В 20-е годы прошлого столетия осуществлялись эпизодические полеты самолетов на Северо-Востоке СССР. Проводились изыскание трасс, выбор площадок для посадок и гидроаэродромов, изучались метеорологические условия.
В 30-е годы были продолжены работы по изысканиям воздушных линий. Так, специальная экспедиция определила авиалинию по маршруту Петропавловск - Усть-Камчатск - Анадырь - Уэлен. А 19 июля 1930 года Ольский райисполком выделил земельный участок под строительство базы «Добролета» на берегу бухты Нагаева. «Добролет» - это российское акционерное общество добровольцев воздушного флота, организованное в Москве 17 марта 1923 года с первоначальным капиталом 2 млн. рублей золотом для развития гражданского флота в пределах СССР, предшественник «Аэрофлота». В 1930 году было упразднено.
Госплан СССР в январе 1931 года утвердил новую авиалинию по маршруту Оха - Петропавловск через Охотское море. 12 декабря этого года состоялось 9-е заседание оргкомитета Охотско-Эвенского округа, которое приняло решение о подготовке к строительству авиастанции в бухте Нагаева.
С образованием государственного треста «Дальстрой» в ноябре 1931 года открылась новая страница в становлении авиации на Северо-Востоке СССР.
В 1932 году Совет Труда и Обороны принял постановление о введении регулярного воздушного сообщения с приисками треста «Дальстрой». А уже в октябре на водную гладь бухты Нагаева приземлился гидроплан фирмы «Дорнье», на борту которого находились геолог С. Обручев и его спутники. Их маршрут пролегал из Хабаровска через Николаевск-на-Амуре, Охотск и Нагаево и далее на Чукотку.
Открытие геологами первых промышленных месторождений полезных ископаемых и организация добычи золота на Колыме вызвали потребность в быстрой доставке остро необходимых грузов в глубь тайги. Советское правительство санкционировало тресту «Дальстрой» строительство сети местных аэродромов, которое началось в мае 1932 года. Управлению дорожного строительства было поручено возведение площадок для самолетов типа У-2 в районе Ат-Уряха и Стрелки, а в 1933 году в Оротукане и Ямске.
Аэропорт находился в бухте Нагаева и подчинялся ГВФ СССР, но затем передан Дальстрою. Начальником воздушных ворот был назначен Эрнст Оттович Лапин - начальник Мортрана треста «Дальстрой». Руководство Дальстроя планировало в 1933 году закупить 10 гидросамолетов для проведения аэрофотосъемки трассы Оротукан - Якутск, а также оборудовать причалами и мастерскими гидроаэродром в бухте Нагаева.
В январе 1933 года полярный летчик И. Мазурук открывает новую воздушную трассу Николаевск-на-Амуре - Аян - Охотск - Магадан. А в начале лета в бухте Нагаева приземлился самолет летчика С. Леваневского «Дорнье-Валь» СССР Н-8, который следовал на Чукотку для спасения американского летчика Маттерна, самолет которого потерпел катастрофу в Заполярье.
В марте 1934 года пилоты Гладышев, Доронин и Водопьянов прокладывали новую воздушную трассу Хабаровск - Анадырь - Уэлен. 22 марта все три летчика были в Магадане. В это время на аэроплощадке в бухте Нагаева работали 36 человек.
29 декабря 1934 года пароход «Уэлен» доставил в бухту Нагаева 4 самолета типа П-5 и С-1. Летный и технический персонал авиаотряда Дальстроя в течение нескольких дней собрал их и 5 января 1935 года пилот Д. Тарасов вместе со штурманом М. Меньшиковым опробовал один из них в воздухе и произвел первую ледовую разведку. Программа полетов авиаотряда в 1935 году предусматривала совершить 800 полетных часов на 4 самолетах.
