В Магаданской области последовательно проводится поэтапное повышение заработной платы учителям и педагогическим работникам. Предел мечтаний - довести ее до среднего уровня по экономике, который, по прогнозным оценкам, составил 48,9 тыс. рублей.
- В соответствии с комплексом мер по модернизации образования и в целях выполнения поручений Президента РФ в 2011 году была повышена заработная плата учителей и педагогических работников общеобразовательных школ, учреждений для детей-сирот на 30 %, медицинских работников - на 50 %. На эти цели дополнительно было направлено более 75 млн. рублей, - пояснила начальник Департамента образования администрации Магаданской области Елена Алексеева. - В 2012 году фонд оплаты труда общеобразовательных школ повышался трижды - с начала февраля, апреля и октября. С учетом последнего повышения средняя заработная плата педагогических работников составила 44,2 тыс. рублей.
С 1 декабря было запланировано повышение на 30 %. В самые последние дни декабря, когда до окончания учебной четверти оставалась пара дней, я начала обзванивать магаданские школы и спрашивать учителей, почувствовали ли они весомую прибавку к зарплате. Ответы поразили:
- Да нам не то что повышения - аванса за декабрь не выдали, теперь обещают все в зарплату, - рассказали учителя магаданской школы № 14. Во второй школе аванс получили 27 декабря, все остальное обещали в январе.
- И нам еще ничего не дали, хотя, говорят, деньги уже перечислены, ждем, - сообщили в школе № 20 поселка Сокол.
Оптимистически настроена и директор школы № 28 мкр. Пионерный.
- Мы стали хорошо получать, - пояснила Екатерина Владимировна Тераз, - несмотря на то что школа отдаленная, детей в ней мало и, кроме ставки, конечно, добавить нечего. Но все равно сегодня материальное положение учителей намного лучше.
А вот у малокомплектных школ эта проблема сложнее.
- Мы, конечно, зарплату получили вовремя, все сразу, с повышением, и это ощутимо, - пояснила директор школы села Верхний Сеймчан Галина Петровна Резникова, - но до заявленного уровня нам далеко. Ведь это малокомплектная школа, у нас всего 36 учеников, село не развивается, работы нет, жителей мало, и детей не прибавляется. А это значит, что наши учителя работают только на ставку и получают 25 тысяч. И та средняя зарплата, о которой идет речь, складывается из всех и делится на всех. Но дотянуться до средней по экономике, нам будет очень трудно. Если бы мы не следовали подушевому финансированию, а исходили от факта, выделяя средства по потребности, как это прописано в Законе «Об образовании», положение могло бы улучшиться.
Причины понятны: заработная плата педагогов по-прежнему невысока и мало зависит от опыта, вклада и профессионализма, а больше определяется стажем и нагрузкой. Конечно, все зависит от общего объема фонда оплаты труда, и тут возможности ограничены. Вопрос очень важный, требующий эффективного анализа.
В то же время размер заработной платы зависит от многих факторов: от количества часов учебной нагрузки, стимулирующих выплат, премирования по итогам работы за месяц или квартал - в соответствии с положением об оплате труда, разработанном в каждом образовательном учреждении. Кроме того, учителя получают доплаты за квалификационную категорию, проверку тетрадей, классное руководство, заведование учебным кабинетом. Но вот что интересно: даже с одинаково высокой категорией и нагрузкой один учитель может получать совсем не столько, сколько другой. Впрочем, как заявила одна моя хорошая знакомая, всей правды вам не скажет ни один учитель…
Конечно, за последние два года заработная плата в образовании существенно возросла, в некоторых школах еще до декабрьского повышения она была более 50 тысяч, опережая среднюю по экономике. Но, к сожалению, она выплачивается не за ставку в 18 часов в неделю, а за полторы, а то и две. Отказ от приработков и сверхурочных повысит качество обучения. И возможно, скоро уйдут в прошлое бытовая коррупция, поборы с родителей, принуждение к репетиторству, равнодушие к делу и детям. И тогда школа станет действительно открытой, справедливой, интересной и привлекательной для детей и взрослых.
Говорят, на работе главное несчастье - зарплата. Для большинства учителей сегодня это не актуально, по этому поводу сожалений горьких уже нет. Они остаются у их коллег - педагогов дополнительного образования, воспитателей, хотя потихоньку и у них положение выправляется. А у всех остальных ожидания гораздо масштабнее, ведь главное не то, чтобы сделать учителя богаче. Цели-то были более благородные: увеличение зарплаты рассчитано на повышение качества обучения, эффективности управления, привлечение кадров.
Вера ДИДЕНКО.