Последние 2-3 месяца в местных СМИ неустанно «прославляется» наш Магаданский музыкальный и драматический театр.
Что ж, как заядлому театралу и журналисту, думаю, можно высказать свое мнение и мне. Произойдет это вопреки высказываниям начальника областного управления культуры В. Савченко, который не в одном уже интервью утверждает, что «судить о работе театра должны только профессионалы и в Магадане людей, чтобы в прессе публично высказывали свое мнение, рассуждали о работе театра, анализировали постановки, нет» («Магаданская правда» от 12.10.2012 г.). Так как, в первую очередь, Виктор Владимирович, спектакли ставятся для зрителей, среди которых есть и думающие, и умеющие анализировать. И нам недостаточно смотреть одни и те же «4 спектакля» по 5 лет.
Какой сезон по счету?
Ну, начнем, я думаю, с нашумевшего открытия 71-го сезона. Это, по мнению директора театра А. С. Бондаренко он 71-й. Однако доподлинно известно, и историки не дадут мне соврать, что театр по традиции начал отмечать свой первый сезон с 1938 года.
А.С. Бондаренко, директор Магаданского музыкального и драматического театра
Отсчет сезонов всегда велся именно с этой даты. Об этом писали журналист и краевед Тамара Смолина, историки Герман Волков, Александр Козлов, писатель и завлит театра Александр Бирюков. У меня сохранились многочисленные вырезки, в том числе и из «Магаданской правды» об открытиях сезонов. Например, в театральном сезоне 1998-99 годов мы отмечали 60-летие театра. 65 ему было в 2003-м, и соответственно в 2008-м должно было стать 70. Но… 23 августа 2008-го года умер директор театра, народный артист России Владимир Барляев. А к руководству уже приступил нынешний директор А. Бондаренко, поэтому 70-летия не было. Вместо этого началась чехарда с цифрами. В результате, прислушавшись к мнению общественности о том, что давно у театра не было юбилея, директор нашел-таки искомую дату – 2011-й год. Но, как гласит календарь дат и событий областной библиотеки им. А. С. Пушкина, 3 сентября 1941 года было сдано в эксплуатацию само здание театра. В таком виде он сохранился и по сей день. Так что, воссоздавая историческую справедливость, стоит отметить, что нынешний сезон 2012-2013 годов– 74-й. Следовательно, сезон 2013-2014 будет юбилейным, 75-м. Та же народная артистка России Ольга Седлецкая всегда с гордостью подчеркивает, что она – ровесница театра, так как родилась в 1938 году. То есть, по неграмотности нынешнего директора Бондаренко из истории театра выпало, по меньшей мере, три сезона!
Вместо музея – буфет
Вот и к самой истории у г-на Бондаренко довольно странное отношение. Он, оказывается, не подумав, выкинул театральный музей (!) на помойку! («Магаданская правда» от 12.10.2012 г.). На месте музея, который создавало не одно поколение театральных людей (есть такое понятие «театральный человек» - болеющий за театр всей душой) директор установил… зеленую барную стойку. Значит, подумал, и очень хорошо подумал. Быть может, из-за того, что раньше он заведовал «Ред баром», потом кафе «Театрал»…
Буфетное прошлое берет свое. А, может быть, от того, что он не имеет не только театрального образования, но и просто высшего. Образование у директора средне-техническое. Что является нарушением Приказа Минздравсоцразвития № 251 н от 30 марта 2011 года, где прямо запрещено руководить театром без высшего театрального образования. Но начальника областного управления культуры В. Савченко такой директор устраивает. Вот интересно, почему школой руководить, к примеру, без высшего специального образования, или заведовать больницей – нельзя, а руководить таким сложным организмом, как театр – пожалуйста! В итоге уникальный театральный архив, за которым в последнее время ухаживал главный художник театра В. Мягков, сгорел на заднем дворе театра… Таким способом, разве что Герострат прославился. А теперь областная администрация вынуждена выделять каждый год средства на восстановление музея!
Капнет чья-то кровь…
Так вот…Открытие этого 74-го сезона ознаменовалось падением злосчастного плафона. Слава Богу, никого не убило. Что же это было за падение? Стечение обстоятельств? Халатность? Возможно, и то, и другое. Но шокировал, конечно, комментарий А. Бондаренко, данный корреспонденту «Магаданской правды» в номере за 9.11. 2012 г.: «Мы дали шикарный старт сезону! Мы не ожидали такой высокой температуры в зале, из-за чего плафон люстры, висящий с 1957 года, расширился от напряжения и взорвался». Кем надо быть, чтобы нести такую ахинею?! И какая температура должна быть в зале, чтобы взорвался плафон? Может, зрители, пришедшие из буфета, так надышали? Далее в том же комментарии он рассказывает несуществующую театральную примету (которую сам же только что придумал): «должна капнуть чья-то кровь, тогда сезон получается очень удачным. Пусть это чрезвычайное происшествие никогда не повторится и принесет успех театру!». И смех, и слезы, честное слово! Представляю, как хохотали главный редактор и корректоры, читая этот бред, иначе не назовешь!
