Проблема капитального ремонта жилья всегда была головной болью для Магадана. В 2007 году, с принятием Федерального закона о создании фонда содействия реформированию ЖКХ, впервые в истории последних десятилетий у города появилась возможность вложения средств в ремонт жилья.
Но чтобы стать участниками программы и получить деньги, надо было, чтобы жители нашего города поняли, что без их участия их дома отремонтированы не будут Однако наше сознание менялось гораздо медленнее, чем наши законы и обстоятельства жизни.
Люди справедливо говорили о том, что всю жизнь живут в муниципальном доме, всю жизнь платят квартплату, там есть статья "на ремонт" и поднимали такие вопросы: куда все эти деньги ушли? На ремонт в любом случае требуются миллионы, а это приличные деньги. Кто их - вложит?
При психологии и зарплатах наших жителей это было почти нереально. Осенью 2008 года был сделан первый, но очень важный шаг в этом направлении - Государственная -корпорация приняла решение о проведении капитального ремонта в 22-х многоквартирных домах.
Общая сумма софинансирования всех участников программы составила 141 миллион рублей.
Сегодня у магаданцев проблем как минимум, две: попасть в адресную программу по проведению капитального ремонта и собрать деньга. Что касается сбора средств, то здесь трудно не согласиться с заместителем мэра г. Магадана Александром Малашевским в плане "отстраненного отношения горожан ко всему, что касается" своего родного дома (интервью газете "Вести города М", №32).
Действительно, большинство граждан не сформировались как собственники жилья, но вот что парадоксально в этой ситуации: некоторые городские государственные управляющие организации также оказались не готовы выполнить ту задачу, которую ставил Жилищный кодекс, чтобы мы с вами в полном объеме несли ответственность за капитальный ремонт в том числе.
В этом плане весьма показательна история, произошедшая в Магадане с собственниками 1-этажного трехквартирного дома по ул. Радистов.
Житель дома Таисия Ефимовна Макеева долгие годы оплачивала МУП «РЭУ-7» ремонт, который таки не был сделан. Действительно, в счете, который приходил для внесения квартплаты, стояла графа- изначально капитальный, затем текущий ремонт жилья - и часть средств от квартплаты отчислялась на эту статью.
Макеева годами отдавала свои кровные деньги вначале ЖЭКу, затем МУП «РЭУ-7», а дом ветшал, разрушались стены, коммуникации, внутренние помещения квартир. Она писала заявления, просила о проведении ремонта в квартире.
Ответы она получала стандартные: нет денег. Между тем брать плату за содержание жилплощади и за ремонт никто не стеснялся, причем платила Таисия Ефимовна исправно.
На тот момент в городе уже шла активная кампания по выбору способа управления домами с участием и управляющих организаций, и жильцов дома. По словам Макеевой, ООО ЖДУ "ДАР" само направило к ним' своего представителя, который пообещал сделать ремонт дома, если жильцы примут решение и передадут бразды правления домом "ДАРу".
Ну кактут не поверить организации ста-ким многообещающим названием, когда годами живешь в доме, который вот-вот завалится от бедности и ветхости? Как положено, собрали жильцы собрание, распрощались с РЭУ- 7, подписали договор с ООО 'ЖДУ"ДАР"и стали ждать обещанных перемен.
И они действительно не заставив ли себя долго ждать. Во-первых, перестали приходить квитанции за оп-тату услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома. Во-вторых,1 вопреки обещаниям, смета на проведение ремонта составлена не была.
- С управляющей организацией мы работали на доверии, очевидно; здесь и крылась наша ошибка, - рассказывает Таисия Макеева. - Потом; когда мы стали решили, что хотим стать участниками адресной городской программы по проведению капитального ремонта на 2010 год, нам ответили, что сейчас управляющей организации некогда этим вопросом заниматься.
Люди, недовольные тем, что не дождались ответа на обращения, что работы в доме, исполнения которых они требовали, так и не произведены, в августе 2009 года собрали общее собрание собственников дома с приглашением представителей управляющей организации.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491) жильцы планировали предложить управляющей организации совместно с представителем собственников произвести осмотр мест общего пользования и общедомового имущества.
