Реализация проекта освоения Примагаданского шельфа


- Реализация проекта освоения Примагаданского шельфа дает радужные перспективы экономического развития территории, но и здесь не надо забывать о тех условиях, которые сегодня уже имеются.

Предстоящие работы по до-изучению геологического строения шельфа на участке планируемых работ экологически малоопасны. А представьте, что будет, когда станут бурить скважины, сбрасывать отходы… Еще хуже, когда начнут осваивать месторождение. Работы будут вестись на дне моря, начнет создаваться подводная инфраструктура. Деятельность в придонных слоях воды приведет к взмучиванию, и муть будет висеть месяцами, что повлечет гибель придонных обитателей, поскольку взвешенные в воде пылинки поглощают кислород. То есть экологические риски велики даже без разлива нефти. Прежде чем начать производство, десять раз нужно все взвесить, в том числе и экономическую отдачу.

Северный сектор Охотского моря - весьма существенный источник финансов для областного бюджета, это один из немногих факторов, притягивающих к нашей земле. Посмотрите, как много людей рыбачит, получает удовольствие от встречи с морем. А летом? На пляжах наших бухт отдыхающих не меньше, чем, например, на пляжах Сочи или Сухуми. До сих пор северное побережье Охотского моря является наиболее чистым среди всех морей мира. Люди живут морем и болезненно относятся к возможным последствиям работы на шельфе. Сомнения вызывают и случившиеся аварии в Мексиканском заливе в Северном море.

Чистота наших морских вод - огромное потенциальное богатство. Их можно использовать как лекарство, получать соль, используя наши ресурсы холода для вымораживания воды. Причем данное производство экологически чистое.

Кроме того, наша часть Охот-ского моря - один из самых биологически продуктивных районов мира. По ориентировочным расчетам, только в пределах Магаданского шельфа можно выбирать столько же биологических морских ресурсов, сколько в экономическом сопоставлении даст планируемая нефтедобыча. При этом не надо забывать, что биологические ресурсы постоянно восполняются. Сегодня имеются научные проекты по созданию на морском побережье фермы по выращиванию рыбы, причем в тех реках, куда не заходят лососевые породы. Разработана технология искусственного воспроизводства моллюсков. Те же бухты Гертнера и Нагаева могут стать огромными садками, где будут выращиваться в больших количествах мидии, которые также при реализации станут давать большую экономическую выгоду региону, чем нефть.

Поэтому заседания совета по данным вопросам будут проводиться еще не раз. И колымчане уже на первых этапах реализации всех проектов должны показать себя социально и экологически активными.

Я скажу, что сегодня в принципе не загрязняющего окружающую среду производства нет. Но промышленность должна стремиться к тому, чтобы ее отрицательное воздействие на природу было минимальным, то есть самовосстанавливающийся потенциал среды должен превышать наносимый ущерб.
Есть производства, оказывающие минимальные воздействия, - соли или лечебной продукции из грязи, использование водных ресурсов для производства пресной воды, обогащенной полезными элементами. Это примеры производства с минимальными экологическими рисками. На территории области ведется золотодобыча, данные ресурсы будут использоваться и в дальнейшем, но здесь в отличие от зон побережья экологический контроль давно отработан.
Сейчас те загрязнения, которые происходят в прибрежных водах Магадана, усваиваются мор-ской биотой. Нефтяные загрязнения - источник органического вещества, поэтому появляются поглощающие его бактерии, которыми питается планктон, дальше по цепочке - рыба. В том месте, где долгое время находился затонувший "Феликс Кон", несколько последующих лет была неплохая рыбалка. Но в части отработки Мелководненского месторождения наш совет может стать и палкой в колесе. До тех пор, пока не появятся новые технологии с наибольшей экологической безопасностью, общественный совет будет препятствовать реализации этих проектов. У инвесторов должна выработаться ответственность за окружающую среду.
Увы, пока в нашей стране нет такой мощной организации, как Агентство защиты окружающей среды в США, возникшее в середине 80-х годов, когда загрязнение превысило все допустимые нормы. Правительство США наделило агентство чрезвычайными полномочиями и огромными ассигнованиями. Благодаря этому сегодня восстанавливается погубленная экосистема Великих озер. Экологическая активность возымела свои результаты. Кстати, и промышленность при этом продолжает работать, значит, выход найти можно. Однако экономически выгоднее сохранить то, что уже дано природой, нежели потом с переменным успехом пытаться все восстановить.

Владимир ГЛОТОВ, доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией нефти и газа и геоэкологии СВКНИИ.
"Магаданская правда"









Колымские колонки