Борьба за… СЕВЕРНУЮ ПЕНСИЮ


В Краснодарском крае живут тысячи колымчан, и многим из них пришлось побороться за свои северные пенсии.

Приведу только несколько примеров, хотя их, поверьте, несоизмеримо больше. Один из моих анапских соседей два десятка лет отработал на приисках и в старательских артелях, но северной надбавки к пенсии так и не получил. Чтобы таковую ему назначили, он должен представить в Пенсионный фонд справку о помесячной заработной плате за пять лет. А он работал в бригадах то год, то два, то три и только в одной из них требуемые пять лет. После визита в Пенсионный фонд запросил предприятие, при котором бригады формировались. Оказалось, архив вывезен в Украину. Обратился к бывшим соотечественникам. Оттуда ответили, что все ведомости уже давно выбросили на помойку. В льготной пенсии бывшему северянину отказали.

У другого бывшего северянина зарплата на Колыме была небольшой, но выросла в два с лишним раза в Киргизии, куда он переехал пятнадцать лет спустя. Купив квартиру под Краснодаром и оформив российское гражданство, занялся оформлением пенсии, запросил Бишкек. Долго мурыжили с ответом, потом удивили - последняя зима в столице республики выдалась довольно холодной, так вот за неимением дров сторож предприятия по своей несусветной глупости... сжег для подогрева весь архив. В нем были и ведомости на зарплату.

Автор этих строк, прибыв в Россию из Казахстана, также занимался оформлением пенсии. Но его по жизни словно вела удача - где бы ни работал, особенно в последние годы, отовсюду брал справки об окладах и надбавках к ним. Так что никаких проблем у него не возникло, а вот у родственниц с лихвой. В первый день мы пришли в Пенсионный фонд к восьми утра, но до нас черед так и не дошел. На другой день явились и вовсе ни свет ни заря и до обеда успели проскочить. Правда, мне повезло больше, чем супруге. У меня всего лишь на четыре года обкорнали трудовой стаж (в одном случае печать расплывчатая, в другом - число невнятное), из-за чего я, собственно, и не стал ветераном, хотя отработал на Колыме и Чукотке больше двух десятков лет.

Удивительное дело - в Палатке и Алма-Ате к моей трудовой книжке подобных претензий не предъявили. Но чиновница меня успокоила, не стоит, мол, переживать, и без того стажа у вас вполне достаточно, так что пенсия будет вполне приличной. А мне было и не до переживаний - за два дня я так отупел от очередей и разных несуразностей, что мне было уже, как говорят, все по фигу. Жене повезло меньше - понадобилась дополнительная справка о зарплате в период ее работы на Севере, кроме того, требовался перевод с казахского и киргизского, хотя по оттискам печатей и без того было вполне понятно, где и в каком качестве она трудилась (обозначения давались на двух языках).
Вот я и советую тем, кто собирается покинуть Север, заблаговременно задуматься, чтобы в золотую пору жизни вас не постигло горькое разочарование в виде бестолковых и утомительных хождений по пенсионным и иным фондам и унизительной борьбы за каждую заработанную честным трудом пенсионную копеечку.

Анатолий ПЯТИБРАТОВ.
Анапа.

Автор:  Анатолий ПЯТИБРАТОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки