Такого засушливого сезона, как нынешний, давненько уже не бывало. Дни, когда шли дожди, можно, пожалуй, пересчитать по пальцам. Вот и на минувшей неделе четыре дождливых дня вновь сменились солнечными.
Для работников ряда отраслей областной промышленности это безусловное благо: строители могут беспрепятственно осуществлять кровельные, внешние отделочные и другие работы на своих объектах, коммунальщики - готовить сети к зиме, дорожники -. ремонтировать дороги и мосты.
Ну а как безводная и жаркая нынешняя погода сказалась на деятельности старательских артелей? Об этом, а также о некоторых других проблемах промсезона наш корреспондент беседует с руководителями ОАО «Сусуманский ГОК «Сусуманзолото» и директорами золотодобывающих предприятий этого акционерного общества.
- Все-таки подобного сезона, действительно, давно не было. Как при таких погодных условиях ведут добычу в Сусуманском районе?
Валерий Поляков, директор ООО «Дражник»: - От погодных условий во многом зависит успех работы дражного флота. Специфика дражной добычи именно в том, теплый сезон или холодный, сухой или влажный.
Нынешний для деятельности нашего предприятия явился наиболее благоприятным в силу того, что вода теплее и гидрооттайка идет более быстрыми темпами. Низкий же уровень воды в реках существенно понижает затраты на эксплуатацию драг Василий Сердюк, директор ООО «Чай-Урья»:
- Думаю, это можно сказать и про наше предприятие, следствием жаркой погоды является высокий уровень оттайки -только успевай убирать пески. Полигоны «Чай-Урьи», и в этом уже наша специфика, находятся в долинах больших рек - Берелеха, Нижнего Нексикана, поэтому чем меньше воды, тем для артели лучше. У предприятия в этом году проблем с водой не было. Но это не значит, что их не было у других золотодобытчиков.
- Какая главная проблема стоит сегодня перед вами, что больше всего волнует?
Василий Сердюк: - Нет хороших балансовых запасов на перспективу. Сегодня, я считаю, это самый больной вопрос не только для артели «Чай-Урья», но и для всех золотодобытчиков Колымы.
Запасы истощаются, а сырьевая база не пополняется. В 70 - 80-е годы геологоразведка была именно научной. Ее уничтожили, соответственно, отсюда и все проблемы.
Валерий Поляков: - Другой острой проблемой я бы назвал кадровую. Это также касается всех. Старательская артель комплектуется, как правило, из тех специалистов, кто является профессионалом, и из середнячков. Последние, кстати, и создают проблемы с дисциплиной.
На 100% укомплектовать предприятие квалифицированными кадрами сегодня невозможно. Молодежь также не всегда оправдывает те надежды, которые мы на нее возлагаем, хотя есть и неплохие ребята, которым можно доверить достаточно ответственные участки работы.
Тем не менее молодых специалистов мы привлекаем с «материка», иногда даже через кадровые агентства, что называется, по звонку. Конечно же, подобная схема не всегда себя оправдывает. Бывает, ошибаемся, и через месяц-другой привозных работников приходится отправлять назад, но это уже издержки производства.
Нет резерва и молодых инженерно-технических работников, ребят, на которых можно было бы опираться и прогнозировать завтрашний день. Возможно, тут мы тоже недорабатываем. Но заманить сюда молодого специалиста с «материка» очень трудно.
Владимир Христов, председатель совета директоров ОАО «Сусуманский ГОК «Сусуманзолото»: - В Сусуманском ГОКе действует единственное, пожалуй, предприятие в области - ООО «Астра», коллектив которого на 50 % состоит из ребят, которым около 30 лет...
Иван Груздин, директор ООО «Астра»: - Прежде всего я хотел бы коснуться работы артели в нынешних погодных условиях. Они не являются для нас благоприятными. Из-за засухи и отсутствия воды предприятие вынуждено было изменить планы и переключиться на разработку других полигонов. ,
Что касается коллектива, то в артели действительно очень много молодежи. Мы не отказываем в работе никому. Кто выдерживает, трудится и сейчас, отработав уже по многу лет. Я имею в виду ребят рабочих профессий. Если их не учить, перспективы у артели не будет.
