Лучший бренд Магадана - его люди


В преддверии Дня города в Магадане прошло заседание Координационного Совета Союза представительных органов муниципальных образований РФ.

Что же, по мнению градоначальников и нормотворцев, мешает развиваться городам?

Реальность амбиций

Главной темой встречи представителей разных городов России стал вопрос гражданских инициатив, их поддержка и развитие органами местного самоуправления.

- Каков человек, такой будет и страна. Поэтому мы предложили эту тему, - пояснил председатель Союза, председатель Координационного Совета Михаил Банщиков. - Сегодня повсюду говорится о социальной апатии. Социологи отмечают разрыв между тем, чего человек хочет добиться в жизни, и тем, кем он может стать в реальности. Подлинное величие страны определяется не объемом ВВП, не достижениями в экономической и финансовой сферах, не размером золотовалютного запаса. Главный показатель - качество человеческого капитала.

В этом смысле Магадану действительно есть чем поделиться с коллегами - за годы муниципалитет наработал неплохой опыт взаимодействия с горожанами.
- В больших городах этот контакт не каждому виден, - отметил председатель Магаданской городской Думы Анатолий Попов, - а в Магадане все держится на взаимопонимании и сотрудничестве. А потому развитие гражданских инициатив - не просто возможность роста гражданской активности населения. Это главный резерв социально-экономического развития города и территории: из-за нашей отдаленности, недостаточно развитой транспортной инфраструктуры, оттока населения в 90-е годы, внутренней миграции сегодня. Это и амбициозные цели, которые мы ставим перед собой.
Мы хотим, чтобы Магадан, пользуясь преимуществами географического положения, стал логистическим центром АТР, университетским городом. По максимуму использовал научный потенциал. Рядом с нами Япония, Канада, США, мощно заявляют о себе Китай, Корея, Индия. Отставать от них нельзя. А еще довлеет прошлое: Магадан, Колыма, лагеря…

Ребрендинг подсказал: лучший бренд Магадана - его люди.

Механика сотрудничества

Причем, по словам председателя Магаданской городской Думы, механизмы участия магаданцев в управлении городом совершенствуются постоянно.
- В 2008 году городские депутаты приняли Положение по порядку учета и обобщения наказов, объему финансирования мероприятий. Поначалу наказы избирателей определяли болевые точки избирательных округов и требовали быстрого реагирования. В основном они касались благоустройства, ремонтов в домах, освещения, озеленения.

В какой-то момент почувствовали: в рамках Положения по исполнению наказов нам уже тесно. В прошлом году постановлением мэрии приняли долгосрочную муниципальную программу. Рассчитана она на 2012-2015 годы. План действий в каждом избирательном округе расписан на четыре года. Конечно, это не догма. Программные мероприятия постоянно корректируются на отчетах депутатов в округах, в Дни микрорайонов.
Депутатские рейды - действенная форма работы Думы в решении многих острых вопросов нашей жизни. Они эффективны и для осуществления контрольных функций по рациональному использованию бюджетных средств.

Государству - государево

Но, как верно отметил заместитель мэра Магадана Юрий Казетов, государство не должно и не может брать на себя решение всех проблем общества.

- Наш опыт убедительно доказывает, что гораздо эффективнее передать исполнение большой части социальных услуг негосударственным организациям, - заявил заместитель магаданского градоначальника. - Большой проблемой НКО является отсутствие стабильного источника финансовой поддержки для деятельности и развития. Многие общественные объединения города имеют большой опыт по привлечению средств международных фондов, сегодня они активно работают с городскими, областными и федеральными программами.

К слову, мощную поддержку от муниципалитета получают неформальные объединения молодежи. По предложению скейтеров создана скейт-площадка. Представители молодежного движения «воркаут» получили грантовую поддержку на оборудование гимнастической площадки. Интересным начинанием фотолюбителей стало проведение в сквере «70-летия г. Магадана» молодежной акции «фотосушка», а молодые художники ко Дню города украсили арку в центре города.

Ума - палата

Новым этапом во взаимодействии власти и общественных структур стало создание в марте 2009 года Общественной палаты города Магадана. Она - первая на Дальнем Востоке. Палата активно включилась в решение важных проблем города Магадана в сфере ЖКХ, молодежной политики, образования, является учредителем ряда общественных акций, принимает активное участие в городских мероприятиях, обсуждении городских целевых программ, общественных слушаниях.

