Долгожданные швартовые


Поочередно в магаданском рыбном порту пришвартовались три судна Тихоокеанской рыбопромышленной компании и ООО "Маг-Си Интернешнл" с полными трюмами морской продукции.

Экипажи, которые по нескольку месяцев не видели своих родных и близких, лично встретил генеральный директор компании М. Н. Котов. Словом, все как всегда, за исключением того, что суда простоят у берега не несколько дней, как обычно, а более двух недель. Причиной всему стало резкое снижение общедопустимого улова краба опилио и трубача.

ИЗ ДАЛЬНЕГО РЕЙСА

В уютной кают-компании собрался весь экипаж КП "Вестерн Энтерпрайз". По всему видно, что мужчины изрядно устали, но их лица светятся радостью от предстоящей встречи с семьями. Позади 4 месяца промозглого морского ветра и штормов. Настал момент перевести дух и подвести итоги.

- Труд рыбака трудно переоценить, в последние годы он стал заметнее, весомее, - сказал собравшимся М. Н. Котов. - На прилавках магазинов появилось больше морской продукции, значительно расширился ее ассортимент. В тот день, когда мы отмечали профессиональный праздник, вы были на промысле. Теперь мы хотим исправить эту ситуацию.

Под бурные аплодисменты Михаил Николаевич вручил почетные грамоты губернатора, областной Думы, Федерального агентства по рыболовству мастеру по добыче В. А. Блохину, матросу Н. В. Голяс, технологу И. А. Резниченко, механику Р. А. Гиматудинову, старшему механику Ю. В. Степанову, боцману И. Я. Зинатову, второму помощнику капитана М. Ю. Оносову.

ГЛАВНОЕ - КОМАНДА

Второму механику А. В. Косинскому, который ходит в море тридцать второй сезон, руководитель компании вручил удостоверение и знак "Почетный работник рыбного хозяйства России". Начинал Анатолий Викторович в Магаданрыбпроме мотористом, потом выучился на механика. В ООО "Маг-Си Интернешнл" с 1999 года, на "Вестерн Энтерпрайзе" занимается промыслом краба девятый год. Его основная задача - поддержание в эксплуатационном состоянии техники, оборудования и двигателя мощностью 2000 лошадиных сил. Он прекрасно понимает, что любой сбой механизма во время промысла - это потеря продукции, а стало быть, и заработной платы экипажа.

- Когда начал работать на судах, пришел к выводу, что самое главное здесь - уважение друг к другу, взаимовыручка в трудную минуту, - рассказал Анатолий Викторович. - Если есть сплоченная команда, будет и выполненная квота.

ЗАБЕГ НА СВЕРХКОРОТКУЮ ДИСТАНЦИЮ?

Члены экипажа "Вестерн Энтерпрайз" были награждены не только почетными грамотами, но и фирменными фотоальбомами "Морской волк", в которых многие смогли найти свое фото. Красочное издание получил и повар В. Ф. Попов, который пришел на торжественное собрание в спортивной форме с олимпийской символикой. Она ему явно к лицу.

- Люблю спорт, - признался Владимир Федорович, - сам увлекаюсь бегом. Правда, на моем камбузе особо не разгонишься, но на сверхкороткие дистанции от печки и обратно приходится бегать часто. Мои обязанности - вкусно и вовремя накормить экипаж. Работа на промысле тяжелая, но никто из членов экипажа за время очередного рейса не похудел, а даже наоборот, многие ребята поправились. Сам на судне работаю вот уже седьмой год. Поначалу было очень трудно готовить завтраки, обеды и ужины во время штормовой погоды. Но потом приловчился. Спрашиваете, о чем мечтаю? Увидеть семью, которая ждет меня в поселке Врангель, что под Находкой. С ней я не виделся с 12 февраля…

Попавший на "Вестерн Энтерпрайз" новичок легко заблудится в его технологических лабиринтах, где одновременно может идти и добыча, и переработка краба. Построено судно в США и оснащено самым современным оборудованием. Благодаря механизации доля ручного труда сведена к минимуму. Это позволило экипажу, который возглавляет капитан В. М. Шуста, добыть и переработать 455 тонн краба. Общий результат краболовной флотилии компании составил 1200 тонн, или 70 % квоты. Осталось выловить 700 тонн - это всего лишь на 2 месяца работы. Остальное время, как уже говорилось, суда будут простаивать у берега.