ПЕРВАЯ ПРАССАЖИРСКАЯ ЛИНИЯ
Первым командиром авиаотряда был летчик М. С. Сергеев. Общий штат насчитывал около 40 человек, включая летно-подъемный состав, обслугу и другой персонал, на 1 февраля 1935 года в авиаотряде работали 19 заключенных. С 27 февраля этого года летчики начали выполнять первые эпизодические перевозки пассажиров, почты и грузов из Нагаево в п. Балаганное, а в марте открыли регулярное пассажирское сообщение по этому маршруту. Молодым авиаотрядом Дальстроя успешно проведена работа по разведке судов «Красин» и «Уэлен» в сложных условиях полета на сухопутных самолетах с большим удалением от берегов, по совершенно неисследованной трассе. Проведена крупная работа по сборке самолетов, в частности по восстановлению П-5 № 8643. С 1 марта открыта почти регулярная пассажирская связь между Нагаево и Балаганное.
Первые трассы полетов пролегали от Нагаево в Стрелку, Ат-Юрях, Омолон, Зырянку, Амбарчик, Среднекан, а также Хабаровск. В первый год своей деятельности авиаторы перевезли 129 пассажиров, налетали 462 часа, грузоперевозки составили 15080 тонна-километров. На берегу бухты Нагаева был построен ангар для «аэропланов».
Кроме перевозки грузов и пассажиров, авиаотряд выполнял специальные задания руководства Дальстроя. Так, для усовершенствования дорожных изысканий в августе 1935 года была организована группа по проведению аэрофотосъемки по рекам Ат-Юрях, Дебин, Мылга, Оротукан и другим. На основе этого создана аэровизуальная гипсометрическая карта масштаба 1:500000 км. Позднее по ее литооттискам выполнены аэрофотосъемочные и наземные топографические работы.
Важным фактором в освоении и открытии новых воздушных сообщений на севере явился перелет самолета М. В. Водопьянова в марте 1935 года по маршруту Москва - Хабаровск - Чукотка.
Программа полетов на 1936 год авиаотряда треста «Дальстрой» предусматривала: совершить 580 рейсов в район горных управлений, 18 - на побережье Охотского моря, по маршрутам Магадан - Лабуя - 5, Утинка - Магадан - 4 рейса, Утинка - Столбовая - Лабуя - Среднеколымск - Зырянка - 18, Магадан - Хабаровск - 18. Предусматривалось строительство и расширение линейных станций в Нагаево, Стрелке, Утинке, Хатыннахе, Столбовой, Среднеколымске, Зырянке, Тауйске, Оле, Ямске и Наяхане.
В начале 1936 года авиатранспорт вошел в состав Управления авто-авиатранспорта треста «Дальстрой». В «Положении об УААТе» говорилось: «Управление ААТа имеет своей задачей: эксплуатацию… авиатранспорта, принадлежащего Дальстрою; перевозку грузов и пассажиров, как на транзитных, так и на местных линиях; в) хранение и выдачу грузов грузополучателям. В состав Управления входят... авиаслужба».
Авиаотряд осуществлял перевозку золота в приисковых районах, проводил аэрофотосъемку центральных районов Колымы, выполнял полеты вдоль побережья Охотского моря, обслуживал Омолонскую геологическую экспедицию. Работа самолетов была возможна только на поплавках и лыжах. Для У-2 существовали небольшие площадки в приисковых районах.
24 февраля 1936 года летчик Д. Тарасов принял первый самолет АНТ-7 и 9 марта вылетел из Хабаровска в Нагаево. 10 марта АНТ-7 сел на вынужденную посадку в одной из бухт Охотского моря. При посадке была сломана лыжа, но экипаж остался жив. В это же время был осуществлен рейс Усть-Утиная - Раек - устье Олоя протяженностью 1100 км. В середине года открылось почтово-пассажирское движение на трассе Стрелка - Хатыннах. 15 июля летчик Ермаков совершил беспосадочный перелет Нагаево - Столбовая на самолете АНТ-7. Полет длился 10 часов 25 минут.
