«Вешалка отремонтирована. Ждет посетителей»


Как показывает практика, любой российский театр каждые десять лет обязательно сотрясает от всевозможных скандалов, интриг и прочих «подводных течений». Даже такой изолированный, казалось бы, от остального мира Магаданский театр, не выезжавший за пределы области на гастроли вот уже 11 долгих лет.

Ну не может творческий, по выражению Брехта «террариум единомышленников» жить спокойно и размеренно! Это и хорошо. Но страсти, кипевшие в нашем храме Мельпомены как раз более десяти лет назад, предрекал еще ныне покойный бывший завлит театра писатель Александр Бирюков, вернее, не страсти, а творческую смерть театра. Тогда в местной прессе появились статьи в защиту под названиями «Поминки: сытный стол…» тогдашнего завлита театра Д. Ледовского и автора этой публикации «А помирать нам рановато…». И эта статья будет тоже в защиту театра, но рассмотрена проблема будет более подробно, с учетом того, что посещая 15 лет все сдачи и премьеры, я видела его в развитии. Сейчас же наблюдаю, на мой взгляд, его деградацию. Достаточно вспомнить отличный бенефис Марии Леоновой 2010 года и странный полусамодеятельный вечер «Нам - 70» 2011-го, где наших артистов мы так и не увидели. Наболело!

Я долго и терпеливо ждала целых четыре года: когда же в нашем театре наведут порядок? И вот увидела в середине сентября по областному телеканалу интервью с нынешним директором театра А. С. Бондаренко, и терпение мое, что называется, лопнуло. Причем интервью перед началом нового театрального сезона директор театра дал сразу нескольким местным телеканалам, и информация, данная в них, разнилась. Остановимся на первом интервью в «Рабочем полдне». Для этого мы будем давать прямую речь директора и в скобках комментировать ее реальными фактами.

Итак, на экране телевизора мы видим А. С. Бондаренко, который на первый вопрос корреспондента «ну давайте по порядку, с вешалки начнем», ответил: «Вешалка отремонтирована, ждет посетителей. Все у нас в порядке». (Напомним, что «вешалка», то есть гардероб, была отремонтирована еще до прихода А. С. Бондаренко в театр, при тогдашнем его директоре Владимире Барляеве. - Авт.)

- В 2011 году для нас пришло время обращаться к более серьезным материалам и к более серьезным организациям для того, чтобы узнать, кто мы, и как себя чувствует наш театр вообще в сфере театральной деятельности, - продолжает директор. - Начали мы с того, что стали приглашать профессиональных критиков. К нам уже приезжали критики.

(Почти в конце сезона в театр приехала единственный за 4 года театральный критик, доцент Института искусства и культуры, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец, которая просмотрела несколько спектаклей в драме и оперетте. Почему-то нигде в СМИ не прозвучало ее мнение об увиденном! Неужели все так плохо? К слову, я присутствовала на нескольких встречах с критиком и артистами, она провела очень грамотный разбор «полетов», указав главным режиссерам на отставание нашего театра от других, даже провинциальных, на несколько ступенек. - Авт.)
- После этого мы стали подавать наши материалы на всевозможные фестивали театральные. В афишу мы не прошли ни в одну только потому, что транспортная схема у нас очень далека. Но! Стали приглашать от нашего театра на фестивали наблюдателей, теперь мы даже стали входить уже в жюри фестивалей, некоторые из нас, и также Ваш покорный слуга в том числе. (Интересно, в жюри каких фестивалей уже побывали магаданские артисты?! И только ли из-за «транспортной схемы» мы не попали ни в одну афишу, то есть нас попросту везде «прокатили»? - Авт.) Я являюсь гостем почти во всех фестивалях, которые проводятся у нас в стране. Очень интересно, на нас стали обращать внимание. Мы стали говорить, что, ребята, мы очень далеки, и так как у нас нет возможности к вам приезжать, мы их к себе приглашаем. На сегодняшний день нам прислано около 80 спектаклей для отбора. Это мы готовимся к Всероссийской творческой театральной лаборатории, которая будет проходить на базе Магаданского театра. Это будет под эгидой министерства и лаборатории, которую возглавляет Олег Лоевский. Он занимается именно современным театром. Он привезет с собой группу режиссеров, которые будут здесь проводить репетиции, а мы будем смотреть на режиссеров и предлагать им что-то.