А открытие сезона было действительно «шикарным». Вместо традиционного спектакля зрители попали на концерт-ревю «По страницам любимых оперетт», точнее на «одесский кичман» с пошлым юмором, перемежаемый кан-каном и невероятно затянутыми мизансценами. Даже странным на этом фоне кажется участие здесь заслуженных артистов России Николая Бекасова, Алексея Яновского и Елены Титенко, которые всегда выполняют свою работу профессионально. Еще хочется отметить работу опытной актрисы Оксаны Плиско и недавно пришедшей в наш театр Гульноро Ризоевой. Указанные артисты работали отдельно от «кичмана», показывая зрителям их любимый жанр – настоящую оперетту.
Замечательный актер и режиссер этого ревю Аркадий Касацкий разочаровал такой странной постановкой. Удивляет и наша нетребовательная публика, которая аплодирует стоя после каждой премьеры – удачная она была или не удачная, им все равно, они просто рады встрече с артистами. Оно и понятно. На чем им было расти?
Память …отшибло
Любому театралу, и если бы директор был театральным человеком, - совершенно ясно, что открываться стоило бы удивительным по энергетике, очень хорошо срежиссированным спектаклем в постановке заслуженной артистки России Марии Леоновой «Аристократы поневоле», спектаклем-бомбой, как его назвали в прессе. Им закрылся прошлый сезон, он прошел всего два раза, и премьера, в общем-то, осталась незамеченной. Это надо было сделать 2-го и 3 ноября, а 4-го – провести вечер памяти народного артиста России Владимира Барляева, которому в этот день исполнилось бы 65.
И снова я веду речь о беспамятстве. Директор театра Бондаренко даже не вспомнил об этой дате. Вплоть до того момента, как не услышал о том, что местный Союз театральных деятелей готовит такой вечер. И готовит он его не в родном театре Владимира Алексеевича, а в …МЦК. Потому что Бондаренко еще весной отказал организаторам в просьбе провести его в стенах театра. Но директор тут же «нашелся» - завил на ТВ, что весь сезон он посвящает В. Барляеву, хотя на афишах, висевших у театра целый месяц до открытия, и намека на это не было.
И тут уж произошел верх кощунства к памяти о народном артисте. По приглашению А. Бондаренко в Магадан на постановку приехал …бывший режиссер Магаданского театра В. Добровольский! И снова – память… И мы, журналисты, и театральная общественность, прекрасно помним события 9-летней давности. Мы еще живы! И глупо думать о том, что все всё забыли. Все СМИ писали тогда, что В. Барляев ушел из театра именно из-за неграмотного художественного руководства. И эти вырезки из газет у меня хранятся, это наша история. Если кому не лень – посетите библиотеку, там все есть.
«Старый новый» режиссер
Вот, к примеру, статья Ирины Морозовой в «Колымском тракте» № 21 от 21 мая 2003 г. «Раньше в театр мы ходили на Барляева. А теперь?»), в которой ясно сказано: «Неужели руководство администрации и города не видят, что те спектакли, которые «печет как пирожки» режиссер Добровольский ни в вокальном, ни в актерском смысле неинтересны как самим артистам, так и зрителям? …Здесь много домысливать не приходится – режиссер Добровольский, видимо, за каждый новый спектакль получает немалый гонорар. Вот он и старается, творит, что называется. Вот только творения Ваши, господин Добровольский, трудно воспринимать даже таким терпеливым зрителям, как жители Магадана, а уж играть в ваших спектаклях таким профессионалам, как заслуженные и народные артисты, наверное, просто унизительно. Вас, господин Добровольский, совесть не мучает, что с вашей легкой руки ушел из театра В. Барляев? …Теперь с уверенностью наш музыкальный театр можно назвать цирком. Такие номера только в цирке и увидишь». «Очень хочется надеяться, - продолжает автор Ирина Морозова, - что руководители областной администрации все-таки обратят свой взор на проблемы театра и вместо того, чтобы платить народные, между прочим, деньги слабо подготовленным в профессиональном смысле людям, вернут нам профессиональный зрелищный и музыкальный театр!». Трудно не согласиться с журналистом.
