Недавно в мэрии прошло совещание по вопросам сохранения культурного наследия Магадана, на котором было решено: исторические здания и памятники должны быть взяты под пристальное внимание властей.
Власти заботятся о Магадане
Решили создать Совет по вопросам культуры и искусства и объектам культурного наследия, члены которого регулировали бы охрану исторических ценностей областного центра. Возглавит его мэр Владимир Печеный. Но при обсуждении встал вопрос о необходимости проведения экспертизы этих объектов архитектуры. Как выяснилось, в Магадане таких специалистов нет. А сама процедура оценки стоит, как минимум, полмиллиона рублей за один объект культурного наследия…
Оттолкнемся от этого факта и признаем, что городским властям небезразличен культурный облик Магадана. Все чаще идут обсуждения о новом бренде столицы Колымы, уводящем в сторону от негативного прошлого, от эха массовых репрессий.
Однако в прошлом году в городе вновь появился траурный памятник - греческая диаспора установила мемориал своим землякам, погибшим в ГУЛАГе. Непонятен замысел этой установки - ведь у нас уже есть масштабная трагическая Маска Скорби, посвященная мученикам всех национальностей, погибшим на Колыме.
Отсюда возникает вопрос: почему в Магадане почти нет позитивных памятников? Их можно перечислить по пальцам: это симпатичные олени на въезде в город, «Ангел мира» в парке, милые нерпы у гостиницы «ВМ-Центральная» да забавный мужичок за второй школой во дворе «КонсультантаПлюс»…
Об этой проблеме корреспондент «ВгМ» побеседовал с творческими людьми города - председателем Магаданского отделения Союза художников России Константином Кузьминых, заслуженным художником России Евгением Крамаренко и профессором СВГУ Еленой Гоголевой.
Где Третьяковы?
По словам Е. Гоголевой, Магадан все же архитектурно беден. Кроме сталинского ампира, здесь нет ничего. Все остальное - набор каких-то параллелепипедов. Елена Михайловна считает, что памятники в городе должны быть и пафосные, и не пафосные. А наши предприниматели должны вкладывать средства в новые памятники, ведь все это останется городу…
«Вот Павел Третьяков - благодатный пример для них, - говорит она. - Сколько он построил больниц, гимназий и всего прочего! Причем, какая у этих зданий интересная архитектура! В Сибири Томск - город-лидер по памятникам. У них есть все - и памятник домашним тапочкам, и сантехнику, вылезающему из люка, или «Антон Павлович Чехов в Томске, глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку». Он чуть-чуть карикатурный, но с уважением к Антону Павловичу. Но кто сказал, что должны быть только канонические памятники? Хотя в некоторых городах и архитектурной попсы тоже хватает».
Евгений Крамаренко считает, что в городах непафосные памятники финансируют только предприниматели. Но чтобы сделать что-то глобальное, нужна видимая поддержка властей. Надо, чтобы было постоянное финансирование, чтобы программа по культуре действовала. Самое главное, что у нас есть художники, которые могут все это воплотить в жизнь.
Что планируют на 75-летие Магадана?
Но какие памятники хотели бы сделать художники в Магадане?
Например, на совещании по празднованию 75-летия Магадана прозвучали идеи установить памятник Владимиру Высоцкому у смотровой площадки бухты Нагаева в сквере «Каменный венец». На отсыпке по дороге в морпорт скульптор Юрий Руденко хочет установить фигуру мамонтенка. Мэр поддержал обе идеи.
Было и предложение - поставить третьего оленя у знака на въезде в город. Но зачем портить цельную композицию?
К сожалению, из-за нехватки финансирования завис проект благоустройства кольца 31-го квартала. Еще шесть лет назад художники К. Кузьминых и Е. Крамаренко победили в конкурсе на памятник первопроходцам на этом месте. Была задумка - снять негатив с города, сделать это место его позитивной визитной карточкой, да и облагородить надоевший пустырь. А какой главный предмет у любого путешественника? Конечно, компас. Этот компас идеально вписался бы в пустующее кольцо на 31-м. Сюда же включили полный комплекс благоустройства, вплоть до подземного перехода к этому кольцу. Въезжая в город, гостям предстанет как раз позитивный памятник.
У Евгения Крамаренко было еще много задумок. Например, в сквере Болдырева напротив «Северного сияния» установить бюст Болдыреву. Возле «Полиметалла» в скверике - памятник геологу.
Еще 18 лет назад был проект Е. Крамаренко и Ю. Исаева - рядом с квартирой певца Вадима Козина (который, к слову, тоже является брендом Магадана), где дом библиотеки стыкуется с бывшим кафе «Сказка», сделать уголок, скамеечки, разбить клумбу, установить небольшой памятник или бюст певцу. И чтобы в этом уголке звучали песни маэстро.
Хотели сделать площадь искусств напротив театра - с фонтанами, бюстами магаданских выдающихся артистов, художников и т.д. Планов громадье, но все, как всегда, упирается в деньги. Надо привлекать предпринимателей и меценатов.
Доски вместо памятников?
В последнее время в Магадане появляются только мемориальные доски. Конечно, они во много раз дешевле, чем памятники. А с другой стороны, до этого 15 лет не было вообще ни одной доски. И это уже радует. Е. Крамаренко, например, сделал уже 17 таких памятных досок. И это тоже такая ниша, которую надо заполнять. По словам художников, полноценный памятник обойдется властям в 10-12 миллионов рублей. Например, Е. Крамаренко представил два эскиза памятника сотрудникам МВД в сквере им. Романа Воронова (напротив автовокзала). Со всеми облицовочными работами это будет стоить около 10 млн рублей. Московские скульпторы тоже предложили свой эскиз. Сейчас проекты выставлены на обсуждение общественности в Галерее «Металлиста».
Сегодня есть городская программа по увековечиванию памяти известных людей, прославивших Магадан. Конечно, немалая заслуга в этом принадлежит нашему мэру Владимиру Печеному, при котором, собственно, и началось увековечивание памяти наших земляков. Появились доски И. Дементьевой, певцу В. Козину, Герою Советского Союза И. Скуридину, заслуженному художнику России В. Мягкову, народному артисту России В. Барляеву…
Недавно губернатором подписана и целевая областная программа развития и поддержки искусства, в которую вошли также магаданские писатели и театральные деятели. Это случилось впервые за последние 20 лет. Художники надеются, что она поможет в реализации творческих планов. Ну, хотя бы провести выставки и юбилей Магаданского отделения Союза художников, так как на 2 миллиона 200 тысяч особо не разбежишься…
Но как знать, может быть, в Магадане появится что-нибудь подобное памятнику, установленному томичами, например, «Памятник ребенку, найденному в капусте»?
Наталья АЛЕКСЕЕВА