ШКОЛА: большая перемена


Итоги реализации комплекса мер по модернизации общего образования области в 2012 году и задачи на нынешний обсудили на первом в этом году заседании совета по образованию при губернаторе Магаданской области, которое прошло под руководством главы территории Владимира Печеного. Проблем поднимали немало, но остановимся на некоторых из них.

И УСЛОВИЯ, И КОМФОРТ

В отчетном докладе начальник Департамента образования администрации области Елена Алексеева особо отметила проблему совершенствования материально-технического оснащения школ. И даже привела пример неэффективного использования оборудования, когда в одной из школ Ягоднинского района почти год простояла без дела интерактивная доска - не могли освоить.

У многих, кстати, можно вспомнить, и освоение компьютера вызывало затруднения. Но бесспорно, что с внедрением информационных технологий качество образования становится более эффективным. Сейчас многие школьные кабинеты оснащены такой техникой. Сегодня на один компьютер приходится 8 учеников. И теперь стоит задача, чтобы он был у каждого педагога.

- Предлагаю определять не только, сколько на один компьютер приходится учеников, но и сколько современных оборудованных классов приходится на школу, - уточнила депутат Магаданской областной Думы, учитель физики Оксана Бондарь.

Тут же, при обсуждении, подтвердили, что в районах, в частности в Среднеканском, нет специалистов для наладки и запуска современного оборудования. А в небольших школах, как посетовала начальник управления образования Хасынского района Маргарита Король, вообще мало внимания уделяют их оснащенности. Чего нельзя сказать о городских школах, где заботятся о том, чтобы образовательный процесс был не только безопасным, но и комфортным для учащихся, особенно в начальных классах, там по программе модернизации оборудовано и рабочее место учителя, и кабинеты с интерактивными досками, веб-камерами, цифровыми микроскопами, системой контроля. Сегодня все это - необходимое требование федеральных образовательных стандартов.

И все же треть учеников продолжает заниматься во вторую смену из-за нехватки мест. А это значит, что в Магадане давно назрела необходимость строительства нового современного здания.

- Но даже в условиях модернизации старая школа никогда не станет новой, школой нашей мечты, - подчеркнула председатель совета школы п. Ола Надежда Петунина. - В этом году ольской школе исполняется 100 лет, а ее зданию уже 40 лет, и мы очень надеемся, что в недалеком будущем у нас появится новое.

КОГДА БУДУТ БЕСПЛАТНЫЕ УЧЕБНИКИ

Еще одно из требований ФГОС - наличие информационно-библиотечного фонда с рабочими зонами, читальным залом, книгохранилищем. Такая работа ведется, но для более эффективной систематизации учета книжного фонда в электронном виде необходимо приобрести несколько специальных библиотечных программ. А самое главное - выполнить требования Федерального закона "Об образовании" и прокуратуры по обеспечению всех учащихся бесплатными учебниками. На сегодня по этому вопросу вынесено уже 18 судебных решений. Но как это сделать?

Директор магаданской школы № 21 Ирина Драпалюк подсчитала: в прошлом году на приобретение книг было истрачено
250 тыс. рублей, обеспечены ученики 1 - 2-х классов и дети из социально незащищенных семей. Но для того чтобы все получали бесплатные учебники, их небольшой школе требуется 5 млн. рублей. А при установленном нормативе на одного ученика в 129 рублей 18 копеек общая сумма для всей школы на год - всего 500 тыс. рублей.

- Приятно было слышать, что этот норматив пересматривается и есть надежда, что он будет увеличен и за счет него можно будет решить проблему пополнения фонда учебников. Понятно, что за один год ее не решить, поэтому у нас организована акция "Подари учебник школе", поддержанная родителями. Так мы надеемся создать их запас, - поделилась опытом И. В. Драпалюк.

- Меня глубоко потряс рассказ Ирины Викторовны о жизни школы в условиях, когда есть деньги, - вмешался в обсуждение директор филиала ВГТРК "Магадан" Яков Радченко. - Меня зацепило: 5 миллионов в год на небольшую школу на приобретение бесплатных учебников! Пересчитал: это 250 крутых планшетов или 500 простых школьных. Если это такие большие деньги, не стоит ли вообще отказаться от дорогих бумажных учебников и рассмотреть вопрос о покупке гаджетов и просто скачивать учебники? Хотя бы в одной школе попробовать в порядке эксперимента. По сумме выходит, что компьютерные технологии дешевле. У многих они уже есть.

Как пояснила заместитель губернатора Магаданской области Татьяна Исаева, по учебникам было поручение сделать ревизию в каждом образовательном учреждении:

- Мы не ставили задачу абсолютно каждому учреждению приобрести полный комплект учебников, поэтому многомиллионные затраты на них не прогнозировали. Проведем отдельное совещание, учитывая, что очень остро стоит вопрос именно в городских школах, посчитаем те ресурсы, которыми располагаем, и только тогда будем говорить о необходимости дополнительных средств.

Начальник департамента образования Елена Алексеева добавила, что планируется обеспечить учебниками учащихся 3 - 4-х классов, что позволит в этом году завершить обновление библиотечного фонда начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме того, средства софинансирования областного бюджета, фонда материального обеспечения и муниципальных бюджетов (около 20 млн. рублей) планируется направить на приобретение учебников и учебных пособий для учащихся средней школы.

