Вперед. В будущее...


Каким будет Магадан через 15 лет? Ответ на этот вопрос расписан в Генплане города.

А в стратегии комплексного развития Магадана указаны и точки роста, благодаря которым наш город может привлечь инвестиции.

В конце февраля Магаданская городская Дума приняла Генеральный план Магадана. Напомним, над ним на протяжении полутора лет работали проектировщики Омского института территориального планирования «Град». На общественных слушаниях свою оценку проекту дали жители Магадана, Уптара и Сокола. Генплан прошел последние корректировки. Что в нем изменилось и каким, по мнению омских ученых, быть Магадану?
По словам главного архитектора ИТП «Град», разработчика главного градостроительного документа Магадана Ирины Жуковой, Генплан должен был выявить проблемы градостроительного развития и пути их решения, определить основные направления и параметры пространственного развития Магадана. В нем проведено функциональное зонирование территории. Теперь все четко и ясно: на карте города указано, где можно строить промышленные, административные, коммерческие объекты, а где - исключительно жилые дома.

Ж/д билет до Магадана

То, что раньше считалось фантастикой, сейчас заложено в федеральную программу развития железнодорожного транспорта, а заодно прописано и в Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья. Железной дороге до Магадана быть, вопрос только - когда? А раз рельсы приведут в город, то нужен и железнодорожный вокзал. Конечно, прямо сейчас его возводить никто не собирается, но с местом предполагаемого строительства лучше определиться заранее.

По мнению главного архитектора И. Жуковой, самое оптимальное место для его строительства - 6-й км основной трассы, на въезде в город. Многие считают, что место выбрано далековато, но, по словам архитектора, ближе никак не получится - рельеф подкачал.

В Генплане есть еще ряд интересных объектов - горнолыжный комплекс в районе Уптара и туристическая база на берегу бухты Светлой. Кроме этого проектировщики предлагают создать новый полигон твердых бытовых отходов (городскую свалку) за пределами Магадана - в районе Андреевского карьера за горнолыжной базой. Туда же разработчики предлагали вынести и мусороперерабатывающий завод.

Таунхаусы и высотки

Изначально зон под многоэтажную застройку определено было крайне мало. Колымское шоссе, ул. Энергостроителей, Нагаево - по плану они должны были появиться здесь. После корректировки на карте города появилось еще несколько участков, пригодных под многоэтажки.

Каскад из высоток может появиться в Нагаево вдоль Портового шоссе, неподалеку от морского фасада, дополнив каскад пятиэтажек на Флотской. Многоэтажки появятся на пересечении ул. Колымской и Колымского шоссе. Дома в 4-8 этажей запланированы на пересечении ул. Якутской и Марчеканского шоссе (за храмом Св. Духа). Есть еще несколько адресов, где могут появиться единичные высотки.

В остальных районах появятся преимущественно малоэтажные домики. Ими предлагают застроить Горняк, Солнечный, Нагаево, Марчекан. И хоть этажей - всего ничего, зато домов запроектировано много - около пяти сотен.

Также предполагается точечная застройка домами в 4-6 этажей. Появятся они на месте старых ветхих построек, то есть там, где уже есть все необходимые инженерные сети.

«У нас есть, что сносить, но пока нет такой возможности. Задача № 1 - расселить людей из ветхого и аварийного жилья, - поясняет заместитель мэра Александр Малашевский. - Сегодня более 1000 магаданцев ютятся в домах с таким статусом. А сколько проживает в зданиях объективно аварийных или ветшающих, но не имеющих такого статуса?..»

Зоны для авто

В Генплане города определено и место для будущих двухуровневых автостоянок. Одна запроектирована на «горошке» ближе к кольцу 31-го квартала, другая - на противоположной стороне поля, ближе к ул. Кольцевой. Еще одна может появиться в Автотэке. Последняя - на ул. Транспортной.
Руководитель департамента стратегического социально-экономического развития ООО «ИТП «Град». Игорь Пеньевский пояснил, что они размещены в общественно-деловых зонах, что, по мнению проектировщиков, обеспечит достаточно высокий спрос на парковочные места и, соответственно, на наполняемость таких автостоянок.

С их появлением, по мнению городских властей, потребность в стоянках для авто магаданцев будет решена на 50%. Напомним, идею многоуровневых автостоянок муниципалитет лоббирует не один год, но возводить их предлагалось не за счет городской казны, а частных инвесторов. Года 2-3 назад предприниматели проявляли интерес к возведению подобных объектов, сейчас на инвестиционном поле затишье.

