Для Магадана эта фраза значит очень многое. И от того, насколько жилфонд города готов к предстоящим холодам, зависит не только комфорт в квартирах, но и безаварийность всего длительного отопительного сезона.
У наших жилищно-коммунальных служб впереди еще полтора месяца, чтобы подготовить дома к зиме. Часть предприятий основную работу уже сделало, часть - только планирует за нее приняться. Как обстоят дела на начало августа?
Готовность №1
- «Водоканал», Магаданская ТЭЦ, «Магаданэлектросеть», «Магадантеплосеть» - к этим предприятиям нареканий у нас нет никаких, - пояснил заместитель мэра Александр Малашевский. - Сбоев в отопительном сезоне по их вине практически не бывает. Конечно же, компаниям хотелось бы менять за год не пять километров инженерных сетей, а хотя бы пятнадцать, все-таки уровень износа коммуникаций очень высок. Но финансово это пока невозможно.
- Катастрофических ситуаций в прошлом году не было, - продолжил заместитель мэра. - Но далеко не все управляющие компании Магадана выполнили требования мэра, не все соблюли три простые составляющие комфортного прохождения зимы, лежащие буквально на поверхности: не восстановили в подъездах радиаторы отопления, не произвели двойное остекление подъездов и не отремонтировали входные группы.
И это помимо опрессовки и промывки систем отопления, проверки и ремонта узлов управления инженерными коммуникациями. У руководства муниципалитета надежды на пробуждение сознательности управляющих компаний в этом году нет, а следовательно, с конца августа начнутся рейды по подъездам.
Нарекания в адрес управляющих компаний можно услышать и от самих коммунальщиков. Так, например, в начале отопительного сезона выясняется, что не везде обеспечен доступ к узлам управления или трубы этих узлов и вентили больше напоминают старое сито, чем полноценную систему управления теплоснабжением.
По мнению руководителя «Магадантеплосбыта» Александра Быхаленко, 90% проблем с отоплением возникает не на подходе к дому, а уже в нем самом. Этот вывод основан на многолетней практике замеров температур в квартирах горожан, жалующихся на «недотоп».
- Чаще всего холод в квартирах связан с засорами батарей, промывать которые должна управляющая компания, с неостекленными окнами в подъездах, аварийным состоянием узлов управления отоплением в самом доме и незаделанными межпанельными швами, - поясняет наш собеседник.
А в «Магадантеплосети» признают: к узлам управления некоторых домов и вовсе попасть нельзя, и в случае аварий, внештатных ситуаций в какой-нибудь квартире, подъезде от тепла и воды приходится отключать целый дом, а то и квартал. «Заслуга» в этом тоже принадлежит управляющим организациям.
Паспорт в зиму
Достается на орехи управляющим организациям и от мэра Магадана Владимира Печеного, причем достается вполне заслуженно. В ходе прошлогодних рейдов было выявлено действительно много недочетов при подготовке к зиме.
Есть предпосылки, что в этом году компании сработают лучше. По словам заместителя руководителя городского департамента ЖКХ Алексея Гаврилова, подготовку к зиме УК и ТСЖ должны были начать еще в мае, а завершить основные работы к 15 сентября.
- Сложности на сегодня возникают только с ТСЖ, особенно теми, в чьем ведении нет муниципальной собственности, - продолжил наш собеседник. - В таких случаях повлиять на своевременное и полноценное проведение работ муниципалитету крайне сложно, ведь главным при управлении имуществом дома всегда является мнение собственников жилья, а не контролирующих органов.
- Общий перечень состоит из 18 видов работ, - пояснил А. Гаврилов. - Ход их реализации мы проверяем еженедельно. На 1 августа выполнено 58% от плановых мероприятий, в основном - самые дорогостоящие и объемные (ремонт кровель, лестниц, систем отопления, их опрессовка и промывка). К 15 сентября каждая управляющая компания должна предоставить паспорт готовности, подписанный представителями ресурсоснабжающих организаций и жильцами домов.