Компания в сборе
Да…Коротка память человеческая…Стоит ли говорить, что на замечательном вечере в МЦК ни директора театра А. Бондаренко, ни режиссера В. Добровольского не было. Зато в интервью на местном телеканале они радостно объявили, что весной режиссер Добровольский будет ставить вечер памяти …Владимира Барляева. Я не знаю, насколько нужно не иметь совести к покойному, к театралам, которые как личную трагедию восприняли уход артиста из театра, чтобы снова приехать? Замечу, уход вынужденный, когда Владимира Алексеевича просто вышвырнули из театра тогдашний директор театра Б. Гунин и режиссер Добровольский. Как известно, парочка срочно покинула наш театр, тогда же в «КТ» писали и о финансовых нарушениях, обнаруженных ранее при проверке деятельности театра («Колымский тракт» № 46 от 17.11.2004, статья И. Дорогого «Магадан – Владимир – Авиньон – Васюки?»). Возникает вопрос: неужели во всей России не нашлось другого режиссера? Хотя по плану главного режиссера нашего музыкального театра Марии Леоновой спектакль должен был ставить режиссер из Хабаровска Б. Кричмар. Но Кричмар получил от Бондаренко отказ, мол, денег нет. Однако, на давнего знакомого Добровольского деньги нашлись. Не удивительно, что нашлись они и на еще одного участника скандальных событий 9-летней давности – опять же по приглашению А. Бондаренко в Магадан на 4 дня прилетал бывший завлит Магаданского театра Д. Ледовской. Как рассказывал в театре сам Д. Ледовской, он был очень удивлен, что его пригласили в Магадан для того, чтобы написать о премьере «Все начинается с любви», да еще оплатили билеты «туда и обратно» за счет театра. Ну что ж, директор не преминул нанять своего знакомого «пиарщика». Еще не хватает только бывшего директора Магаданского театра г-на Гунина, а так вся компания в сборе.
Выстрел в сердце
И вот, как и нетрудно было предположить, на страницах «Магаданской правды» выходит статья Д. Ледовского от 7.12.2012 г. под названием «Старый новый дом». В начале хвалебной заказной статьи Дмитрий Ледовской называет приглашение В. Добровольского в Магаданский театр «выстрелом в десятку». Рецензия дана без хоть какой-нибудь критики, зато с возвышением до небес заслуг В. Добровольского и в Оренбурге, и в других городах. Приводятся в статье Д. Ледовского и мнения двух 16-летних зрительниц, подозрительно похожих на стиль самого автора. А теперь представьте, что, к примеру, режиссер Анна Варпаховская привезла бы с собой своего театрального критика – мол, смотрите, глупыши, ничего вы не понимаете, сейчас он вам популярно объяснит! Не надо держать магаданских театралов и журналистов за несмышленышей. В том же «Колыма-плюс» Добровольский позволил себе некорректное высказывание в адрес магаданских СМИ, - дескать, не надо верить тому, что пишут в местных «желтых» газетах. Ну-ну… Что же касается известного «театрального критика» Д. Ледовского, то его литературную деятельность прекрасно расписала в газете «Городок» № 18 за август 2003 года в статье «Зачем самозванцу мозги?» Анна Павлюкова: «Видимо, пародия – любимый жанр Д. Ледовского. В каждой строчке сквозит лакейство, лесть, предвзятость и заинтересованность».
Гонорары растут, качество - падает
К слову, в Оренбурге, где сейчас работает наш творец, судя по газетам, вышедшим в печать, а затем опубликованным в Интернете, у режиссера В. Добровольского большие проблемы, и тянется скандал долгое время, с 2010 года. Ну не хочет труппа музыкального театра с ним работать! Давайте прочитаем выдержку хотя бы одной из них (газета «Оренбургская неделя» № 38 от 14 сентября 2011 г. (статья Татьяны Текутьевой «Бесплатно только птички поют»): «Нет и морального удовлетворения: художественный уровень спектаклей упал. За время работы Вячеслава Добровольского главным режиссером театр получил всего одну «Оренбургскую лиру»… Артисты недовольны тем обстоятельством, что спектакли выпускаются едва ли не в «пожарном порядке», за 3-4 недели. И еще бы им быть довольными – речь идет о музыкальных спектаклях, с вокальными партиями, хорами, хореографическими картинками. Такая постановка – процесс трудоемкий. В результате происходит вполне естественная, но весьма опасная утрата требовательности к самим себе, когда посредственные сценические произведения возводятся в ранг эстетических завоеваний».
