вузы и колледжи страны на научно-практическую конференцию «Повышение качества профессиональной подготовки молодежи для горнорудной промышленности - взгляд бизнеса и учебных заведений». В этом году она прошла сразу на двух площадках - в Московском государственном горном университете и Московском институте стали и сплавов. Из первого же выступления было ясно, что актуальность темы трудно переоценить. Проректор Московского горного университета Вадим Петров привел цифры: если в 1993 году в России выпустилось 4 тысячи 600 горных инженеров, то уже в 1997-м - в два раза меньше. Преодолеть отставание от потребностей активно растущих металлургических, угольных и других горных предприятий с тех пор так и не удалось (например, только в «Полюс Золото» численность сотрудников за три года возросла на 10 процентов в связи с ростом объемов производства). Причин много: и бытующий еще с советских времен стереотип о непрестижности инженерной профессии, и отставание технической базы вузов от развивающихся технологий, и частое отсутствие эффективной связки «вуз - работодатель».

По последнему пункту не раз и не два в выступлениях на конференции звучало «обучать теоретическим знаниям недостаточно, опыт передается только практикой». Представители учебных заведений с сожалением признавали, что многие работодатели, на словах соглашаясь с этим тезисом, на деле для организации практики студентов делают очень мало. В «Полюсе» ситуация иная.

- В этом году мы примем на летнюю практику более 500 студентов, - говорит начальник Управления персонала ОАО «Полюс Золото» Светлана Кулагина. - Помимо того что это платные стажировки, когда студенты получают реальную заработную плату, мы также оплачиваем проезд и предоставляем проживание на время практики.

Студенческая практика для «Полюс Золота» - часть большой программы под названием «Узнай цену золота!», задуманной именно для усиления практической подготовки будущих горняков. В программе участвует уже 37 образовательных учреждений, и практический эффект от ее реализации более чем ощутимый: больше трети ее участников в прошлом году в итоге стали сотрудниками компании.

Сложнее будет справиться с проблемой «непрестижности» профессии: хотя горнодобывающие компании уже давно платят зарплату, существенно превышающую среднюю по рынку, многим молодым людям просиживание в офисе в качестве юриста или менеджера все еще кажется более привлекательной перспективой.

Переломить эту ситуацию быстро не удастся, считают многие участники конференции. Но сидеть сложа руки никто не собирается, а начинать предлагается уже со школы. Уникальный опыт в этой области представил Красноярский металлургический техникум, который плотно работает с детьми школьного возраста. «Задача - помогать формированию инженерного, научного склада ума, пропагандировать физику, химию, выявлять такие способности на раннем этапе», - говорят представители техникума. А недавно «Алданзолото ГРК» (одно из предприятий «Полюса») открыло в одной из школ у себя в поселке Нижний Куранах (Якутия) горный класс - с теми же целями. Пожалуй, ни по одному из обсуждавшихся вопросов не было такого взаимопонимания между участниками конференции - встречное движение образовательного сообщества и бизнеса здесь очевидно.

А вот с расширением полномочий и ответственности молодых специалистов, конечно, не так просто. Работодателей здесь можно понять:
горнодобывающее предприятие - не игрушка, одна ошибка или невнимательность может привести к очень тяжелым последствиям. Но другого пути для привлечения амбициозных молодых кадров тоже нет.

- Действительно, в нашей отрасли жесткие требования к технике безопасности, - говорит Светлана Кулагина. - Но это просто означает, что нужно готовить к ним студентов заранее, а вовсе не то, что их нужно куда-то не допускать. Солдаты получают автоматы и защищают Родину в 18 лет. Так что «омоложение ответственности» - это вопрос качества обучения. И мы будем работать над этим вместе с вузами.

На конференции собрались представители действительно лучших образовательных учреждений страны, готовящих кадры для горной отрасли: Сибирского федерального университета, Забайкальского государственного университета, Уральского горного университета, Иркутского государственного технического университета, Северо-Восточного государственного университета, Сибирского государственного индустриального университета и других. Есть надежда, что благодаря таким форумам профессиональное образование в России выйдет на новый уровень, полностью отвечающий современным реалиям, но не растерявший при этом достижений советской школы горного образования.

Иван Чебуркин.

Автор:  Иван Чебуркин "Магаданская правда"









Колымские колонки