Нужна ли Магадану железная дорога?


В актовом зале Магаданского института экономики филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, состоялся научный кафедральный семинар, посвященный теме: «Железная дорога в Магадане: «за» и «против».

Участниками данного семинара были как студенты и преподаватели института экономики, так и приглашенные гости – представители различных организаций города. Открыл кафедральный семинар Олег Владимирович Дудник – директор МИЭ СПбУУЭ к.с.н., доцент, выступив с приветственным словом. Он сказал:

– Дискуссии на тему нужна ли Магадану железная дорога? – ведутся уже достаточно давно, для развития нашего региона эта тема является актуальной и перспективной...

Начало строительства железной дороги планируется в 2030 году. На данном семинаре вспомнили немного истории, были рассмотрены плюсы и минусы для нашего региона от планируемого строительства железной дороги, а также обсудили планы и перспективы на будущее.

Заботин Иван, студент 5 курса очного отделения, выступил с докладом «История строительства узкоколейных железных дорог Магаданской области», который сопровождал показом презентации: фотографии строительства первой «Узкоколейки», картами Магаданской области, где проходила железная дорога. Иван рассказал о появлении первого паровоза «Красный таежник», дал общее представление об узкоколейной железной дороге и этапах ее строительства, о первых по ней перевозках и многое другое. В 1956 году узкоколейная железная дорога полностью была разобрана, часть ее вывезена в Сахалинскую область. По мнению докладчика строительство железной дороги приведет к существенному толчку в развитии промышленной и других социальных сфер региона.

В своем докладе «Социально-экономическое значение строительства железной дороги для Магаданской области» студентка 5 курса очного отделения Макагон Ксения дала оценку рынку автомобильных услуг, выполнению морских и авиаперевозок, а также структуре грузооборота.

– Планы, конечно, впечатляющие. Безусловно, строительство необходимо для региона. По размаху это будет второй БАМ, поэтому решиться на такой крупномасштабный проект не легко, – размышляет Ксения. – Но если говорить о вопросе времени, то поставка в регион лекарственных средств, цветов, скоропортящихся продуктов и многих других товаров – как и на сегодняшний день, будет осуществляться авиатранспортом.

Юрий Васильевич Прусс, руководитель Магаданского инновационно-технического центра СВКНИИ ДВО РАН, к.г-м.н., доцент, в своем докладе «Геополитические предпосылки строительства железной дороги: предыстория и современность», рассказал о важности и значимости данного строительства с точки зрения политической и геополитической. Также упомянул, что прохождение геополитической ветки должно быть хорошо продумано и предложил, чтобы она проходила по маршруту – Китай – Россия – Берингов пролив…

С докладом «Экономические предпосылки строительства железной дороги в Магаданской области» выступила Мацюк Татьяна Владимировна, заместитель председателя комитета экономики администрации Магаданской области. Она познакомила присутствующих с рейтингом Магаданской области среди регионов ДВО, прогнозируемыми запасами сырья, с освоением углеводородного сырья на Магаданском шельфе и многими другими направлениями освоения и добычи природного сырья, значимых для Магаданской области. Завершила свой доклад Татьяна Владимировна словами: «Планируемое строительство железной дороги выведет наш регион на новый, более высокий экономический уровень».

Эту мысль поддержал в своем докладе «Развитие транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевого комплекса Магаданской области» Игорь Витальевич Притолюк, заместитель начальника департамента природных ресурсов администрации Магаданской области. Он рассказал о сырьевом потенциале Магаданской области, добыче полезных ископаемых, транспортной инфраструктуре. Ознакомил с картами сети действующих автомобильных дорог Магаданской области, расположением зон полезных ископаемых Магаданской области, а также с картой строительства железнодорожной линии Якутск – Магадан. Он считает, что строительство железной дороги, даст множество плюсов для региона: рост товарооборота, снижение транспортных издержек в конечной стоимости товаров, повышение инвестиционной деятельности и другие.

В заключение семинара выступил Леонид Семенович Шульженко, к.г.н., доцент кафедры «Экономики и менеджмента» МИЭ СПбУУЭ, с докладом «Внешние экономические аспекты развития железнодорожного транспорта на Дальнем востоке» и рассказал как о плюсах строительства железной дороги, так и о его минусах…

К единому общему мнению участники семинара не пришли. Данный проект вызвал много споров, поскольку он является достаточно масштабным и требует огромных финансовых вложений.

Наталья МИФТАХУТДИНОВА.

Автор:  Наталья МИФТАХУТДИНОВА "Вечерний Магадан"









Колымские колонки