Сколько стоит муха?


Все мы являемся потребителями. Садимся ли в маршрутное такси или заходим в магазин, парикмахерскую, каждый имеет право за свои собственные деньги получить услугу или товар надлежащего качества и в уважительной форме.

В минувшем году в общественную организацию "Магаданская областная общественная организация защиты прав потребителей", созданную в конце 2007 года, с письменными и устными заявлениями обратилось более 100 человек, и 95 процентам доверившихся нам мы помогли решить их проблемы. В основном они связаны с некачественными товарами - обувью, одеждой, мобильными телефонами, бытовой техникой, неудовлетворительными услугами - химчистки, установкой пластиковых окон и других.

Жизнь потребителя в наше время сложна. Лица, которые оказывают услуги, в силу обстоятельств вынуждены обращаться к несвойственным им видам деятельности, учатся на ходу в процессе работы, зачастую незнакомы с законодательством в сфере защиты прав потребителей. А своевременное обращение потребителей за консультацией помогает решить вопросы. Например, в нашу общественную организацию поступила жалоба на качество шубы из цигейки. При ее носке женщина заметила, что мех с мездрой отрываются. Обратилась к продавцу, но к ней отнеслись без внимания. И только после того как мы составили претензию и женщина вручила ее в магазине под роспись, отношение к покупательнице изменилось. Кроме того, мы ее направили к специалисту по меховым изделиям, которая обнаружила дефекты. Ранее шуба была в реставрации, то есть ее продали не новой. После звонка скорняка продавец вернула покупательнице стоимость шубы в полном объеме.

Другая жительница Магадана приобрела зимние сапоги стоимостью 9 тыс. рублей. Когда надела их, почувствовала дискомфорт и увидела, что пряжки, прежде державшие шнуровку на голенище, отскочили. Несмотря на явный дефект продавец отказала в возврате денег и предложила провести владелице экспертизу за свой счет. Как выяснилось, гарантийный талон не был выдан покупательнице, и по закону продавец не обязан доказывать причину дефекта. И снова наш специалист, посмотрев обувь, увидела явный недостаток производственного характера. После ее заключения магазин решил вопрос в пользу покупательницы, которая подобрала себе обувь другого фасона.

Некоторые потребители не могут сформулировать претензию. Говорят, к примеру, что матрас жесткий или обувь скользкая, холодная. Но это не является изъяном - и матрасы выпускаются разные по жесткости, а в городе бывает так скользко, что любая обувь не гарантирует устойчивости на обледеневшем тротуаре. Мы выслушиваем, стараемся войти в положение заявителей и конкретно помогаем. Но… Все-таки хотим напомнить, что товар, который не подходит вам по каким-то характеристикам: форме, расцветке, размеру и т. д. - можно обменять при условии, что он не был в употреблении, то есть сохранены его товарный вид, пломба, ярлык, чек или другой документ, подтверждающий оплату.

Производитель теперь тоже не простой - на обувь может наноситься контрольная пленка или краска, показывающая, что вещь носилась. Платье можно купить для новогоднего бала, а через несколько дней вернуть, уложившись в установленный законом срок. Но на изделии остается запах духов, табака и т. д., поэтому продавцам понятно, что оно было в носке. Покупатели должны уяснить: если не подошла вещь, то, прежде чем ее надеть, определитесь, нужна она вам или нет. В случае с матрасом деньги покупательнице вернули, хотя она пользовалась им целый год. Таких потребителей можно отнести к категории "экстремистов". Однако им не следует забывать, что, если проведенная экспертиза не выявила дефектов или же обнаруженные недостатки появились в результате нарушений условий эксплуатации, по вине самого человека, в таких случаях стоимость экспертизы будет возмещаться им.
Иногда потребители предъявляют необоснованно завышенные требования. Так, покупатель за бутылку пива с попавшей туда мухой хотел получить в возмещение морального вреда 50 тысяч рублей при стоимости напитка 70 рублей. Магазину муха обошлась в 5 тысяч рублей, хотя, конечно, это вина производителя. Но продавец тоже несет ответственность за товар, который предлагает.

В некоторых случаях невозможно помочь. Вот пример. Женщина обратилась за услугой по объявлению к индивидуальному предпринимателю. Тот взялся заделать течь в крыше дома. Был составлен договор. Заказчица оплатила работу, но если до ремонта в доме текло только у окна, то после оказания услуги весь потолок стал мокрым. Мы переговорили с исполнителем работ, и он пообещал устранить недостатки, но по разговору поняли, что человек ненадежный и неплатежеспособный. Заказчице вернуть свои деньги будет сложно, разве что через суд. Но и решение суда этот человек не выполнит. Поэтому пользоваться услугами лучше по рекомендации знакомых и друзей.

Сейчас в стране потребителям уделяют больше внимания, и, если есть доказательства, суды стоят на их стороне. Все продавцы, исполнители работ должны помнить, что в случае правоты закон защищает конкретные права граждан и в материальном плане. Так что неудовлетворение их требований в добровольном порядке обходится дорого. А населению не надо стесняться энергично отстаивать свои права.

Ксения СУХАНКИНА,
руководитель МОООЗПП.
"Магаданская правда"




Новости по теме






Колымские колонки