Фото из Twitter
Нашу с ней встречу мы запланировали на день сегодняшний, поговорить есть о чем - прилетела «звезда Мальдив» на Колыму меньше суток тому назад, но в «твиттере» уже успела поделиться своим мнением со всей Россией, цитирую: «Магадан - запустение… И заброшенность… Кроме номера в отеле, театра и бани - ничего…». И еще: «Если Колыма - это золотое сердце России, то у него уже было минимум два инфаркта…». Разговор об этом с Анастасией еще впереди, а пока вспоминается наше с ней интервью в ее прошлый приезд в Магадан тоже накануне 8 марта. Предлагаю его вашему вниманию.
…Мое интервью с Анастасией ВОЛОЧКОВОЙ началось совсем не так, как я себе представляла. В МЦК, где 6 марта 2011 г. состоялось ее концертное шоу под названием «Аплодисменты» или «Десять новелл о любви, отчаянии и надежде!» Заслуженная артистка России, народная артистка Карачаево-Черкесии прибыла за пять часов до начала, чтобы как следует разогреться и прорепетировать. Вся окружающая ее свита (партнер по сцене Большого театра, танцор Ринат Арифулин, солистка и тенор камерного музыкального театра оперы им. Б. А. Покровского Ксения Одинцова и Алексей Сулимов, а также 15 танцоров балета «Keep-Balance») немного отстала, и, когда Анастасия первой стремительно вошла в пустой зал МЦК, мы с ней столкнулись буквально нос к носу и обе замерли от неожиданности.
Моя первая реакция - восхищенное удивление: видя Анастасию Волочкову так близко, со смехом вспоминаешь кривотолки о ее якобы неподходящих для классического балета параметрах. Потому что в жизни Анастасия оказалась невысокого роста (всего 166 см) и очень субтильной, если не сказать тощей (ее вес - всего 50 кг). Летящая, невесомая, с пронзительными изумрудными глазами, укутанная в белоснежный мех и сверкающая драгоценными камнями, неприступная дива источала вокруг себя сказочный аромат необыкновенных духов. «А можно посмотреть, что это у вас в руках?» - Волочкова молниеносно протянула свою изящную кисть с безупречным французским маникюром в мою сторону. Ее внимание привлекла книга «История русской балерины», выпущенная в прошлом году в петербургском издательстве, которую я держала в руках вместе со списком подготовленных загодя вопросов. На обложке - она (автор книги тоже она). Взяв у меня книжку, она сначала внимательно ее пролистала, потом начала расспрашивать, где я ее взяла, а после еще полчаса звонила по мобильному в Москву своему агенту и долго ругалась с ним на тему того, что без ее ведома продаются пиратские версии ее книги. Наконец, разобравшись с агентом, Анастасия попросила меня написать ей адрес того книжного сайта, на котором я заказывала ее книгу, пообещала написать обо всем об этом в своем блоге и только после этого мы смогли, наконец, начать интервью.
- Анастасия, что привело вас в Магадан? Ддо последнего момента ходили слухи, что ваш концерт на Колыме не состоится…
- В течение всей своей творческой жизни я посещала разные города - столичные, зарубежные, маленькие. Мой человеческий долг - танцевать для тех людей, которые хотят меня видеть. Элитарность зрителя не зависит от местности, в которой живет человек, от профессии, которой он занимается. Для меня мой зритель - это человек, которому небезразличны сегодня искусство, творчество, я и моя судьба. Магадан - заключительный город моего дальневосточного тура, я умышленно хотела здесь оказаться, потому что мне было интересно, как живут здесь люди. Я совершила небольшую экскурсию по окрестностям Магадана, очень бы хотелось познакомиться еще с местным населением - коренными народностями Севера, приобщиться их культуры. Кстати, первое, что я вчера услышала, войдя в магаданскую гостиницу, было - о, а как же так, у вас нет охраны? Мне не нужна охрана, потому что меня охраняют высшие силы и на моей стороне правда. Меня пугали метелью, я суеверно отнеслась к этому, потому что если я должна быть здесь и зрители меня ждут, то все бури и вьюги разойдутся. И - чудо: мы приземлились и ровно спустя полчаса закрыли аэропорт, начался ураган. Это судьба и я очень рада оказаться здесь со своей концертной программой нового формата, которая действительно интересна зрителю. Впервые она была показана на сцене Кремлевского дворца 12 декабря с участием всех звезд нашей эстрады. Для меня это новый этап моего творчества, классический балет я танцевать уже практически перестала и сейчас рада, что могу танцевать не только белых и черных лебедей, а могу танцевать хореографические композиции, наполненные энергией, жизнью, любовью, сексуальностью. Это мне гораздо более интересно.
