Узбек нам строить и жить помогает?
На улицах города то и дело попадаются группки иностранцев, спешащих на работу. Чужая речь, чужие нравы, чужие рабочие руки. Неужели на Колыме перевелись свои работяги?
Азия становится ближе
Окна делают и ставят китайцы, золото моют украинцы, на стройках - узбеки, таджики, молдаване, за прилавками рынков и магазинов стоят обитатели южных республик бывшего СССР. Уже и на места водителей маршруток предприниматели приглашают жителей Азербайджана, а теперь - и Узбекистана. И если ситуация в той же строительной, горной отраслях еще понятна (все-таки узкое профессиональное образование на Колыме получить весьма проблематично), то в торговле, фермерских хозяйствах, в автотранспортной сфере - из ряда вон.
Более пятнадцати лет сельхозпредприятие «Новая Армань» вынуждено обращаться к иностранцам. Начинало оно со студентов, приезжавших подзаработать летом, закончило - годовыми контрактами с более чем для трех десятков специалистов из Узбекистана. Возможно, и на реконструкции предприятия будут задействованы гастарбайтеры.
- В поселке нет механизаторов и трактористов, никто не хочет работать доярами, - констатирует замдиректора сельхозпредприятия «Арманское» Татьяна АЛЕКСЕЕВА. - Это раньше у нас школьники проходили производственную практику. Мы присматривали ребят, которым интересно работать в сельском хозяйстве. Сейчас профориентационной работы среди молодежи нет.
Оно и понятно: труд у аграриев тяжелый, а зарплата весьма скромная. Может, еще и поэтому молодежь не хочет идти «на поля». Дояр «Арманского» получает 14-15 тысяч рублей, зарплата механизаторов доходит до 20 тысяч. Так что судите сами…
Маршрут с восточным колоритом
Иностранцы теперь не только заготавливают корма, сеют поля и доят коров, но и работают в маршрутных такси. Как пояснили в городском комитете по работе с хозяйствующими субъектами, за прошлый год при поддержке муниципалитета предприниматели купили 33 новых автобуса, а посадить за руль - некого! Часть машин простаивает.
Предприниматели попытались на базе одного из техникумов города набрать группу по переподготовке водителей на категорию «Д». Но это предложение мало кого заинтересовало. Казалось бы, и машину дадут - только выйди на маршрут...
- Наши просто не хотят работать, - считает Валерий, один из владельцев фирм-перевозчиков. - За последние два года на категорию «Д» документы никто не подавал. Государство постепенно закручивает гайки, нанимать иностранцев становится сложнее, но нам это все равно выгодно.
Сколько получают водители маршруток, бизнесмены не говорят. Из косвенных источников стало известно, что от тридцати пяти тысяч рублей. Тем не менее, русские уходят в артели, ссылаясь, что если там и зарплата такая же, то сама работа - куда спокойней.
Стройка, торговля, транспорт… Где еще ждать появления иностранных специалистов?
Кстати
По информации отдела Федеральной миграционной службы, в нашем регионе трудятся 5 индусов, 17 азербайджанцев, 66 жителей Армении, 44 гражданина Казахстана, 451 - Узбекистана, 300 - Молдовы, 334 - Украины, 310 - КНР, 152 - КНДР. Львиная доля иностранцев занята в сельском хозяйстве - 194 человека, в добыче полезных ископаемых - 360, в строительстве - 522, в торговле - 445, в транспортной отрасли - 129, в здравоохранении - 25.
Лидия ДЛИННЫХ