Публикация «ВгМ» о кризисе в Магаданском музыкальном и драматическом театре получила горячие отклики магаданцев. Было много звонков и от самих артистов, трезво оценивающих сегодняшнее положение вещей в храме Мельпомены. Приведем несколько высказываний людей, которым наш театр небезразличен.
Об удивительной аренде
Когда я проводила концерт трех теноров, я отправилась к директору театра А. С. Бондаренко, чтобы снять зал в аренду. Он сказал мне: независимые специалисты-экономисты подсчитали - аренда зала в театре обойдется мне… в 250 тысяч рублей! Меня эта сумма просто ошеломила! Позже я узнала, что другим организациям он вообще предлагал снять зал за 300 тысяч рублей.
Для сравнения, зал МЦК стоит около 50 тысяч (где, к слову, и световое оформление, и звук гораздо современнее, чем в театре), в Молодежном центре - тоже около 50 тысяч. (К слову, за время директорства А. С. Бондаренко зал неоднократно сдавался в аренду за 250-300 тысяч рублей предприятиям-юбилярам. Например, свои юбилеи там отмечали Сбербанк и энергетики в конце прошлого года, летом - 20-летие областной Арбитражный суд. Летом же этого года, как редакции рассказал директор Магаданского механического завода Мурат Галоев, за аренду зала театра для проведения 75-летия завода с него скромно попросили 300 тысяч рублей. Такую сумму он тоже посчитал необъективно завышенной и отказался. - Авт.)
Но я точно знаю, что во Владивостоке есть специальный большой концертный зал Морского пароходства «FESCO» на 1100 человек (для сравнения, в нашем театре - 495 мест. - Авт.), оснащенный новейшим музыкальным оборудованием, где проводятся концерты звезд. Аренда этого зала вместе со свето- и звукооборудованием стоит 210 тысяч рублей. Поэтому реальная стоимость аренды Магаданского театра - 50-60 тысяч рублей. Я хочу, чтобы мне ответили на открытый вопрос: из чего сложилась такая стоимость аренды зала в нашем театре?
Сдачей зала в аренду по вменяемым расценкам театр мог бы самостоятельно зарабатывать, а магаданцы имели бы больше возможности встречи с известными артистами. Можно было делать и совместные концерты с нашими артистами, спектакли. Пусть на главные роли приедут медийные артисты, и мы поднимем престиж этого театра. Если вспомнить драму, например, то всем запомнилось, когда народная артистка СССР Людмила Касаткина играла вместе с нашими магаданскими артистами в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Все были просто счастливы! То же можно делать и в музыкальном театре.
Можно было б работать с молодежью, с детьми, растить своих актеров. Мне больно за театр, он затухает. Его с таким трудом вытащили в лихие годы из нищеты! Отремонтировали, переделали фойе на первом этаже, обновили шторы, входные двери, зал, административное крыло и гримерки. Но, к сожалению, теперь у нас другой «караул». У нас кадровый голод, отсутствие специалистов. И об этом говорят не только зрители. Об этом говорят сами артисты. И все хотят там перемен! Я думаю, надо бросить клич и приглашать людей с «материка», как мы приглашаем врачей, учителей, также и работников культуры уже пора везти. И люди поедут. Только нужно создать хорошие условия. И театр поднимется!
Нелли МАРЧЕНКО,
директор фирмы по организации гастролей артистов в Магадане
Привлекать зрителя в театр!
В репертуаре нужно ретро, безусловно. Без этого тоже нельзя. У нас такой театр - единственный в России, я его очень люблю, и раньше очень часто ходила туда. А сегодня…
Скорее всего, режиссеру самому нравится какой-то спектакль, и он считает его актуальным и будет ставить его во что бы то ни стало. Но он не прислушивается к артистам, которые больше общаются со зрителем, чем он, и точно знают, что люди на такие спектакли не пойдут. Люди перестали ходить в наш театр. Где находят такие неинтересные произведения для постановки? А ведь у нас хорошие артисты, и они теряются на фоне материала, который предлагает им режиссер. Поэтому начать нужно с чего?
Допустим, пришли люди в театр, вместе с контрамаркой раздать им анкеты - ваше мнение и пожелание, чтобы вы хотели увидеть на подмостках нашего театра? Люди напишут, потому что в Магадане - это единственное культурное место такого высокого профессионального уровня.