- Сейчас у всех на устах нашумевший фильм «Черный лебедь» - «балетный триллер», повествующий о нелегком труде балерины и собравший половину «Оскаров» в этом году. Что вы как профессионал думаете о нем?
- Когда я посмотрела этот фильм, пришла к твердому убеждению, что он создан по сценарию моей книги. Вероятно, моя книга попала кому-то в руки на Западе, некто прочел ее и создал фильм! Отношения с мамой, любовь и зависть, тяжелый закулисный труд - все это о моей жизни. Я училась на последнем курсе Вагановской балетной академии, когда директор и художественный руководитель Мариинского театра Олег Виноградов сделал мне предложение стать солисткой Маринки и в качестве дебюта танцевать главную партию в балете «Лебединое озеро». И это в 17 лет! Это был и есть первый такой случай в истории и театра, и самого балета… Балет «Лебединое озеро» для меня, как и для героини фильма «Черный лебедь» - балет знаковый и судьбоносный. Мало того что я танцевала его в трех разных трактовках: Виноградова, Васильева, Григоровича, - но еще и внутренняя суть спектакля - борьба между светлым и темным началом - каким-то магическим образом постоянно вторгалась в мою жизнь. Так началась моя борьба с тенью. Все было именно так, как показано в фильме. Единственное, что отличается - его концовка. Я не умерла на сцене, как героиня Натали Портман, а получила в итоге самый престижный балетный приз мира - «Benois de la Danse», или, как его еще называют, «балетный Оскар», за исполнение партии Одетты-Одиллии в постановке Григоровича. А борьба с тенью продолжается - если бы я была никем и ничем, то не стали бы мне строить козни ни мужчины, имеющие деньги, власть и связи, ни политики, которые полны комплексов и чувства собственной неполноценности.
- После незаконного увольнения из Большого театра и пяти лет судебных разбирательств вы выиграли суд. А возможно ли в будущем ваше возвращение в Большой?
- Дело было не только во мне. Большой театр во время правления директора Иксанова стал жить по своим законам, далеким от искусства. Чего стоят постоянные тусовки со «спонсорами» или другими нужными людьми! Балеринам предлагают добровольно-принудительно их посещать, предупреждая, что после мероприятия обязательно состоится банкет. Если девочка отказывается, ей объясняют, что на гастроли она может больше и не поехать. Если проявит характер еще раз, у нее есть все шансы вылететь из театра. Балерина Волочкова с ее особенно острым ощущением собственного достоинства не вписывалась в эту систему. Сумму компенсации за причиненный мне Иксановым моральный ущерб я определила в 1 рубль, потому что боролось не за деньги, не за право вернуться в Большой театр. Мой иск был направлен лично против директора театра. Против самого театра я никогда ничего не имела.
- Настя, на днях комментируя свой выход из партии «Единая Россия» в своем интернет-блоге вы очень резко отозвались о губернаторе Приморского края Сергее Дарькине. Последовала ли месть с его стороны?
