Со страницы «Плотина» («МП», 4.09.2009 г.) началась публикация серии материалов, посвященных сорокалетию ОАО «Колымаэнерго», которое отметит свой юбилей в начале ноября.
Прежде чем коснуться строительства Колымской ГЭС, автор подробно осветил проблемы энергообеспечения, существующие в тот период на нашей территории.
...В результате работы комиссия подготовила доклад правительству с предложениями о строительстве шести тепловых и трех гидроэлектростанций и высоковольтных линий электропередачи.
Он был подготовлен одновременно с проектом постановления Советов Министров СССР о развитии энергетики Дальстроя, в котором оговаривалось строительство (первоочередных объектов) тепловых электростанций на Аркагале, в Магадане, Певеке, Омсукчане, Эгвекиноте и Хандыге.
Возведение гидростанций на Колыме предлагалось осуществить одновременно со строительством тепловых станций, а ГЭС - на реке Амгуэме - чуть позже, во вторую очередь. В дальнейшем И. В. Сталин подписал постановление о развитии энергетической базы Дальстроя.
Ленинградское отделение Теплоэлектропроекта занималось Аркагалинской станцией, Московский институт «Промэнергопроект» - Магаданской, Эгвекинотской и Хан-дыгской ТЭЦ. Институту «Дальстрой-проект» была поручена разработка проектов Певекской и Омсукчанской ТЭЦ.
Колымской гидроэлектростанцией должен был заниматься Гидропроект, но задание на изыскание и проектирование институту (Ленинградскому отделению) было выдано Минэнерго лишь в 1967-м.
В июле 1949 года впервые на территории Дальстроя введена в действие высоковольтная линия электропередачи 110 кВ Аркагалинская РЭС - подстанция «Фролыч», расположенная в долине Нексикана. В 1952 году трансформаторная подстанция «Фролыч» соединилась с приисками золотой Теньки.
Строительство этой ЛЭП выполнялось под руководством С. Н. Торопова и прораба Ф. Ф. Орликова. В 1951-м началось строительство ЛЭП-110 кВ на Чукотке от Эгвекинотской электростанции до Иультина.
За 4 года проложено 200 км ЛЭП в очень сложных природных условиях. Энтузиазм и дерзание прорабов Б. Ольховского, Н. Филенкова и руководителя строительства ЛЭП главного энергетика Чукотстроя А. С. Грицюка позволили успешно завершить работы и досрочно обеспечить электроэнергией строителей и горняков Иультинского комбината. К1952 году мощность стационарных станций Дальстроя возросла до 136 тыс. кВт.
В Дальстрое к этому времени оформились четыре энергосистемы: Аркагалинская, Эльгено-Тасканская, Тень-кинская и Индигирская. Действовали (в других районах Дальстроя) шесть отдельных 35-киловольтных линий. Строительством Эгвекинотской паротурбинной электростанции руководил Ф. Д. Евсеенков.
Введена станция в эксплуатацию летом 1959 года, ЛЭП-110 кВ построена в августе 1955-го. Электроэнергия, в Иультин передавалась от Эгвекинотской дизельной электростанции.
Цепляясь за мертвую землю
В августе 1952 года завершили строительство ЛЭП-110 кВ от Омсукчана до «Фролыча». Поползла по долинам реки перевалам линия электропередачи, цепляясь за мерзлую землю стойками опор.
Потекла долгожданная электроэнергия Аркагалинской ГРЭС на полигоны золотой Теньки.
Централизованное энергоснабжение приисков Тенькинского района позволило немедленно ликвидировать Кулинскую и другие локомобильные станции, пожирающие скудные запасы леса.
В сентябре 1959 года по ЛЭП-110 кВ потекла электроэнергия Аркагалинской станции на золотые полигоны Нерского горнопромышленного района. В последующие годы энергетический потенциал Магаданской области возрос за счет строительства тепловых электростанций, использующих уголь Аркагалинского, Зырянского, Мелководненского месторождений, а также топливо, завозимое с Сахалина.
Первая очередь Аркагалинской государственной районной электростанции - АрГРЭС - введена в эксплуатацию 31 марта 1955-го. Затем наступила очередь Эгвекинотской станции, Певекской, Магаданской.
Последняя начала строиться с июня 1958 года и достигла полной проектной мощности в августе 1963 года. Позднее Магаданская электростанция была расширена, и ее мощность увеличилась. Однако возросшие нагрузки городских предприятий и ближайшего Ольского района потребовали дальнейшего увеличения мощности ТЭЦ.
Так, с 1981 года началось строительство третьей очереди этой электростанции. В 1965 году Магаданская энергосистема соединилась высоковольтной ЛЭП с Аркагалинской энергосистемой.
Плавучая станция.