Результаты осмотра оформить актом, отметив при этом, что нужно отремонтировать в первую очередь. Эти работы включить в годовой план. Затем на общем собрании утвердить перечень работ и услуг по дому, сроки их выполнения, а также принять решение о текущем и капитальном ремонте.
Управляющая организация после получения заявления в назначенное время и место своего представителя не направила, осмотр не произвела и не нашла нужным известить собственников об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления с указанием причин отказа.
Пришлось Таисии Ефимовне вновь брать инициативу в свои руки. Пошла она в Департамент ЖКХ узнать, какие документы необходимы для того, чтобы произвести в доме капремонт. Узнала, что нужен и техпаспорт здания, и техническое заключение, смета и другая документация.
Чтобы все это сделать, немалые деньги нужны, а где их пенсионерке взять? Она пригласила Государственную жилищную инспекцию на предмет осмотра дома.
Специалистами Инспекции было установлено, что 1 -этажный трехквартирный дом по улице Радистов находится на обслуживании ООО'Жи-лищно-домовое управление "ДАР".
По заключению, дом нуждается в срочном капитальном ремонте: во внутреннем помещении дома полы провалились, обои отслоились и растрескались, фундамент местами разрушился, тамбуры входа в квартиры имели видимые перекосы с образованием сквозных щелей и зазоров почти 8 см, внутридомовые инженерные сети и внутриквартирное оборудование хоть и находилось в исправном состоянии, но было покрыто ржавыми пятнами, и имелись следы от протечек.
Штучные материалы шиферного покрытия крыши имеют частичные повреждения, по краям сколы. Ослаблены крепления отдельных элементов. Фасад здания находится не в лучшем состоянии - просадки, трещины, разрушения.
И был сделан вывод: наличие вышеуказанных дефектов, деформаций и повреждений представляет угрозу безопасности граждан, а состояние строительной конструкции оценивается как недопустимое.
С актом был ознакомлен и.о. гендиректора ООО'ЖДУ "ДАРСП.
Чарушин, которы в свое оправдание заявил, что его организация не оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома, плата за содержание и ремонт не взимается и содержание дома по указанному адресу осуществляется другой управляющей организацией.
Однако Инспекция установила, что согласно договору управления от 1.05.2009 года, оформленному в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, подписанному сторонами и подтверждающему факт выбора способа управления собственниками помещений, ООО 'ЖДУ "ДАР" взяло на себя обязательства оказывать услуги по эксплуатации, выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома и содержанию придомовой территории в соответствии с действующим законодательством.
По результатам проверки был составлен протокол о привлечении директора ООО 'ЖДУ "ДАР" к административной ответственности.
Почти 40 тысяч рублей пошло в доход государства.
- Собственники квартир недовольны халатным отношением руководства управляющей организации к исполнению своих прямых обязанностей, - комментирует происходящее Таисия Макеева. - Но поймите, что штраф не входил в наши планы и бумагами дому не поможешь.
Сейчас до октября нам необходимо успеть собрать документы и попасть в адресную программу. А сложившаяся ситуация дискредитирует саму идею капитального ремонта.
Возможно, пенсионерка Макеева не знает, что для того, чтобы начать работу по содержанию и ремонту общего имущества, управляющей организации необходимо иметь техническую документацию на дом, чтобы определить состав и состояние общего имущества, сроки капитального ремонта и прочие технические особенности эксплуатации дома.
Кроме того, для начала деятельности по управлению домом необходимо зафиксировать состояние дома, принятого управляющей организацией. Это может быть необходимо как для того, чтобы исключить ответственность новой управляющей организации за результаты деятельности прежней управляющей организации, так и для того, чтобы определить эффективность содержания дома новой организацией.
Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации и ТСЖ лишь хранят ее, вносят изменения и безвозмездно передают своим преемникам (вновь выбранным управляющим организациям, ТСЖ).
Удержание документации рассматривается как создание препятствий для управления многоквартирным домом.
Несмотря на то что есть письмо Минрегионразвития РФ №14313-РМ/07от20.12.06, разъясняющее порядок передачи технической документации на многоквартирный дом, оно не исполняется. Основными причинами такого положения являются, в первую очередь, отсутствие изначально первичной технической документации, а во-вторых, нежелание чиновников заниматься изготовлением необходимой документации и ссылкой на то, что нет на эти цели финансирования.
