Станут ли авиаперевозки доступными? Авиатарифы на самую горячую отпускную пору уже бьют все рекорды. Билет эконом-класса до Москвы сейчас стоит около 45 тысяч рублей, бизнес-класса - все 80 тысяч.
При таком раскладе большинству из нас на отпуске впору ставить крест - если, конечно, не возымеют свое действие меры, предпринятые властями и антимонопольщиками региона.
ФАС разберется?
Если особо повезет, билет до стольного града приобрести можно за 28 и даже за 26 тысяч рублей - на каждую дату, как пояснили нам в агентстве «Беркут», и разный разброс цен. Но «дешевых» билетов на май и первую половину лета немного, в основном остались те, что за 42-45 тысяч. Аналогичная картина и в обратном направлении - на весь август и сентябрь билетов из Москвы в Магадан дешевле 38-45 тысяч рублей почти нет. Да и те, вероятней всего, скоро расхватают подчистую. Деваться-то нам, северянам горемычным, все равно некуда.
Может, нашим безвыходным положением авиаперевозчики, ничтоже сумняшеся, и пользуются? Равно как и правом, дарованным Воздушным кодексом РФ, определять тарифы по своему усмотрению? Ведь сколь бы ни пели они свою извечную песню о дорогом топливе и необходимости компенсировать финансовые потери, которые они якобы неизменно несут в зимний период, как-то слабо в их доводы верится.
Под сомнение обоснованность тарифов до Москвы поставили и магаданские антимонопольщики, месяца полтора назад начавшие по данному факту проверку. Пока, правда, ее результатом стал лишь тот вывод, что авиакомпании «Транс-аэро» и «Якутия» не состояли в сговоре. По словам руководителя областного ФАС Василия ЗАДОРОЖНОГО, сотрудники Управления продолжают расследование, однако сделать экономический расчет и доказать вину авиакомпаний невероятно сложно - на это может уйти несколько месяцев. Вместе с тем, дела подобного рода не совсем безнадежны. В практике наших антимонопольщиков уже был (хотя и единственный) положительный пример, когда за «установление монопольно высоких цен на базовый экономический тариф» по маршруту Магадан - Анадырь - Магадан удалось привлечь к ответственности авиакомпанию «Якутия».
Бюджетники улетят?
Не устраивает непомерная дороговизна авиабилетов и власти региона - на днях этот вопрос обсуждался в областной администрации. «По итогам встречи, - сообщил «АиФ-Магадан» заместитель руководителя областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Сергей ЕРОХИН, - было направлено обращение к председателю Правительства РФ Медведеву, а также в Федеральное агентство воздушного транспорта и Министерство транспорта о принятии мер по сдерживанию авиатарифов и привлечению в регион новых авиакомпаний. Повлиять на ситуацию иначе нельзя - у региона нет полномочий к тому, чтобы побуждать перевозчиков снижать цены, а государство этот процесс не регулирует».
Услышат ли нас столичные чиновники, еще бабушка надвое сказала, а вот бюджетникам вмешательство региональных властей вздохнуть с облегчением вполне помогло. Они договорились с перевозчиками о расширении частоты рейсов и добавлении на каждый рейс бюджетных мест. В мэрии Магадана уверяют, что улететь в отпуск смогут около 4 тысяч бюджетников - это на 1,5 тысячи больше, чем год назад.
Дороговизна авиатарифов нипочем только льготникам. Как бы ни плакались они на нехватку субсидированных билетов, оператор «Беркута» не даст соврать - даже на горячую пору несколько билетов есть в наличии, а уж на более позднее время и подавно. Куда сложнее тем, кто не льготник, не бюджетник и не толстосум - им либо на отпуске крест ставить, либо, покупая билеты, терпеть разорение. Или уповать, что меры наших властей возымеют свое действие.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