5 ноября 1970 года доставлена, поставлена на якорь и введена в эксплуатацию первая в области плавучая электростанция «Северное сияние». К этому сроку была готова ЛЭП-110 Зеленый Мыс- Билибино - Певек, и энергия «Северного сияния» потекла на горняцкие полигоны Билибинского и Чаунского районов. Развитие металлодобычи в Билибинском районе сдерживалось из-за недостатка электроэнергии.
Поэтому до решения вопроса о строительстве Билибинской АЭС Совнархоз принял постановление о строительстве ЛЭП-110 кВ от Билибино до Певека. С марта 1961-го начались подготовительные работы, руководил которыми Л. Г. Пашков.
С октября 1961 года строительство ЛЭП выполняло строительное управление № 2 треста «Чукотстрой» (начальник А. Г. Найда, главный инженер Н. Г. Макаревич). Трасса ЛЭП проходила в очень сложных инженерно-геологических условиях, в зоне болот и марей.
Строили ЛЭП одновременно пять бригад, которые возглавляли квалифицированные работники: А. М. Шашурин, И. В. Кузнецов, М. К. Бабурин, R А. Хадиев и С. В. Феношкин. Ударная комсомольская стройка ЛЭП-110 кВ завершена трестом «Чукотстрой» и сдана в эксплуатацию 20 июня 1965 года.
Первая в области атомная станция (в поселке Билибино) введена в действие в 1976-м, а первая ее очередь (24 тыс. кВт) начала выработку промышленной электроэнергии еще в октябре 1974 года. В декабре 1979-го закончено строительство второй плавучей электростанции.
Одновременно была сдана в эксплуатацию и ЛЭП-110 кВ, соединившая станцию с прииском «Полярный». С 1981 года к этой энергосети был подключен прииск «Ленинградский».
Энергия высокогорного озера.
Еще в начале 1934 года Э. П. Берзин дал задание управлению добычи полезных ископаемых провести изыскания под строительство гидростанций в верховьях Колымы, а в марте того же года начальник УДПИ А. Н. Пемов подписал приказ об организации изыскательской партии по установлению потенциальной возможности использования водной энергии реки Колымы и озера Джека Лондона. Название озеру дал геолог П. И. Скорняков, проводивший в 1932 году поисковые работы в его районе и бассейне реки Кюэль-Сиена.
По рассказам Петра Ивановича, высокогорное озеро, названное им в честь замечательного американского писателя, произведениями которого увлекался, имеет огромный запас воды. Это и послужило основанием для его обследования.
Начальником партии назначили Л. Н. Морозова, заместителем -И. И. Лукина. В ее состав были включены геологи, топографы, гидрологи -всего 36 человек. 28 марта 1934 года по санному пути они отправились из Усть-Среднекана на Стрелку, откуда предстояло оленьим транспортом перебазироваться в район колымских порогов и на озеро Джека Лондона.
Оленей УГПС арендовало в совхозе «Талая» с 1 апреля по 5 мая. Однако транспорт запоздал и прибыл лишь 9 апреля вечером (его доставил якут Егор Ананьевич Винокуров, ранее работавший на Элекчанской базе агентом по снабжению).
С Винокуровым прибыли четыре каюра, которым поручалось доставить груз к конечному пункту. 11 апреля в сопровождении каюров вышли по маршруту, рекомендованному Винокуровым.
Путь лежал от Стрелки через Гербинский перевал (372-й км основной автодороги), реку Нерега (правый приток Бахапчи), через устье Бахапчи, реку Сибик-Тыэллах на озеро Джека Лондона.
Груз продовольствия, летнее обмундирование, геодезические инструменты и все остальное транспортировалось на сорока нартах. Члены экспедиции шли пешком, только проводник ехал впереди аргаша на легкой нарте.
Правда, чаще он вел оленей, легко передвигаясь по снежной целине и меняя животных первой нарты через 2 - 3 км. На левом берегу Колымы (против впадения в нее Бахапчи) в 1933 году была организована гидрометеостанция. О ее существовании они знали и там наметили первую длительную остановку.
83-километровый путь по снежному целику был Проделан за 8 дней. Двухдневную остановку на станции использовали для подготовки грузов, которые надо было оставить по пути следования к озеру Джека Лондона. Первая база создалась в устье реки Кюнь-Куй (примерно в 18 км от гидрометеостанции), вторая - в устье Сибик-Тыэллаха.
База представляла собой жердевой настил, возвышающийся над землей на три-четыре метра. Основанием для него служили большие деревья (не менее трех), расположенные друг от друга не далее 3 м. Такой лабаз, сооруженный в зоне будущих работ, обеспечивал мобильность работ летом.
Груз был тщательно укрыт брезентом и замаскирован. На строительство двух лабазов и преодоление еще одного, 50 километрового участка, было затрачено 10 дней.