Или вот другая газета «Вечерний Оренбург», № 36 от 7 сентября 2011 года, статья журналиста Ольги Мяловой под названием «Занавес открывается. Скандал начинается»: «Как выяснилось, конфликт назрел давно. Работники сцены недоумевали: почему зарплата даже заслуженных артистов, обладателей регалий, едва превышает семь тысяч рублей? Почему, по мнению труппы, растет лишь гонорар главного режиссера театра Вячеслава Добровольского?», и так далее.
А вот и коллективное письмо работников Оренбургского областного театра музыкальной комедии от 28.06.2011 г., адресованное Председателю Правительства РФ В. В. Путину, Председателю комитета Государственной Думы РФ по культуре Г. П. Ивлеву, Председателю партия «Единая Россия» В. В. Путину, губернатору Оренбургской области Ю. А. Бергу, Министру культуры Оренбургской области В. А. Шорикову. Читаем до боли эмоциональное строки: «В 2008 году Ю. А. Плахотниченко был приглашен на должность главного режиссера В. В. Добровольский. С этого времени художественный уровень театра упал до уровня провинциального Дома Культуры, т.к. режиссер В. В. Добровольский в основном занят не повышением профессионального мастерства актеров, грамотной репертуарной политикой, повышением качества спектаклей, расширением границ жанра, а только получением завышенных гонораров путем скоротечного выпуска своих спектаклей (крупный материал ставится всего за три недели). Не проводится на должном уровне постановочный цикл, после выпуска спектаклей никто не следит за их качеством, допускаются грубость и оскорбления артистов и сотрудников театра. Артисты-вокалисты (солисты) трижды собирали собрания, где просили администрацию театра принять меры в отношении Добровольского В. В., но директор театра проигнорировал мнение коллектива».
Остается добавить, что крик оренбургских артистов все-таки был услышан, и в настоящее время директор театра Плахотниченко снят со своей должности. Сейчас решается вопрос о присутствии в театре В. Добровольского. Теперь понятно, почему он так рвется в Магадан, да еще на должность художественного руководителя? Добавлю, что похожая на оренбургскую ситуация была у него и в Хабаровском театре, и в Пятигорском. Делайте выводы.
Никто не проверял
Замечу, что параллельно со спектаклем «Все начинается с любви», режиссер В. Добровольский репетировал с нашими артистами новогоднюю сказку «12 месяцев», забирая у них выходные дни. Спешил на новую постановку? Сдача спектакля вопреки всем традициям состоялась прямо в фойе театра, без костюмов и декораций, а «приемная комиссия» состояла всего из трех (!) человек (прямо как «тройка» НКВД) : директора театра Бондаренко, режиссера Добровольского и «критика» Ледовского, к слову, не имеющего никакого литературного или театрального образования, и который с гордостью говорит, что он в прошлом морской офицер… Не было никого из вышестоящей организации – областного управления культуры. Немудрено, что главный режиссер театра драмы Михаил Никитин не принял такую формальную сдачу спектакля и вовсе покинул фойе…
А теперь представьте, какой гонорар В. Добровольский получил за оба спектакля. Это все очень диссонирует с недавним собранием в театре, где актеры высказывали возмущение тем, что после президентского повышения зарплаты на 6 %, она у них, наоборот, понизилась. Так что, как в «Ревизоре», пренеприятнейшее известие - затягивайте, господа артисты свои пояса еще туже – к вам едет режиссер Добровольский!
Незаконное изъятие
К слову, поход в областной музыкальный и драматический театр на премьеру детского спектакля «12 месяцев» 27 декабря 2012 года закончился для меня бессонной ночью. Свидетель тому – наш активный общественный деятель и театрал со стажем Антонина Новохатько, которая тоже была возмущена происходившим.
Поснимав на интермедии возле елки перед спектаклем знакомых артистов и детей, я зашла в зал и заняла свое место. Как только в зале погас свет и начался спектакль, ко мне подошла сначала контролер со странным вопросом: «Директор спрашивает, есть ли у вас билет?». Я ответила, что есть. Затем тут же, торопливо подбежал сам директор театра А. С. Бондаренко и загородив широкой спиной сцену «навис» надо мной, требуя показать билет. При этом руководитель учреждения культуры оскорблял меня нецензурной бранью, мешая юным и взрослым зрителям смотреть сказку. Потеряв терпение, директор подозвал «на помощь» юриста театра и своего зама А. Бирюкова и приказал им отобрать у меня фотоаппарат и вывести из зала, хотя фотоаппарат был в чехле, и фотографировать я не собиралась. Юрист театра ответил директору, что его действия абсолютно не законны. Тем не менее, фотоаппарат у меня забрали.