Надо привлекать зрителя в театр. Выпускать необычные билеты, программки, флаеры с анонсами… Стало неинтересно. Я застала те времена, когда на сцене блистали Барляев, Бурцев, Бекасов, Быков с Девятериковой, Седлецкая. По нескольку раз мы смотрели замечательную «Летучую мышь», любимейший мой спектакль «Баядеру», «Граф Люксембург», а после «Ханумы» у меня всегда были припухшие ладошки от бурных аплодисментов! А сейчас спросите у меня: что идет сегодня в театре? И я начинаю вспоминать, когда же я была там в последний раз?
Убеждена, что нужно приглашать режиссеров с «материка».
Эльмира КАРПЕНКО, театрал
Нет премьер - нет интереса
Я прочитала в «ВгМ» про наш театр. Когда-то он так гремел! Люди уезжали на «материк» и скучали по нему! Были великолепные «Ханума», «Прибайкальская кадриль», другие спектакли. Узнала, что кроме концерта нечем открыть театральный сезон. Никогда такого не было. Всегда новый театральный сезон открывался премьерой нового спектакля. Также узнала, что драму покинули два молодых перспективных артиста.
Я очень люблю свой театр! 8 лет отработала в нем распространителем и знаю, как народ с удовольствием ходил туда, как шли школьники. Приезжали даже из Сокола! Очень обидно, что театр потерял свое лицо. И это длится уже не первый год. Читаешь репертуар театра и видишь - новые спектакли идут в основном в малом зале. Ведь это же страшно! Такой большой театр, единственный на весь город, - и вдруг малый зал, рассчитанный на 15 человек. Это значит, что театр себя изжил.
Лет 15 назад я приобрела книгу о нашем театре. Там написано, что каждый сезон давалось по пять премьер в драме и столько же в оперетте. А сегодняшний репертуар неинтересен. Очевидно, это происходит потому, что театром руководит человек-непрофессионал. Очень хорошо, что в газете подняли этот, пожалуй, главный вопрос.
Нужно приглашать сюда актеров, режиссеров, чтобы поднять его престиж. Нужен детский репертуар, ведь зрителя театр воспитывает с юных лет. Он потом всю жизнь будет благодарен театру, пронесет его в сердце через всю жизнь!
Галина ТЕРЕНТЬЕВА,
распространитель билетов
Прибавить в профессионализме
События в политике, экономике, науке, искусстве показывают: если нет профессионала, то нет процесса и нет результата. Профессионал - вот ключ к любому успеху. Наш театр должен прибавить в профессионализме, прежде всего тем, что он должен поднять уровень руководства, увеличить количество актеров. Думаю, что нужно увеличивать и ассигнования, причем заняться театром всему городу. Такое катастрофическое уменьшение трупп театра должно бить колоколом в сердце всем, кто отвечает за судьбу города и региона в целом.
Я зритель нашего театра с почти 60-летним стажем, и застала его звездные годы. Именно Магаданскому театру я обязана тем, что приехав в 18 лет в Москву на учебу, я была готова воспринимать классику и инновации российской сцены. Это действительно уникальное художественное объединение, и нужно быть либо Иваном, не помнящим родства, не любящим этот город, либо не понимающим роли искусства, чтобы сейчас так спокойно и равнодушно пройти мимо темы театра.
Нужны кадровые преобразования, новые художественные идеи, дополнительные ресурсы, не обычные, а удвоенные-утроенные. Потому что, если мы в этом нынешнем состоянии, почти на полу-плаву продержимся еще год, у нас просто не будет театра.
Губернский город, не имеющий своего театра, должен перейти в разряд уездных, а, может быть, еще ниже. Понимаете, не иметь театра в городе также неприлично, как прийти на светский раут без брюк. Это касается не только театра.
Градостроение затрагивает не только укладку асфальта и кирпичей, но и строительство культурного пространства. Еще много лет назад мы говорили о том, что нет в городе полноценной картинной галереи, нет своего здания у филармонии, нет возможности поставить полномасштабный спектакль из-за кадровой бедности, нет попечительского предпринимательского совета при театре.
Больше сказать - несколько лет назад народному артисту РФ Владимиру Барляеву, а затем и народной артистке РФ Ольге Седлецкой было отказано в присвоении звания «Почетный гражданин Магадана». Неужели они не заслужили? Получается, что у нас ни разу ни один актер не был почетным гражданином города. Нонсенс и в том, что прекрасным актерам Валентине Мартыновой, Валерию Бунякину, Аркадию Касацкому до сих пор не присвоено звание заслуженных, а Николаю Бекасову и Алексею Яновскому - народных артистов. Мне кажется, что эта ситуация тоже оскорбительна для театра.
Елена ГОГОЛЕВА,
профессор СВГУ, филолог
Страницу подготовила Наталья АЛЕКСЕЕВА