А, наверное, самой открытой и доступной для горожан формой общения с представителями власти стали ежегодные Дни микрорайонов «Мой дом, мой двор, мой город Магадан», в рамках которых проходит акция «Сто инициатив для любимого города». Суть ее - в сборе идей и предложений по наиболее волнующим проблемам в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики, культуры, управления городом и другим вопросам местного значения. По окончании акции предложения рассматриваются экспертным советом. Наиболее актуальные и интересные идеи входят в план работы мэрии города Магадана.

Маловато будет?

Сегодня как никогда актуален вопрос о расширении полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления для более активного вовлечения населения в процесс управления, для поддержания и развития гражданских инициатив на местах, - уверен глава городского самоуправления города Калуги, заместитель председателя КС Александр Иванов. - В Москве расширение полномочий районных собраний получило законодательное развитие: уже в первом чтении принят законопроект. Суть его в следующем. Теперь районные депутаты смогут согласовывать списки подлежащих ремонту домов и дворов, планы по благоустройству дворов, скверов, строительству спортивных площадок, объектов местного значения.
Возразить на его слова нечего, пока подобные шаги принимаются по договоренности или по прямой инициативе мэрии Магадана, как-то: депутатский контроль за асфальтированием, программа исполнения наказов избирателей в рамках благоустройства города и многое другое. Хотя эта проблема - не самая глобальная.

Когда вопрос - не по адресу...

Руководитель аппарата Комитета Госдумы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев во время разговора с депутатами и руководителями городов озвучил куда более серьезные проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты, о которых Магадан знает не понаслышке. Так, в целом ряде федеральных законов установлены полномочия органов местного самоуправления, выходящие за пределы вопросов местного значения и при этом не подкрепленные финансово.

- Существует ряд полномочий с неопределенной правовой природой, вызывающих сложности в однозначном отнесении к тому или иному вопросу местного значения (например, отлов и содержание безнадзорных животных; постановка на учет, содержание бесхозяйного недвижимого имущества, а также оформление права муниципальной собственности на него и др.), - продолжил представитель Госдумы. - С одной стороны, на органы местного самоуправления возлагаются несвойственные им функции - имеющие общегосударственный или региональный характер. С другой - в ряде случаев органы местного самоуправления лишаются рычага влияния на процессы, от которых напрямую зависит жизнь на местах (некоторые контрольно-надзорные полномочия, охрана общественного порядка, экологический контроль, распоряжение общераспространенными полезными ископаемыми, как гравий, песок).

...а решение - не по кошельку

Большую тревогу у собравшихся на заседании Координационного совета вызывает заметный рост числа государственных полномочий, передаваемых для осуществления ОМС (в основном, с регионального уровня).

Муниципалитетам - и это подтвержденный многолетней практикой факт - собственных доходов значительно не хватает даже на текущую деятельность, не говоря уж о развитии. Отсутствует стимулирующая роль налоговой политики, да и всей системы межбюджетного регулирования. Сохраняется тенденция централизации в федеральном бюджете финансовых ресурсов с последующим перераспределением их части по нижестоящим уровням бюджетной системы.

В подтверждение своих слов Игорь Бабичев привел вы-кладки, которые убеждают, как минимум, в одном - муниципалитеты в целом по России недополучают половину средств, необходимых для исполнения своих прямых полномочий. Что уж говорить про кучу косвенных!
Выход, по мнению эксперта, один - перераспределить поступления от налогов. Так, например, в муниципальный бюджет налог на имущество организаций, 2% от налога на прибыль организаций, транспортный налог с физлиц и многие другие. А заодно направить в полном объеме в доходы муниципалитетов штрафы за несоблюдение правил благоустройства территорий поселений и городских округов. Взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц ввести местный налог на недвижимость, который предполагается взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества (сумма составит, как минимум, 381,3 млрд рублей).

Не меньше недофинансирования муниципалитеты страдают от проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Как с ними бороться и какова должна быть роль федерального центра в решении этих вопросов (в первую очередь - финансовая) - ответ на этот и другие вопросы представители Союза представительных органов муниципальных образований искали сообща в течение двух дней.
"Вести города М"




Новости по теме






Колымские колонки