В подъезде - бутылки из-под пива. Это не соседи. Это подростки, прячась от родителей и морозов, коротают время...
Что скрывается за статистикой?
В середине февраля в Храме Христа Спасителя в Москве прошел конгресс Церковно-общественного совета по защите России от алкогольной угрозы. Итоги его трехлетней деятельности заставляют серьезно задуматься.
По статистике, которую привели участники Конгресса, подростки начинают употреблять алкоголь уже с 13 лет. По данным Роспотребнадзора, ежедневно употребляют алкоголь 33 процента мальчиков и 20 процентов девочек старше 13 лет.
Магаданская статистика шагнула дальше. На учете в городском отделении несовершеннолетних стоят и 11-летние! Всего за пьянство на учете состоит 66 подростков. Некоторые - очень давно, и алкогольной страсти таких поднадзорных нередко сопутствует условный срок.
При этом, по словам архимандрита Тихона (Шевкунова), выступавшего на Совете, ничтожно малый процент родителей знает о том, что их дети уже имеют алкогольную зависимость. Магаданские родители, наоборот, в большинстве своем знают, но предпочитают делать вид, что это не так, что инспекторы наговаривают на их отпрысков.
В своей практике полицейские отделения по делам несовершеннолетних часто встречаются с попытками выгородить ребенка, порой, крайне нелепыми, - мол, водка была налита в бутылку из-под минералки, сын случайно (!) стакан (!!) выпил. Были случаи, когда в адрес инспекторов сыпались и угрозы, или когда родители требовали уничтожить протоколы.
- Хотя страшно не то, что ребенок попал в поле зрения инспекторов и будет привлечен к административной ответственности, - уверена начальник отделения по делам несовершеннолетних городской полиции Наталья Кудрина, - а его дальнейшая судьба. Такое отношение родителей, попытка все скрыть порождает безнаказанность.
А отсюда и «пьяная» преступность среди несовершеннолетних. Подтверждает этот вывод и статистика магаданских полицейских. Так, число преступлений, совершенных детьми в состоянии опьянения, составило 27, тогда как в 2010 году их было три. Отчасти рост этого показателя обусловлен изменением в подходе учета преступлений в состоянии опьянения вообще, однако проблема налицо.
Яблоко от яблони...
С другой стороны, что на детей пенять, когда поведение взрослых оставляет желать лучшего. Если верить аналитике городской полиции, то одной из главных причин совершения преступлений и правонарушений является низкая культура пития. Практически каждое третье причинение тяжкого вреда здоровью, убийство совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения на бытовой почве. Так, например, семь из 20 прошлогодних убийств совершено в состоянии опьянения на бытовой почве.
Во время заседаний комиссии по делам несовершеннолетних нередко выясняется, что и родители пить не умеют.
- Каждый ребенок хочет как можно быстрее стать взрослым. А самый легкий путь - начать пить, как папа или мама, курить, как папа или мама, - заверяет председатель муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Юрий Казетов.
Как инспектор может воспитывать ребенка, падкого на алкоголь, когда у него и родители - не дураки «за воротник» залить? Порой пьяного ребенка в отделение приходит забирать не менее пьяный родитель.
- Вот и думай, что с ними обоими делать, как нетрезвому папе (а нередко и маме) такого же ребенка отдавать, - признается один из инспекторов по делам несовершеннолетних.
К счастью, есть и другая категория родителей. Заподозрив неладное, они сами обращаются за помощью к инспекторам, просят провести с ребенком профилактическую беседу, соглашаются проконсультироваться с наркологом. Обычно их дети повторно в поле зрения инспекторов отделения по делам несовершеннолетних не попадают.
Увы, подростки лишены инстинкта самосохранения. А потому полицейские и советуют больше внимания уделять все-таки детям, а не зарабатыванию денег.
- Пока родители сами не начнут задаваться вопросом, чем занят ребенок в свободное время, в каком состоянии он приходит домой, ни мы, ни школа ничего не решит, - подчеркнула начальник отделения ПДН.
«Спасибо» тебе, прохожий...
С родителями все понятно, но возникает вопрос, а как еще бороться с этим пагубным пристрастием? Казалось бы, сделано достаточно. С 2001 года запрещена реклама алкоголя в транспорте и СМИ - пить стало вроде как не модно. Введен детский комендантский час. Требования к магазинам, торгующим алкоголем, ужесточены до предела. Введены четкие границы по расположению таких торговых точек (не ближе 100 м от школ и 50-ти - от детсадов, поликлиник, других социальных объектов), ограничено время для продажи крепкого спиртного. За реализацию алкоголя несовершеннолетним положен теперь не только штраф, дело может дойти и до привлечения продавца к уголовной ответственности.