Началась распутица, на реках Колыме и Сибик-Тыэллахе появилась верховодка (вода, идущая по льду реки), которая мешала продвижению к конечной цели. Озера Джека Лондона достигли лишь 3 мая.
Порог Василевского
6 мая 1934 года начались работы на озере. Первым делом были установлены гидропосты для определения тока рек, впадающих в озеро и вытекающих из него. Партия разделилась на два отряда.
Определением оптимальных вариантов утилизации водной энергии озера Джека Лондона занялся Л. Н. Морозов, изыскание в районе Колымских порогов проводил отряд И. И. Лукина.
Ведя работы на большом участке колымских порогов, пришлось несколько раз плыть через них на лодках и плотах. Вояжи эти были нелегкими и опасными. Дважды оставались без плотов. А 28 июля 1934 года случилась трагедия - погиб гидротехник Борис Евгеньевич Василевский, лодку которого разбило на втором пороге.
Позже этот бурун был назван порогом Василевского. Их было пять: Прижимной, Василевского, Петра, Неожиданный и Длинный. До прихода сюда были наслышаны об этих порогах от геологов, первыми освоивших эти дикие места.
По их рассказам, самым страшным был последний порог, названный коллективом партии Л. Н. Морозова в 1934 году Длинным. Действительно, все пороги оказались опасными, так как берега полноводной Колымы в этом районе резко сужаются (до 60 - 70 м), скорость течения увеличивается до 20 м/с, и плывущий плот с полутора-двухметровой высоты неожиданно бросает в бурлящую ледяную стихию. Людей, стоящих на плоту, на какое-то мгновение буквально поглощает водная бездна.
Если не держаться за канаты, которыми укреплен груз на плоту, то неизбежно окажешься сбитым с ног, а огромные валуны, высовывающиеся из беснующегося потока, довершат свое дело...
Благополучный исход путешествия по колымским порогам всецело зависел от искусства управляющих рулями (веслами) плота, которые должны хорошо знать фарватер потока.
Причем в последнее мгновение перед купелью передний рулевой должен успеть поднять руль выше плоскости плота и тут же схватиться за канат иначе... Передним плотоводцем И. И. Лукину пришлось быть не единожды, и всякий раз выручали предварительное изучение берега, четкое взаимодействие со вторым рулевым. Особенно здорово помогало сознание - надо выдюжить.
Исследования подтвердили возможность использования водной энергии озера Джека Лондона и реки Колымы в районе порогов. Озеро, имеющее абсолютную отметку над уровнем моря 802,5 м (над уровнем Колымы - 402 м), обеспечивает мощность гидростанции в 12 тыс. кВт при длине водоотводящего трубопровода, равной 390 м.
Стоимость строительства Кюэль-Сиенской ГЭС обошлась бы (в ценах 1930 года) в 18,5 млн. рублей. Мощность Колымской ГЭС при высоте плотины в 65 м определялась ориентировочно в 180 тыс. кВт, а стоимость ее строительства составляла 370 млн. рублей.
Сначала - Средниканская ГЭС.
В 1934 году проводились изыскания и на реке Среднекан. В 28 км от устья река делает петлю, и долина ее резко сужается, перерезая гряду туфов, представляющих собой исключительно надежное основание для плотины.
Инженеры П. А. Петровский и Г. Д. Олешкевич составили в 1934 году проектное задание Среднеканской ГЭС. Потребителями электроэнергии были определены намечаемые к строительству Утинский горнорудный комбинат, опытная обогатительная фабрика Усть-Утиной с механическими мастерскими и лесокомбинатом, обогатительная фабрика и рудник на ключе Таежник, ав-торемонтные мастерские в поселке Спорное и будущий административный центр в Усть-Таскане.
Суммарная потребность энергии в задании на проектирование ГЭС определена в 7 тыс. кВт (по современному уровню это ничтожно малая мощность). Среднеканская же ГЭС по своим водным ресурсам могла обеспечить круглогодичную выработку 12 тыс. кВт.
Рассматривая в декабре 1934 года на техническом совете доклад инженера П. А. Петровского, начальник Дальстроя Э. П. Берзин утвердил очередность строительства гидростанций, исходя из денежных и трудовых ресурсов. Первой решено было заняться Среднеканской ГЭС, находящейся в центре энергопотребителей и имеющей подъездную автодорогу на участке Стрелка - Усть-Среднекан.
Для разработки технического проекта ГЭС при Московском представительстве Дальстроя организовали проектное бюро, руководство которым осуществляли начальник и главный инженер строительства ГЭС К. Н. Филатов и заместитель главного инженера строительства Я. М. Самойлов. Они вскоре были командированы в Москву с обязательством окончить проект ГЭС к 1 июля 1936 года.
Владимир Дубинский
директор музея ОАО «Колымаэнерго».