При этих словах хочется горько заплакать! Зайдите на мертвый сайт театра (mmdt.ru), на котором ничего не обсуждается, в рубрику «вакансии», и вы увидите, что в обеих труппах Магаданского театра катастрофическая нехватка артистов оперетты, драмы, балета. Нет завлита, главного дирижера, нет художественного руководителя театрами, нет опытных главных режиссеров театра, от чего страдает его репертуарная политика. Сейчас функции художественного руководства театром возложены на А. С. Бондаренко, не имеющего специального театрального образования, равно как и просто высшего. Никто не отменял и Приказа Минздравсоцразвития от 30 марта 2011 г. № 251н, где запрещено руководить театром без высшего театрального образования.

К слову, впервые за 70 лет своего существования в театре вплоть до августа-2012 не знали, когда и чем открывать новый сезон! Хотя, при планомерном и грамотном руководстве, этот вопрос никогда не должен возникать. Слава Богу, с началом уже определились. Оно намечено на 2 ноября. И впервые же за 70 лет откроется театр не премьерой, а ремиксом концерта «Оперетта? Оперетта… Оперетта!», но называться он будет «По страницам любимых оперетт». Суть от этого не меняется. Мы не сомневаемся, что это будет прекрасный концерт. Но речь в этой статье идет совершенно о другом! Под вопросом находится и традиционная зимняя сказка - кто и что будет ставить? Соответственно, и губернаторская елка - тоже под вопросом…

Далее ведущий спрашивает: «Будет ли у нас какой-нибудь магаданский театральный фестиваль?» Ответ директора: «А вот мы и начнем с лаборатории. Это и будет фестиваль. Ведь что такое лаборатория? Это приезжают 5-6 режиссеров во главе с завлабораторией, приезжают критики и ежедневно репетируют спектакли. В пятницу-субботу идут показы этих спектаклей. Это такой мини-фестиваль.

- А по срокам эта лаборатория на какой период растягивается? - не унимается корреспондент телеканала.

- За семь дней мы должны отрепетировать, как минимум, четыре спектакля и за два дня их показать зрителям. Так в стране делается, эта схема уже отработана.

(Напомним, что лаборатория может выехать в Магадан, только если труппы полностью укомплектованы артистами, то есть для начала руководитель изучит штатное расписание… - Авт.)

Далее директор рассуждает о репертуаре театра:

- Это может быть или современный спектакль, или классика. Этот фестиваль мы, может быть, приурочим к 150-летию со дня рождения Станиславского. Сейчас идут переговоры с профессором ВГИКа Райковым, который просматривает нашу труппу и предложит нам спектакль.

(Странно, что не идут переговоры с самим Станиславским! Один спектакль о поручике Ржевском уже «приурочили» к 200-летию войны 1812 года, заявив его как МИРОВУЮ премьеру, которая нашла отклик в местной печати, и, судя по нему и отзывам зрителей, с треском провалилась! - Авт.)
- 17 октября, - продолжает Бондаренко, - к нам возвращается Станислав Добровольский на постановку спектакля «Все начинается с любви» Оскара Фельцмана в музыкальном театре. (Имя режиссера - Вячеслав. - Авт.) На днях я буду в Москве, мы будем встречаться с Фельцманом. Параллельно мы будем ставить новогодний спектакль на музыку Пахмутовой. Ставить его будет Анна Потапова, выпускница 15-й школы города Магадана. К нам приехала сейчас молодой режиссер Анастасия Каменева из Челябинской академии, она тоже из Магадана. (Это просто без комментариев! - Авт.) Сейчас во Владивостоке мы обучаем четырех человек - будущих актеров Магаданского театра. (Насколько мне известно, во Владивостоке из нашего театра обучаются только два человека. Что же касается репертуара, то он за последние годы почти не обновлялся. Сегодня в драме осталось четыре спектакля из положенных двенадцати, в оперетте - семь. - Авт.)