Владимир Христов: - Сусуманский ГОК недавно осуществил техническое перевооружение, перейдя на работу на технике новейшего поколения. Это, надеюсь, должно привлечь молодежь. Ведь нынешний бульдозер или погрузчик оснащен всем современным оборудованием вплоть до кондиционера.
Образно говоря, работа на бульдозере - это имитация компьютерной игры. Только бульдозерист параллельно производит еще и продукт, за который получает немалые деньги. На них он может обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Сегодня уровень оплаты труда, подчеркну, добросовестного рабочего в Сусуманском ГОКе очень высокий.
Он в разы выше зарплаты профессий бухгалтера, экономиста или юриста, получить которые сегодня так стремится молодежь. И отношение руководства артелей к молодым специалистам у нас достаточно доброжелательное.
Даже если молодой рабочий совершил ошибку, пусть. Он исправит ее своей энергией. Ведь посмотрите, в Японии, Южной Корее, работники после 30 лет считаются старыми, и их переводят на более спокойные места.
У нас же ребята за счет своей рабочей энергии компенсируют порой недостаток опыта. И если это энергия добросовестного человека, любой руководитель его поддержит.
- Скажите, в чем сегодня перспектива россыпной золотодобычи?
Сергей Степаненко, генеральный директор ОАО «Сусуманский ГОК «Сусуманзолото»: - Я думаю, что существующую россыпную золотодобычу продолжат те месторождения, которые вовлекались в отработку в течение всего ее периода. Но тут нужно менять технологию извлечения и обогащения драгметалла.
А это, в свою очередь, зависит от количества средств, которые предприятие может вложить в новые технологии. Ведь существующее для извлечения оборудование не менялось с 50-х годов прошлого столетия. На полигоны приходят более современные и продуктивные бульдозеры и погрузчики, а технология, какая была, такая и осталась.
Поэтому будущее россыпной золотодобычи - в изменении подходов к добыче того золота, которое осталось в отвалах.
Владимир Мануйлов, директор ООО «Челбанья»: - Наше предприятие, если так можно выразиться, перелопачивает те площади, которые отрабатывались до нас. Проходила их артель, затем драга, и только потом эти пески начинаем отрабатывать мы. И берем металл.
Где-то в июле уже выполняем плановое задание. Работая на новых технологиях извлечения золота из хвостов, даже своих, всегда можно иметь драгметалл. Все зависит от науки: будет она работать - будет перспектива. С другой стороны, новое оборудование сегодня стоит хороших денег. Тут главным фактором является цена на золото.
Главным, но не решающим. В прошлом году, например, резко возросшая стоимость дизтоплива заставляла задумываться не о покупке чего-то нового, а о том, как бы выжить.
- Сусуманский ГОК - единственное предприятие в области, которое занимается детализацией россыпных площадей и месторождений в пределах горных отводов ГОКа. ГРП «Разведчик» - убыточное. Тем не менее вы его содержите...
Владимир Христов: -То, что каждый год приносит ГОКу прирост запасов золота, в большей степени заслуга нашего геологоразведочного предприятия. Да, к сожалению, наше ГРП затратное, и некоторые руководители старательских артелей ГОКа иногда недовольны убытками, которые несет комбинат, вкладывая средства в геологоразведку.
Однако недостоверной геологической информации стало в последнее время значительно меньше. Это факт. Кроме того, расширением минерально-сырьевой базы ГРП «Разведчик» занимается и на рудных месторождениях Сусуманского ГОКа.
В частности, на месторождении «Ветренское» геологи за полтора года пробурили 7,5 тысячи погонных метров скважин. Это серьезный объем, который говорит о не менее серьезном отношении руководства ГОКа к такому направлению деятельности, как геологоразведка.
- Владимир Кириллович, в одном из областных СМИ вы высказались в поддержку вольного приноса. Это что? Дань моде?
Владимир Христов: - Нет, просто одно мое высказывание, может быть, не слишком корректное, СМИ выдало вне общего контекста моего выступления. Не будем в это углубляться.
Хочу сказать, что идея вольного приноса, то есть добычи малыми формами, очень хорошая, но в условиях Колымы нереальная, и я объясню почему. Чтобы добыть 5 граммов золота, вольноприносителю необходимо выкопать шурф метр на метр и глубиной 5 метров.