- Как он может мне мстить? Просто всегда удивляет, когда близкие друзья вдруг отворачиваются в трудную минуту. Сережа Дарькин оказался из таких. Всегда такой галантный и остроумный, такой внимательный. Уже несколько лет подряд, когда я приезжаю во Владивосток, всегда приглашает меня покататься на яхте, поесть свежевыловленную рыбку. Когда Сергей бывал в Москве с рабочими поездками, мы часто ужинали вместе. Мне было интересно с ним, считала его своим другом. На этот раз все было по-другому. Мобильный телефон не отвечал. Позвонила в его приемную, попросила секретаря передать, что буду рада его видеть на концерте. Увы, не пришел и даже не позвонил. Поверьте, Анастасия Волочкова никогда не гоняется за мужчинами, просто было немножко не по себе из-за того, что Сергей в первую очередь оказался членом «Единой России», а уж потом мужчиной. Никого не осуждаю. Уверена, что, как только ветер переменится, мэры и губернаторы будут снова носить корзины с цветами, - хотя мне больше нравятся букеты, - в мою гримерку. Остается только пожалеть их. Они ж «государевы люди», чиновники подневольные.
- А зачем вы тогда баллотировались в мэры Сочи? Получается, хотели стать таким же чиновником?
- С Краснодарским краем меня связывали пять лет жизни - я сотрудничала с балетом Юрия Григоровича, постоянно танцевала в Сочи и прославляла его театр и край, а также все форумы, которые устраивал тамошний губернатор Александр Ткачев. В итоге ко мне обратилась группа представителей малого и среднего бизнеса, живущих в Сочи. Но и мне самой не было безразлично, что происходит в крае. Быть мэром - это не значит копаться в канализации, а значит защищать интересы людей, не допуская произвола чиновников и бизнесменов. Но как только Ткачев увидел, как после моей регистрации за меня начали голосовать в интернете тысячи людей, он обиделся так сильно, что тут же закончил мое сотрудничество с Краснодарским театром балета и запретил мне приезжать с концертами в Краснодарский край. Теперь меня он не пускает, потому что я участвовала в выборах мэра Сочи, Бориса Моисеева, потому что он нетрадиционной ориентации и т.д. Я очень многое знаю о том, как на самом деле там проходили выборы и, если расскажу, это будет резонанс на весь мир.
- А вы не боитесь делать подобные признания?
- Нет. Ко мне привлечено внимание мировой общественности, мне зарубежная пресса звонит каждый день. Я не думала, что будет такой резонанс после моего выхода из партии. Я не в оппозиции, но и вне политики не могу остаться, потому что мне интересна жизнь людей и я верю, что все может измениться к лучшему. Не люблю проституцию - ни в прямом, ни в переносном смысле. Проституция - это не тогда, когда мужчина изменяет женщине, а женщина мужчине, а когда человек изменяет себе. Меня заставили в свое время подписать письмо против Ходорковского и я сожалею, что сделала этот шаг и подписала, но не чувствую своей вины, потому что меня обманули.
- В 2003г. за свою благотворительную помощь детям-сиротам вы были награждены орденом «Почетный знак Петра Великого». Как к вам могут обратиться магаданские дети?
- Когда еще до кризиса концертные залы собирали большое количество денег, я помогала детским домам в основном материально. Мы с мамой стараемся делать это и сейчас, правда, в минимальном объеме. В Лондоне был концерт «Анастасия Волочкова - детям Росиии», деньги с которого шли на реконструкцию детского дома № 7 под Санкт-Петербургом. Я также помогаю ветеранам, потому что старики и дети - самое святое, что есть в жизни. Как-то я танцевала перед ними в Петербурге, после разговорились, думала, этим людям нужно что-то глобальное - мебель, транспорт, а к моей маме подошла пожилая женщина и сказала, что им нечем есть, что у них все алюминиевые ножи и вилки погнутые. Мы закупили необходимое, передали. А детям я могу дать гораздо больше чем деньги, - свое общение и бесценные мастер-классы. Я даю для них бесплатные концерты, приглашаю их в театр, кого-то за руку привожу, обращаюсь в детские дома и прошу привести тех, кто никогда бы сам не пришел, потому что дети сегодня, особенно молодежь, пойдут скорее пивка бухнут и посмотрят программу про убийство, чем в театр. После каждого концерта я спускаюсь к детям в зал, сажусь на корточки и мы разговариваем, вот в чем благотворительность - даю им самое дорогое, свою любовь.