В перевозках 1936 года участвовали: Р-5 - 3 единицы, У-2 - 3, АНТ-7 - 2, Ш-2 - 2. Два самолета Р-5 работали на Охотском побережье в течение всего года. В летний период производились полеты с Усть-Утиной в район Колымского речного пароходства. Один Р-5 был отправлен для помощи зимовщикам на мысе Наварина (самолет Н. Снежкова). У-2 перевозили золото в районе приисков. Один АНТ-7 был приписан к порту Нагаево и использовался по специальным заданиям треста. Второй обслуживал Омолонскую экспедицию и потерпел аварию. Общий налет составил 1476 часов. Были проложены и освоены новые линии: Нагаево - Наяхан - Гижига - Анадырь и Омолон - Кедон.
АВИА ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ АВТО
В июле 1936 года в связи с переездом УААТа в п. Мякит авиаотряд был передан в ведение Особого сектора Дальстроя. В «Положении об авиаотряде» читаем: «Авиаотряд при Особом секторе дирекции Дальстроя имеет своей задачей: организацию осуществления всех видов воздушной связи (перевозка пассажиров, почты, грузов); обслуживание научно-изыскательских и разведочных экспедиций, организуемых трестом «Дальстрой»; обслуживание при картографических и геофизических работах (визуальные и аэрографические съемки); выполнение специальных заданий Дальстроя».
В состав авиаотряда входили следующие подразделения: штаб, летно-подъемный состав, ремонтные мастерские и другие. Общий штат авиаотряда насчитывал 56 человек, включая летно-подъемный состав - 20, обслугу - 11 и других работников. Аэропорты располагались: центральный - в бухте Нагаева, а также в Стрелке, Хатыннахе, Усть-Утиной, Столбовой, Зырянке.
29 июля 1936 года из Якутска через Крест-Хольджой - Аян в бухту Нагаева прибыл самолет Молокова «СССР Н-2». Он доставил в Магадан начальника политуправления Севморпути Бергарина, сообщала газета «Советская Колыма» за 31 июля того года.
В 1937 году плана грузоперевозок не было. Основные задачи авиаотряда - перевозка золоти, обслуживание отдельных экспедиций, перевозка почты и грузов. В перевозках участвовали Р-5 - 3 единицы, Р-6 - 1, У-2 - 4, АНТ-7 - 1, Ш-2 - 7, МБР-2 - 6. По числу воздушных судов авиаотряд вырос из своих рамок и по организационной структуре подходил скорее к авиагруппе. Годовые планы ГУСДС авиаотряду не спускал, ограничиваясь отдельными заданиями.
Осенью 1937 года Дальстрою были переданы летная часть и самолеты Индигирской геологоразведочной экспедиции. 10 декабря 1937 года начальник треста «Дальстрой» К. Павлов подписывает приказ № 412, в котором говорилось: «Выделить авиаотряд из Особого сектора Дальстроя и подчинить мне».
С 1938 по 1940 год авиационный парк Дальстроя постоянно пополнялся и к концу периода насчитывал 20 самолетов различных марок. Транспортные авиасредства стали использоваться для перевозки сложного оборудования, продовольствия, а также партий заключенных в труднодоступные районы. Летчики Колымы начали осуществлять грузопассажирские рейсы по маршрутам: Магадан - Хабаровск, Магадан - Москва, Магадан - Зырянка - Амбарчик - Певек, Берелех - Нера, Стрелка - Омсукчан и др. В этот период расширяются взлетно-посадочные полосы, строятся служебные и производственные здания в Берелехе, Сеймчане, Стрелке, Омсукчане, Ямске, Наяхане. В начале 1940 года сдан в эксплуатацию аэропорт в районе Магадана (13-й км).
Таким образом, в 30-х годах ХХ века производились эпизодические полеты в целях изучения особых условий аэронавигации на Северо-Востоке СССР. В этот период накапливается опыт по применению самолетов в геологоразведке, картографии, ледовой разведке, санитарных рейсах и других отраслях. Были созданы первые авиационные подразделения.
Александр НАВАСАРДОВ, научный сотрудник областного краеведческого музея, кандидат исторических наук.