Валерий Поляков: - Взять 5 граммов с такого шурфа - это фантастика...
Владимир Христов: - Пусть будет пять граммов. За них вольноприноситель получит не более 5 тысяч рублей. Но, чтобы выкопать такой шурф в условиях вечной мерзлоты, ему понадобится месяц.
Василий Сердюк: - Шутите. Больше месяца, и то, если работать будут, как минимум, два человека.
Владимир Христов: - И что в итоге? Да, известны случаи, когда вольноприносители добывали по килограмму золота, но это были гении вольного приноса, они обладали интуицией, нюхом на золото. Их было один на тысячу, пусть даже один на сотню. Один выиграет, а что делать остальным 99? Они обрекают свои семьи на голод.
Возможно, разрешение на вольноприносительство в определенной степени политическое. Но надо понять, что без применения техники вольный принос результата не даст. А если применяется оборудование и техника, то это уже предприятие.
Создать его сегодня можно в течение недели: зарегистрируй 000 и, пожалуйста, мой золото. Однако этого никто не желает делать, потому что, имея статус вольноприносите-ля, человек получает ряд преференций.
Он не выплачивает, в частности, определенные налоги и золото может мыть там, где захочет. Такого в цивилизованном государстве быть не может.
- Давайте вернемся к промсе-зону. Готовы ли артели Сусуманского ГОКа выполнить план?
Сергей Степаненко: - В этом никто не сомневается. Речь сегодня, впрочем, как и в прошлом году, идет не о выполнении, а о перевыполнении плана. Мы определились еще перед открытием промсезона - при квоте в 2,8 тонны плановое задание по Сусуманскому ГОКу составляет 3,39 тонны, а взять должны 3,5 тонны.
На финансовое состояние нашей компании по большому счету влияют три фактора - это объем добытого золота, цена на него и затраты самой компании. Я думаю, что 3,5 тонны золота мы возьмем, предпосылки к этому есть. Цена на золото сегодня достаточно высока. И стоимость дизельного топлива гораздо меньше, чем в прошлом году.
Единственное, процентная ставка по кредитам довольно высока, но тут уж ничего не поделаешь - кризис.
- Каковы сегодня ваши отношения с правоохранительными органами? Часто приходится слышать, мол, у одного недропользователя изъяли 5 граммов золота, у другого десять. Как будто наркотики изымают. Но если человек честно добыл это золото, он является его хозяином. Зачем изымать?
Владимир Христов: - Я считаю, что проблем с правоохранительными органами по определению быть не может: каждый выполняет свои обязанности. Сегодня модно говорить о том, что золото должно быть товаром. Какой смысл вкладывается в слово «товар»? И у кого забирается металл?
Работники правоохранительных органов сегодня вправе задать вопрос любому недропользователю, откуда у него золото. Есть нормы и правила, которые регламентируют его оборот. Покажи документы, что ты добыл драгметалл честным путем, и никто тебя трогать не станет.
- Если вы идете с золотым «Ролексом» на руке и с 5 граммами золота в кармане, то за «Ролекс» вас действительно никто трогать не будет, а за пять граммов посадят. Вот какой смысл вкладывается в определение золота как товара.
Валерий Поляков: - Я думаю, существующую инструкцию по сохранности золота нужно исполнять. Если недропользователь ее не нарушает, золото у него никто отобрать не вправе. Но оно должно быть соответствующим образом упаковано, опломбировано и охраняемо. Человек, не соблюдающий эти условия, объективно становится клиентом УВД и ФСБ.
Ведь золотодобытчики - первые, кто заинтересован в сохранности золота. С воровством-бороться тяжело и затратно.
В «Дражнике», например, в службе безопасности задействовано девять человек. 16 видеокамер установлены на драгах в точках наиболее возможного хищения драгметалла. А правоохранительные органы, считаю, работают на нас.
Владимир Христов: - Нормы и правила в сфере оборота золота честному недропользователю не помеха. Они не ограничивают его деятельность, а являются фактором сдерживания анархии, разгула криминала в золотодобывающей отрасли. И я считаю, если эти нормы будут еще более ужесточены, это явится лишь положительным моментом в нашей Деятельности. Вор ворует у всего коллектива старательской артели, он присваивает себе труд десятков людей, и с этим нужно бороться.
Станислав Шутов