- Вы уже давно звезда светской хроники и скандальных таблоидов, снялись в трех фильмах, поете, пишите песни и книги, являетесь «лицом» ювелирного дома Chopard… А вам не кажется, что весь этот «гламур» имеет мало отношения к высокому искусству русского балета?
- Журналисты любят называть меня гламурной балериной. Но я не отношу себя к людям гламурным, поскольку мастерство для меня превыше благ, приобретенных благодаря мастерству. К тому же я не ориентируюсь на стандарты одежды и жизни, рекламируемых в женских и мужских журналах, предпочитая надевать не то, что модно, а то, что мне к лицу. Мой стиль находит понимание не у всех. Да я и не стремлюсь к этому. Я просто всегда стараюсь выглядеть безукоризненно в моем понимании и, честно говоря, не вижу ничего плохого в том, чтобы стремиться к чеховской «прекрасности», обладать хорошими манерами и уметь отстаивать свое право на оригинальность и непохожесть.
- Я слышала, ваша заветная мечта - построить собственный Камерный театр и балетную школу-студию для детей. Насколько вы приблизились к реализации своей мечты?
- Считаю, что значительно приблизилась. Я окончила Высшую школу экономики, получила степень MBA (Master of Business Administration), а темой моей дипломной работы стало как раз создание сети творческих школ Анастасии Волочковой в регионах России. Мне кажется, это такой важный проект - эти школы, в которых наши дети будут познавать искусство посредством танцевального и вокального искусства, актерского мастерства, эстетики и этикета. В моих школах 4-х и 5-тилетним ребятишкам будут прививать национальные традиции, умение общаться высоким слогом, правильно одеваться, танцевать светские танцы и главное - быть личностью. Начинать нужно именно с малышей. Я считаю, что балетное искусство сегодня идет назад. В то время, когда я училась, были такие педагоги, которым невозможно было прийти дать взятку! Важен был только профессионализм или его отсутствие. С Юрием Григоровичем я не представляю такой ситуации, чтобы позвонил член Попечительского совета. В этом разница между той плеядой артистов, которая безвозвратно ушла – мои учителя и партнеры Лиепа, Плисецкая, Максимова, Семеняга, Годунов, Таранда… А сейчас назовите мне хотя бы пять имен, известных всей России? Я сама не могу их назвать. Те педагоги, которые учили меня, сегодня равных им нет - Дудинская, Сергеев, Зубковская, Бессмертнова. Может быть, однажды создастся такое молодое поколение талантливых людей, которое сделает театр в вашем регионе престижным так, чтобы люди из Петербурга и Москвы не считали зазорным приехать и танцевать здесь.
- Ответьте откровенно, что нужно сделать простой девочке из Магадана, чтобы поступить в балетную школу при Российской Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге? Каковы в этом смысле шансы у колымских детей?
- Занятия в подготовительном классе перед поступлением бесполезны. Мне не известен ни один случай кроме моего, чтобы кто-нибудь из посещавших этот класс окончил Вагановское училище.
- Но кто-то ведь поступает?
- Роль играют деньги и связи, как бы банально это ни звучало. Несколько раз ко мне обращались мамы девочек, я их смотрела, и если они оказывались способными, я звонила директору училища и их брали. Вот недавно ко мне вновь обратилась одна мама с дочкой Полиной. Я помогла ее туда устроить, но проучилась она всего год - девочка не выдержала и поняла, что надо уйти. Но я очень счастлива, когда хоть кому-то удается помочь. Стать балериной, конечно, возможно при наличии врожденных или идеально развитых физических данных, а также упорства и желания. Я считаю, что любому человеку при наличии большого желания подвластно все. Если есть хотя бы минимальная доля таланта, способности или возможности развить, то сначала желательно начать заниматься в какой-нибудь местной студии.
- А если таковой нет?
- Дождаться, пока я их создам!
Дарья ГАВРИЛОВА.