Изготовление новой технической документации на многоквартирный дом стоит больших денег- собственники жилья не могут взвалить на себя этот финансовый груз. Поэтому можно смело советовать Таисии Ефимовне обращаться не в проектные и прочие организации, а в суд: ее дело правое.
Управлять жилыми домами -большая работа и большое искусство. К сожалению, не все управляющие компании, работающие на рынке жилищных услуг; умеют это делать так, чтобы избежать нареканий и жалоб.
И ремонт зачастую носит характер аварийный, а не плановый, как должно быть, и подъезды не убираются, а в подвалах стоит пар и швы текут, да так, что воду в квартирах приходится собирать ведрами.
О бедственном положении жильцов дома по улица Речной, 61, наша газета писала в прошлом году. ("Сн" №42 ot15.10.08). В письме горожанки Натальи Павловны Васильевой рассказывалось о том, что вот уже четыре года, когда идут дожди, квартиры заливает так, что приходится собирать воду ведрами.
Вода доходит по плитам перекрытия до середины комнаты и стекает по электрической проводке. Потолки в квартирах почернели, обои отошли от стен, сырость. Жители обращались в РЭУ-2, они перекрыли крышу защитным материалом, но, по-видимому, некачественно, потому что вновь начались нарекания от жильцов.
В 2007 году переговоры о ремонте увенчались взаимным согласием: жители оплатят аренду автовышки для заделки швов. Пенсионеры, не задумываясь, заплатили РЭУ по 6 000 рублей, но работа вновь была выполнена абы как, и вода потекла сквозь швы сплошным потоком.
Естественно, граждане возмутились подобным отношением к договорным обязательствам, но и здесь РЭУ в свое оправдание заявило о том, что в данном случае необходим не косметический, а капитальный ремонт. Мол, дом не ремонтировался, как минимум, 20 лет.
И если раньше это была забота государства, то теперь все перекладывается на плечи жильцов. Люди сами виноваты в том, что не определились (ТСЖ или управляющая компания), но многие жильцы ничего не хотят знать.
В августе 2009 года Департамент ЖКХ мэрии города Магадана проинформировал жителей дома о том, что в настоящее время МУП г Магадана «РЭУ-2» не в состоянии исполнять свои обязанности по предоставлению услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома.
Мэрия города решает вопрос о прекращении существования данной организации как управляющей жилым фондом. Дом может лишиться управляющей организации и оказаться бесхозным. Жители вправе решить вопрос о вступлении дома в ТСЖ "Речная" или" Речная-2", которые обслуживают дома, расположенные по соседству с домом по Речной, 61.
- Мы уже и не знаем, кого винить в своих бедах,- недоумевает пенсионерка Н.П. Васильева.
- Нам говорят, - выбирайте способ управления или останетесь ни с чем. Мы понимаем, что будущее дома в наших руках, но вот в какие руки мы отдадим управление-тоже вопрос.
Из беседы и с Таисией Макеевой, и Натальей Васильевой, и с другими горожанами выяснилось, что главная проблема-неинформированность жителей. Мы говорим: выбирайте управляющую компанию. А люди задают вполне резонный вопрос - из кого выбирать?
Нужен список претендентов, какие условия предлагают жильцам. Магаданцы привыкли к одной компании - РЭУ - и не знают возможностей управляющих организаций.
Что же касается ТСЖ, то жителей, возможно, пугает, что вТСЖ приходят люди без собственных активов и опыта работы. Компьютеров нет, программного обеспечения нет, бухгалтеров нет; договоры с обслуживающими организациями заключают без юридической проверки.
За 2-3 месяца такие компании могут привести дом в упадок. Говорят, соберем деньги, а потом начнем делать для вас что-то. Так можно и на мошенников нарваться.
Как показала практика, созреть для принятия решения о том, чтобы силами жильцов управлять своим домом - непросто, ведь никто не разъясняет обьнным'человеческим" языком все тонкости этого вопроса. АЖилищ-ный кодекс никто просто так на досуге не почитывает.
Да и страшновато как-то отказываться оттого, что работало на тебя годами - от привычных РЭУ. И не важно, что это может быть выгодно для жильцов дома - зато голова не болит и никаких перемен...
Людмила Алешина