Из 12 месяцев пятеро – женщины. Некому играть!
Но несколько слов о сказке в постановке «нового старого» режиссера В. Добровольского. Она не выдерживает никакой критики. Из 12 «месяцев» – четверых играют женщины (после Нового года их было уже пять!). Наши артисты поют под фонограмму, записанную артистами Оренбургского театра, вернее только открывают рот. Причем, возраст наших артистов и оренбургских не совпадает. Например, молодая 20-летняя актриса вынуждена петь голосом 40-летней. Месяцы слонялись по сцене, не зная, чем заняться, периодически спускаясь в зрительный зал. Монтировщики открыто переставляли декорации, так что зрители их прекрасно видели! Чего в театре быть не должно. Можно отметить лишь игру заслуженного артиста России Алексея Яновского и Екатерины Пастуховой, которые составляли живой актерский тандем. В остальном же - все затянуто и скучно, скудная сценография. Нет того самого волшебства, чуда, которое так ждут дети! А деньги на сказку выделялись, и не малые. И тут не могу не вспомнить о телесюжете «Колымы-плюс», который крутился все новогодние каникулы, пока шла эта сказка. «Если вы заметили, это полностью ПОЮЩИЙ спектакль!», - с гордостью заявил А. С. Бондаренко корреспонденту. Хорошо, что хоть не полностью танцующий или еще какой. Все-таки, страшно, когда пироги печет сапожник.
…А фотоаппарат мне вернули после просмотра спектакля. Но в итоге - оскорбили, унизили, отобрали личное имущество и не дали спокойно посмотреть представление за 300 рублей, к слову. Что это? Новая форма работы со зрителем? Или месть журналисту за критические публикации? И то, и другое говорит о полном отсутствии культуры. В такой ситуации директор театра должен был принести извинения. Но он этого не сделал до сих пор, как и не принес их двум женщинам, которым на голову упал плафон сразу после трагедии.
Под чужую «фанеру»
Но вернемся к премьере. Ее готовили 4 недели. Спектакль «Все начинается с любви», на мой взгляд, довольно однообразен и затянут. Странно наличие фонограммы при живом-то оркестре. Неужели наши музыканты не осилили нотный материал? В постановке три раза прозвучало слово «Магадан», да еще упомянули футбольную команду «Магаданский Кривбасс» - традиционные «ходульные» приемы режиссера В. Добровольского для привлечения публики. Для чего выбрана пьеса 1970-х? Чтобы рассказать нам о любви, дружбе, взаимовыручке? Спектакль, на мой взгляд, для первоклассников. Кстати, тема «кичмана» продолжилась и здесь, только события развернулись в одесском дворике. И снова можно выделить интересную живую игру Оксаны Плиско, вокальные партии заслуженной артистки Елены Титенко и Гульноро Ризоевой. А в общем и целом, как говорит молодежь - не «айс».
Для сравнения - те же «Аристократы поневоле» получились намного качественнее и зрелищнее. Видно, как сами артисты с большим удовольствием работают в них. Да и публике спектакль очень нравится, сколько отзывов было на форумах!
Свои не нужны?
Давая интервью на «Колыма-плюс», А. Бондаренко и В. Добровольский, а затем и Д. Ледовской наперебой рассказывали о своих далеко идущих посленовогодних планах. Совершенно не считаясь с тем, что у театра есть свой главный режиссер оперетты Мария Леонова и главный режиссер драмы Михаил Никитин, и планы у них тоже есть. А если говорить о художественном руководителе театра – то его, согласно Концепции развития театрального искусства до 2020 года, избирать нужно в своем коллективе, это должен быть человек, пользующийся заслуженным авторитетом, имеющий опыт и творческий стаж. Чем, например, не подходит на эту должность заслуженная артистка России Мария Леонова, оканчивающая режиссерский факультет ГИТИСа и имеющая в арсенале несколько удачных постановок в музыкальном театре? Заслуженный артист России Михаил Никитин – способный режиссер, замечательный актер? И другие талантливые люди.
Остается добавить прописную истину: хороший театр делает и хороший имидж региону. Я надеюсь, власти это понимают.
Наталья АЛЕКСЕЕВА
P.S. Перед публикацией в печать стало известно, что 21 февраля г-н Добровольский снова прилетает в Магадан. Еще на две-три постановки. А позже прибудет, естественно, и г-н Ледовской…