«Материнский капитал» становится предметом преступных посягательств


Все мы можем наблюдать, что в последние годы государством принимаются достаточно серьезные меры к исправлению сложившейся демографической ситуации, повышению уровня рождаемости, улучшению условий жизни молодых семей.

К таким стимулирующим мерам, в числе прочих, относится введение не имевшего ранее аналога в нашей стране института материнского (семейного) капитала.

Так, с 1 января 2007 года действует Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающий выплату материнского (семейного) капитала женщинам, родившим в период действия данного закона второго ребенка, а также третьего и последующих детей в случае, если ранее женщина не воспользовалась правом получения такого капитала.
Изначально размер материнского (семейного) капитала был определен законодателем в сумме 250 000 рублей, но уже сейчас эта сумма, с учетом темпов роста инфляции, составляет 387 640 рублей 30 копеек.

Согласно закону, расходование материнского капитала допускается только на цели улучшения жилищных условий, образования детей, а также формирования накопительной части трудовой пенсии получателей этой меры социальной поддержки.

Безусловно, сама идея данного закона, призванного создать условия, обеспечивающие достойную жизнь семьям, имеющим детей, заслуживает уважения. Однако, как и любая другая мера социальной поддержки, в жизни это благородное начинание получает свою оборотную сторону, что выражается в разного рода злоупотреблениях и посягательствах на эти довольно внушительные выплаты со стороны лиц, не имеющих на то законного права.

Так, указанный Федеральный закон ограничил круг лиц, которые могут быть получателями этой меры социальной поддержки. В частности, на материнский (семейный) капитал не могут претендовать женщины, лишённые родительских прав, совершившие умышленные преступления в отношении своих детей, а также в случае отмены усыновления ребенка.

О наличии таких ограничений специалисты управления Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области разъясняют каждому лицу, обратившемуся с заявлением о получении сертификата на материнский (семейный) капитал, предупреждают об ответственности за предоставление недостоверных сведений.

Однако некоторых это не останавливает и, как следствие, в текущем году Магаданским городским судом рассмотрено уже два уголовных дела в отношении женщин, пытавшихся путем обмана получить вожделенную сумму.

Так, в августе 2012 года судом рассмотрено уголовное дело в отношении неработающей 40-летней жительницы г. Магадана М-вой, которая обвинялась в покушении на мошенничество.

Суд признал М-ву виновной в том, что в мае 2010 года подсудимая обратилась в управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в сумме 343 378 рублей 80 копеек, скрыв тот факт, что ранее была лишена родительских прав в отношении своего первого ребенка.

Довести свои преступные действия до конца М-ва не смогла, поскольку в результате проверки, проведенной сотрудниками Пенсионного фонда, факт лишения ее в прошлом родительских прав был выявлен, и в выдаче сертификата на материнский капитал подсудимой отказано.
При назначении наказания суд учел положительную характеристику М-вой по месту жительства, наличие у нее малолетнего ребенка, а также признание вины и раскаяние в содеянном, и посчитал возможным ограничиться условным осуждением.

Приговором Магаданского городского суда от 13 августа 2012 года М-ва осуждена по ч.3 ст.30, ч.3 ст.159 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года условно, с испытательным сроком 2 года.

В дальнейшем, в сентябре 2012 года судом рассмотрено аналогичное уголовное дело по обвинению неработающей 35-летней жительницы г. Магадана С-вой.

Подсудимая обвинялась в том, что в феврале 2008 года обратилась в управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, скрыв тот факт, что ранее была судима за убийство своего новорожденного ребенка.

В марте 2008 года С-ой выдан соответствующий государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 267 500 рублей, однако воспользоваться им подсудимая не смогла, поскольку факт обмана был своевременно выявлен и решением Магаданского городского суда сертификат признан недействительным.

При назначении наказания суд учел положительные характеристики подсудимой, наличие у нее троих малолетних детей, а также тот факт, что с момента совершения преступления прошло более четырех лет, и за это время С-ва ни в чем предосудительном замечена не была, и также посчитал возможным ограничиться условным осуждением.

Приговором Магаданского городского суда от 28 сентября 2012 года С-ва осуждена по ч.3 ст.30, ч.3 ст.159 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года условно, с испытательным сроком 2 года.

Как видим, в обоих случаях виновным не удалось воспользоваться материнским капиталом, в то время как наказание обе женщины понесли достаточное, поскольку несмотря на сложившееся в обществе мнение, готовое поставить знак равенства между условным осуждением и безнаказанностью, обязательства, возлагаемые на осужденных в течение испытательного срока, для многих, с учетом их образа жизни, становятся тяжким бременем, сопровождаемым постоянной нависающей угрозой направления в места лишения свободы.

Таким образом, тщетные попытки отдельных недобросовестных мамочек обогатиться за счет материнского капитала, перехитрив государство, пока напоминают игру в одни ворота, о чем стоило бы знать тем, у кого такая идея еще не получила претворения в жизнь.

И.В. ЛОМТЕВА, старший помощник прокурора
города Магадана, младший советник юстиции.
"Вечерний Магадан"









Колымские колонки