СРЕДНЯЯ - ЭТО ТО, ЧТО ЗАРАБОТАЛ

Результат модернизации образования, безусловно, зависит от учителя. И сегодня растет престиж этой профессии, прежде всего за счет мер по повышению заработной платы. Одна из главных задач, поставленных Президентом РФ, - довести зарплату педагогов до среднего размера в ведущих отраслях экономики. И с ней территория успешно справилась.

С сентября 2011 года началось повышение заработной платы учителей. Из бюджетов всех уровней на эти цели израсходовано 225,6 млн. рублей. Если в I квартале 2011 года учитель получал 22,8 тыс. рублей, то к концу прошлого года в 2,5 раза больше, и в декабре вместе с доплатами зарплата достигла 55,8 тыс. рублей. Правда, чтобы получить такую сумму, учитель должен работать на две ставки. Поэтому вполне закономерно, что проведенный мониторинг показал: лишь 35 % педагогов сегодня удовлетворены своим заработком.

- Нагрузка у наших педагогов в среднем полторы ставки, при этом их зарплата с 1 декабря составляет 49 - 50 тыс. рублей, - пояснила директор магаданской школы № 21 Ирина Драпалюк. - Если же учитель будет работать на одну ставку, то получит 36 тыс. рублей, а молодой специалист и того меньше - 27 тыс. Таким образом, чтобы иметь хороший заработок, учитель вынужден работать на полторы ставки. От чего страдает и его здоровье, и качество работы.

Подробное разъяснение ситуации дала заместитель губернатора Татьяна Исаева.

- Мы действительно выполнили указ Президента, прогнозировали зарплату по региону 49 тыс. 800 рублей, исходя из этого рассчитывались финансовые ресурсы, но превзошли расчеты: в декабре средняя зарплата составила у педагогических работников 60 тыс. рублей, у учителей - 70 тыс. с учетом выплаты премий. И по итогам января у педагогов общего образования она превышает 55 тыс. Значительно повысили зарплату дошкольным работникам. Ведем с 1 января федеральный мониторинг статотчетности, ежеквартально отчитываемся перед Министерством образования, и финансовые ресурсы на 2013 год предусмотрены таким образом. Ниже зарплата опускаться уже не будет. Это означает, что мы ожидаем повышения качества образования. Предстоит переход на эффективные контракты, которые предусматривают конкретные критерии оценки работы каждого педагога и руководителя. Но и по оплате их труда тоже проведем мониторинг, понимая, что она должна быть достойной, но и адекватной, не превышающей размеры, рекомендуемые постановлением администрации области. Но в связи с этим мне хотелось бы сказать: не стоит и не стояло задачи сделать повышенный уровень оплаты труда на ставку. Средняя - это то, что заработал учитель с учетом учебных часов и стимулирующих выплат, - подчеркнула Татьяна Александровна.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ

И тут самое время поговорить о качестве образования. Наши ученики нынче сильно отличились, не радует педагогов динамика итоговых показателей ЕГЭ и ГИА. В прошлом году 12,6 % выпускников Магаданской области не справились с заданиями по математике и 4,3 % не дотянули до пороговых значений по русскому языку. А это значит, что повышение зар-платы не всегда сказывается на качестве обучения.

Причин тут немало. Слабым звеном образовательной среды региона стало старение педагогических кадров. Школы испытывают острейший дефицит молодых специалистов, в прошлом году доля учителей в возрасте до 35 лет составляла 18,6 %. Чтобы привлечь их в образовательные учреждения, действует целевая программа ипотечного кредитования молодых учителей, рассчитанная не только на магаданских специалистов, но и на живущих в других районах.

Требует совершенствования и система обучения педагогов. Принято решение с этого года по каждому образовательному учреждению вести мониторинг повышения квалификации учителей: по каким модулям, на какой базе, с какими результатами учатся. Повысить квалификацию должно не менее 350 педагогических работников. К концу года 100 % учителей начальной и не менее 70 % основной средней школы должны быть готовы к работе по новым стандартам.

На совете по образованию вопросы прозвучали многоплановые, касающиеся разных сторон жизни школы. Говорили о создании открытой образовательной среды в регионе. Сегодня лишь 64 % школ имеют свои сайты, и только 20 % размещают на интернет-порталах публичные отчеты о своей деятельности: о совершенствовании материальной базы, создании условий для занятий физической культурой и спортом, сокращении казенных образовательных учреждений за счет изменения типа, и том, как по максимуму охватить дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями и одаренных ребят, обучающихся в центре при СВГУ.

- Мы подвели итоги большой и трудоемкой работы по программе модернизации за два года, которые позволили серьезно изменить ситуацию, создать хорошую базовую площадку для продолжения этой работы, - сказал в заключение глава территории Владимир Печеный. - Сегодня уже пути назад нет, и мы будем идти на повышение соотношения средней оплаты труда, которая складывается в регионе. Конечно, все это должно быть увязано с качеством, эффективностью тех преобразований, которые должны происходить в школе.

Вера ДИДЕНКО.

Автор:  Вера ДИДЕНКО "Магаданская правда"









Колымские колонки