Предприниматели на примере совсем непопулярных в последнее время автостоянок видят - спрос на подобную услугу в Магадане крайне низок, и платить деньги за постой авто горожане не разбегутся. Это в 90-е машину опасно было оставлять без присмотра, и единственная гарантия сохранности - размещение за забором под охраной. Тогда все платные стоянки были забиты под завязку.

Сейчас же 99,9% авто спокойно стоят во дворах, никто их не трогает. Так что строительство современных многоуровневых автостоянок в Магадане - проект неопределенного будущего. Неопределенного до тех пор, пока стоянка на газоне или детской площадке станет слишком дорогим удовольствием.

Без «белых пятен»

Но в Генплане предусмотрены не только жилые дома. В нем прописано строительство, как минимум, шести детских садов в общей сложности на 1335 мест, два бассейна, 5 спортзалов и 6 спортплощадок - это только на ближайшее будущее. Со временем появится детский диагностический центр, еще 6 детских садов и одна небольшая общеобразовательная школа, концертный зал при хореографической школе и художественная галерея. Особое внимание, как всегда, уделяется спорту, так что одними бассейнами его в массы проводить не собираются. В перспективе развития областного центра в Генплане указаны многофункциональный спортивный комплекс, лыжероллерная трасса, большое футбольное поле.

«Нельзя не сказать, что значительные изменения претерпит улично-дорожная сеть. Будет построено несколько городских магистралей, в том числе улица Ягодная, что в конечном итоге разгрузит центральные части города, сделает Магадан более комфортным как для пешеходов, так и для автолюбителей», - дополнил и.о. мэра Магадана Сергей Абрамов. Генпланом предусмотрено строительство еще нескольких магистральных улиц, которые позволят разгрузить дороги, проходящие через жилой массив.

Точки роста - фантастика или реальность?

На основе Генерального плана омские проектировщики определили точки приложения инвестиций. Это своего рода градостроительный потенциал Магадана, т.е. то, что имеет стопроцентное право на жизнь. Собственно говоря, инвестплощадками стали все те объекты, которые могут появиться в Магадане, но требуют масштабных инвестиций со стороны. Это и строительство 84 индивидуальных коттеджей в микрорайоне «Левый берег», малоэтажная и среднеэтажная жилая застройка Магадана, а также проекты, которые сейчас многим могут показаться фантастическими, но сыграют далеко не последнюю роль в экономике города.

К таким проектам можно отнести турбазы «Старая Веселая» и на побережье бухты Светлой (о них мы уже говорили выше), морской туристический клуб в Нагаево, бытовой комбинат в районе 5-го км, строительство на Солнечном фабрики-прачечной с химчисткой.

В число инвестплощадок вошли и те объекты, о которых магаданцы знают не понаслышке - это рыбный рынок на Парковой, спортивно-туристический комплекс «Марчекан», гостиница в зоне отдыха «Горняк». Учли проектировщики и запросы подрастающего поколения магаданцев. Для детей они предлагают построить на базе за-брошенного 3-этажного здания за «Идеей» центра отдыха «Колобок». К слову, для создания последнего практически готова проектно-сметная документация.

Коттеджи на Горняке могут появиться уже в 15-м году, еще через год по проекту застройки Магадана на ул. Марчеканской могут построить первые современные малоэтажки. А вот туристический клуб в Нагаево, если верить плану, появится не раньше 2025 года. И не мудрено - кроме строительства непосредственно зданий клуба, проект предусматривает и строительство магистральных дорог, благоустройство территории.

Что касается кольца 31-го квартала, то его, если верить Генплану, ждет масштабное переустройство. Вместо запущенной промышленной зоны (в сторону «Мегамага») предложен культурно-развлекательный центр.

Самое, наверное, важное, что строительство каждой из 38-ми инвестплощадок досконально прописано, начиная от реконструкции или создания инженерных сетей (трубопроводов, линий электропередачи и пр.) и до непосредственно строительства домов и сооружений. Конечно, столь грандиозные планы требуют не менее грандиозных трат. Пока ни проект гостиницы на Горняке, ни маленький коттеджный поселок в этом живописном уголке Магадана своих инвесторов не нашли. Такая же ситуация и с гостиницей на кольце 31-го квартала, с комплексом «Марчекан».

Почему? Все дело в имидже и отсутствии четкого представления об инвестиционном потенциале Магадана. Кроме того, большинство инвестпроектов предполагает слишком большой срок окупаемости, что вкупе с инфантильностью кредитных организаций отпугивает потенциальных застройщиков от Магадана. Так что над инвестклиматом властям предстоит еще поработать, чем они активно и занимаются.

Лидия ДЛИННЫХ

Автор:  Лидия ДЛИННЫХ "Вести города М"









Колымские колонки