Но подростки прекрасно научились обходить запрет на продажу, обращаясь за «помощью» к… прохожим. Как это ни странно, но находятся «сердобольные» горожане, которые покупают детям и пиво, и водку. Есть в городе случаи, когда и продавцы не гнушаются продавать алкоголь детям, искренне «удивляясь» во время рейдов инспекторов по делам несовершеннолетних, мол, что тут такого, это же «легкий» напиток?
По новой версии ФЗ о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, возможно, запретят торговать спиртным в ларьках, ограничат содержание спирта в коктейлях, наконец-то алкоголем признают и пиво. Кроме того, региональные власти получат право не только ограничивать время продажи алкоголя, а запрещать торговлю спиртным в ночное время - любым спиртным, не только крепким.
Запретить нельзя разрешить?
Но что дадут все эти меры? По словам руководителя городского комитета по работе с хозяйствующими субъектами Натальи Рыськовой, толк будет, но незначительный. Да, от киосков с алкоголем давно пора отказаться, в этом смысле изменения в федеральном законодательстве сыграют на руку муниципалитету, не единожды предлагавшему закрыть мелкорозничную торговлю спиртным. К слову, в городе осталось порядка пятидесяти киосков, примерно три десятка из них реализуют алкогольную продукцию.
- Если в магазине, где всегда есть покупатели, отпустить ребенку пиво - это риск нарваться на общественное порицание, жалобу в мэрию, полицию, то в ларьке продавец и подросток обычно оказываются один на один, а отсюда и чувство вседозволенности, - считает собеседница «ВгМ».
Во всем остальном, по ее мнению, в Магадане достаточно и уже существующих ограничений, дополнительных мер не надо. Кроме того, одними запретами ничего не решишь. В подтверждении своей позиции собеседница «ВгМ» привела ситуацию, сложившуюся на Соколе лет пять назад. Тогда в отдаленном микрорайоне города по договоренности с предпринимателями была приостановлена продажа спиртного. Вместо затишья пьянок это привело к расцвету самогонного промысла.
- В большей степени здоровье будущего нации зависит не от расстояния от школы до магазина со спиртным, а от сознательности продавцов и прохожих. Когда одни перестанут продавать алкоголь детям, а вторые покупать его для подростков, тогда и будет порядок, - уверена Н. Рыськова. - Кроме того, от пива нужно отворачивать не запретами, а… досугом. Важно предлагать детям альтернативу: спорт, различные секции, дополнительное образование.
С каждым словом согласны и инспекторы по делам несовершеннолетних. Но при этом полицейские отмечают крайне странный факт: магаданские родители в большинстве своем уверены, что сейчас все секции - платные, что за вовлечение ребенка в спорт, науку, культуру надо платить. Откуда такая уверенность? Половина кружков, клубов, секций не будет стоить родителям ни рубля, в остальных плата порой чисто символическая, по крайней мере - меньше, чем «лечение» безделья алкоголем.
Так кто виноват?
Магадан - город слишком маленький, чтобы в нем можно было утаить шило. Может быть, еще и поэтому претензий к самим предпринимателям у представителей правопорядка и мэрии крайне мало. Наоборот, с их стороны в свое время получили одобрение и волонтеры всероссийской акции «18? Подтверди!», призывавшие продавцов требовать со слишком юных на вид покупателей горячительного паспорт. Поддержали наши предприниматели и негласный запрет на продажу детям безалкогольных энергетиков. К слову, именно их в дальнейшей к борьбе с детским алкоголизмом планирует привлечь муниципалитет. Возможно, скоро именно они станут читать лекции своим сотрудникам, кому можно продавать алкоголь, а кому - ни в коем случае, они же будут рассказывать о последствиях отступления от правил.
По мнению Юрия Казетова, проколов в антиалкогольной политике города, общественности всего два. Первый: сколько ни работай с продавцами, а часть из них пиво за алкоголь вообще не считает или не требует паспорт. По его словам, во время рейдов стоящие на кассе продавщицы часто разводили руками, мол, по лицу покупателя ни за что бы не догадалась, что он совершеннолетний. А паспорт попросить?
Второй - нередко магаданцы, чтобы «помочь» детишкам, по их просьбе покупают пиво.
- Если решить эти две проблемы, то никаких законов более и принимать не надо, - считает Юрий Казетов. Его позиция один в один повторяет мнение наших предыдущих собеседников. Может, истина действительно где-то рядом?
Лора ТИЛЬ