За невыполнение работ, необходимых для прохождения отопительного сезона без аварий, руководителей УК и ТСЖ ждут штрафы.
Арифметика тепла
С другой стороны, наши жилищные службы не ругает только ленивый, в СМИ ведется настоящая травля предприятий ЖКХ. Но что стоит управляющей компании подготовить дом к отопительному сезону? Давайте рассмотрим хотя бы на примере наших общежитий, которые сейчас, как и все дома Магадана, готовят к предстоящей зиме.
Сразу поясним: на плановую подготовку 50 домов к зиме «Соцжилье» должно потратить 3,5 млн рублей. На деле сумма будет куда больше. Во-первых, стоит только начать ремонт, как выясняется, что дела обстоят несколько хуже, чем казалось. Так, например, получилось с межпанельными швами. По плану их надо было отремонтировать всего лишь 340 метров, а по факту в ремонте их уже на 300 метров больше. А во-вторых, и сами горожане прилагают руку к тому, чтобы свести на нет усилия управляющей компании.
В прошлом году, например, в ряде домов были установлены люки на выходах на чердак. Продержались они недолго. В двух общагах они были раскурочены буквально на следующий день.
Чтобы не дуло из подвалов, на входах в них устанавливались новые двери. Неделю в целости и сохранности продержались единицы. В большинстве случаев замки выломаны, двери сняты с петель. Деньги на повторную реконструкцию не предусмотрены.
Не лучше обстоят дела с узлами управления. Стоит только поменять в доме электропроводку и щиток, так тут же найдется «умелец», которому срочно в нем надо поковыряться. Как результат - короткое замыкание и вывод электрощитовой из строя. За полтора года было заменено на современное около 70% щитового оборудования. Повторному ремонту подвергалась почти половина из него.
По словам директора ООО «Соцжилье» Вениамина Троицкого, в прошлом году было установлено 27 новых антивандальных дверей с доводчиками и уплотнителем, из которых в полной сохранности только… одна (на Попова, дом 5/2). С остальных доводчики либо сняты, либо просто сломаны, только на их закупку и установку сейчас предприятию необходимо потратить около 40 тысяч рублей.
Бег по кругу
- Самая больная тема - не ремонт, а его сохранность, - уверен В. Троицкий. - Сейчас, например, придется восстановить около 40% остекления, а из отремонтированных за это лето 27 входных дверей штук 10 к октябрю снова придется чинить. За этот год были установлены стеклопакеты в подъездах по трем адресам: ул. Пролетарская, 78, пер. Швейников, 17 и ул. Якутская, 59. В полной сохранности только на Швейников, на Пролетарской выбито 4 стеклопакета, на Якутской - 6. А ведь ремонт стеклопакета - это не стеклышко поменять за 300 рублей. В итоге их восстановление только по двум адресам обойдется примерно в 35 тысяч.
Хотя, конечно, без образцово-показательных домов тоже не обходится. В прошлом году жильцы общежития по ул. Набережной, 65, корп. 1 попросили произвести ремонт в подъездах и получили поддержку со стороны руководства «Соцжилья», но с одним условием - горожане приложат все силы, чтобы обеспечить сохранность произведенного ремонта. Сейчас в доме установлены двери с домофоном, а сами подъезды - чистые, аккуратные, теплые. Хорошим считается и общежитие по К. Маркса, дом 76, отремонтированное два года назад.
- Но в основном ремонт и подготовка жилфонда к зиме напоминает бег по кругу, - пояснил В. Троицкий, - сколько его ни делай, а через год приходится начинать все буквально с нуля. Из 50-ти домов по-настоящему благополучных, где жильцы сами заинтересованы в сохранности своего имущества, наберется не больше десятка.
Увы, такая же пропорция сохраняется и в остальном жилфонде Магадана. А отсюда и вопрос: кому же так невыгодно жить в тепле и уюте и что с такими жильцами делать?
Лора ТИЛЬ