- Как с пополнением кадров? - снова интересуется ведущий передачи.

- Проблема у нас сегодня маленькая, в основном с драматическим театром. Там люди есть взрослые, они имеют право, к сожалению, на болезни. Там плохая ситуация. Там недобор процентов 30 до полного состава. В музыкальном театре у нас норма - там 80 процентов укомплектовано, это даже выше нормы. Поэтому все внимание будет обращено на драматический театр.

Напомню, что летом из театра уволились два молодых актера - приехавший в 2010 году Илья Глебов и выпускник РАТИ любимец публики, отслуживший в нашем театре более 10 лет, Александр Тарасюк. Самому молодому артисту в драме - 36 лет, дальше сразу идут 50-летние, а затем те, кому за 60 и более. Двое из них в этом году перенесли инфаркты. В оперетте остался один артист в амплуа «герой», тоже за 50 лет, нет молодых героинь, субреток, простаков. В балете - всего один солист-мужчина, с солистками тоже проблема… В прессе не раз поднимался вопрос о кадровом кризисе в Магаданском театре. Воз и ныне там. Хотя вот что рассказал А. С. Бондаренко в интервью:

- Раньше у нас негде было разместить приезжих артистов, дать им жилье. (Прямо как у почтальона Печкина: «Я раньше почему такой злой был - потому что у меня велосипеда не было!» Я лично была на собрании труппы три года назад, где мэр Владимир Печеный просил дирекцию театра обращаться в мэрию по вопросам жилья для артистов. - Авт.) Сегодня, благодаря администрации области, нам выделено в центре города 18 хороших полноценных комнат, уже выделены деньги для ремонта (прозвучало ключевое слово «деньги»! - Авт.) и закупки оборудования, меблирования. Люди репетируют с одиннадцати до одиннадцати часов, потому что работы много, у нас приехало восемь новых солистов...

В общем, как в «Калине красной»: «Люди покрываются морщинами на Крайнем Севере и вынуждены вставлять себе золотые зубы...». Сейчас артисты маются без работы, а режиссеры вынуждены восстанавливать старые спектакли. На самом деле в хор пришло три человека, и приехал один новый солист в оперетту - тенор из Красноярского театра. Надолго ли? К примеру, солист Оренбургского театра Азамат Нугуманов, увидев ситуацию в театре, отработал здесь один сезон и уехал. А по другому телеканалу А. Бондаренко заявил: «Мы в состоянии пригласить 15-18 актеров».

Я смотрела это интервью, а перед глазами вставали старые фотографии из театрального музея в фойе второго этажа, знакомые с детства, повернешь за угол, а там справа на стене фотогалерея - сегодняшние родные лица наших актеров, запечатленные профессиональными фотографами. Сейчас вместо этих реликвий стоит зеленая барная стойка под малахит… И вспомнилась фраза из хорошего спектакля Михаила Никитина: «С собой ничего брать не надо! На ковчеге есть буфет!» А в бывшем кафе «Театрал», который собирались переделывать под Малый зал, (о котором так мечтают артисты московского «Ленкома»!), регулярно гуляют сторонние свадьбы и банкеты…


Совершенно очевидно, что остро назрел вопрос о смене директора театра с нетеатральным образованием, о появлении художественного руководства, о разработке четкой концепции развития нашего театра, его репертуарной и кадровой политике. Необходимо объявлять конкурс на замещение этой должности или должности худрука. Возможно, даже всероссийский. Хотя, уверена, найдутся профессионалы и здесь.

На фоне всего этого интервью нынешнего директора напоминает, на мой взгляд, пир во время чумы. Особенно если послушать его последнюю фразу: «И мы ликуем!» Ну как тут не вспомнить Огурцова из «Карнавальной ночи»?

P.S. Через пару дней после интервью директор улетел в отпуск в Кисловодск и «ликует» теперь там. И это - за месяц до открытия сезона…

Наталья АЛЕКСЕЕВА

Автор:  Наталья АЛЕКСЕЕВА "Вести города М"









Колымские колонки