Снижение ОДУ было и в прошлые годы, однако это не вызывало такой бурной реакции у рыбопромышленников. Ученые "МагаданНИРО" утверждают, что такая мера необходима в целях сохранения популяции, рыбаки же уверены, что краба и трубача более чем достаточно для промысла. В Федеральном агентстве по рыболовству прекрасно знают о ситуации, которая сложилась с квотами в Северо-Охотоморской подзоне, однако...

- Вы сами видите, какие у нас возникли проблемы с квотами, - сказал во время общения с экипажем М. Н. Котов. - Но, к сожалению, это зависит не от нас, а от деятельности нашей науки. Буквально недавно состоялся Дальневосточный рыбохозяйственный совет, который для Приморья увеличил квоту на вылов краба до 2600 тонн. Там, где его просто нет. А вот в Северо-Охотоморской подзоне, где краб действительно есть, квоты уменьшаются. И это при том, что его размерный ряд и уловы нормальные. Мы пытаемся с этим бороться и непременно победим. Хочу сказать, что на следующий год объемы у нас будут увеличены и ситуация стабилизируется. Еще раз поздравляю вас, дорогие рыбаки, с прошедшим праздником, хочу поблагодарить за ваш тяжелый, самоотверженный труд.

?? ЭТОТ ГОРОД Я ВЫБРАЛ НЕ СЛУЧАЙНО???

Сегодня многие работодатели завлекают специалистов достойной, как они говорят, зарплатой. Но на деле это далеко не всегда соответствует действительности. А вот в компании "Тихрыбком", которая не нуждается в рекламе, зарплата действительно достойная. Об этом можно судить по тому, что многие члены экипажа после рейсов отправляются в центральные районы страны, где приобрели жилье. Например, тралмастер "Вестерн Энтерпрайза" В. А. Блохин полетит из Магадана в Калининград.

- Этот город я выбрал не случайно, - пояснил мне Виктор Аркадьевич. - Во-первых, у меня супруга из этих мест, да и сам в свое время учился в мореходке в Клайпеде. После ее окончания в 1984 году отправился в Магадан. Встретят меня в Калининграде не только жена и дети, но и внучка Майя, которая скоро пойдет в школу. А вот внук Вадик живет с родителями в Магадане, где началась моя колымская эпопея. Спрашиваете, чем буду заниматься на отдыхе? В своем доме, который недавно приобрел, работы выше крыши.

Старший помощник капитана А. В. Шаповалов будет отдыхать после очередного рейса в Подмосковье, где приобрел квартиру. Он, как и многие члены экипажа "Вестерн Энтерпрайза", начинал свою морскую эпопею с Магаданрыбпрома после окончания Петропавловск-Камчатского мореходного училища.
- На старпоме вся административная работа, - рассказал Александр Викторович. - Это приказы, контроль соблюдения техники безопасности. Но самое главное - люди. К каждому члену экипажа надо найти индивидуальный подход. Отдохну полгода и снова в Охотское море.

ТАПОЧКИ У КАПИТАНСКОЙ РУБКИ

На "Вестерн Энтерпрайзе" и многих других судах рыбопромышленой компании действует неписаный закон - прежде чем войти в капитанскую рубку, необходимо снять обувь и обуть тапочки, которые стоят у входа. Но, как я заметил, капитан этого судна В. М. Шуста и его помощники и вовсе обходятся без них, передвигаясь по ковру в одних носках. Для них и всего экипажа капитанская рубка - это святая святых.

2 октября Василий Михайлович отметит тридцатилетие работы в Охотском море. Его трудовая биография началась в 1982 году, когда после окончания Каспийского мореходного училища он отправился на Крайний Север. Здесь прошел путь от матроса до капитана.

- На "Вестерн Энтерпрайзе" созданы все условия для производительной добычи и отдыха, - рассказал он. - Работают душевая, стиральные машины, сушилка, кухня, столовая. Судно мощное, способное вылавливать до 30 тонн краба в сутки и до 1500 тонн в год. Но реально в этом году выловим около 800 тонн из-за снижения общедопустимого улова на целую четверть. Обидно, что придется простоять у берега полмесяца. В море уйдем только в начале сентября, лов краба будем вести в двухстах милях от Магадана в Северо-Охотоморской подзоне.

После смены экипажей одни отправятся домой на отдых, а другие в море. Учитывая, что в сентябре наступает пора штормов, вести промысел в Охотском море будет в несколько раз сложнее, чем весной и летом. Но рыбопромышленников это не остановит - они нацелены на максимальный результат.

Виталий ХОЛОИМОВ.

Автор:  Виталий ХОЛОИМОВ "Магаданская правда"