С 1 января 2012 года все учреждения здравоохранения переданы с муниципального на региональный уровень.
О том, какие перемены нас ждут, мы беседуем с заместителем начальника Департамента здравоохранения администрации Магаданской области, начальником отдела оказания лечебно-профилактической помощи населению Александром Витальевичем ШМИДТОМ.
- Прежде всего расскажите, Александр Витальевич, о том, что изменится в связи с передачей муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность.
- С переводом полномочий на субъектовый уровень прежде всего меняется схема направления средств в ЛПУ - теперь финансирование всех медицинских учреждений осуществляется из областного бюджета.
Но главное, в чем мы можем выиграть, - это возможность навести единый порядок в здравоохранении территории. Прежняя система вызывала большое количество вопросов: по оказанию медицинской помощи, согласованию действий, делегированию полномочий. В частности, такие нюансы: поскольку не было областной детской больницы или областного родильного дома, то их функции выполняли по умолчанию городские учреждения. Однако их финансировала мэрия г. Магадана, и это создавало определенные трудности. В то же время областная больница выполняла функции городского терапевтического отделения, так как других в городе не было. И это вызывало целый ряд юридических и финансовых проблем. Теперь они являются государственными учреждениями на законных основаниях и финансируются за счет средств областного бюджета. Таким образом, упростилась прежняя сложная схема проведения платежных документов, теперь она проста и понятна - из регионального бюджета.
Но есть и еще одно преимущество - централизация управления. Раньше мы обязаны были проводить любые решения через управление здравоохранения мэрии или глав муниципальных образований, то есть могли дать им свои рекомендации. Теперь же департамент взаимодействует напрямую с главными врачами лечебных учреждений. Упрощается система управления, идет непосредственная работа с учреждением. Это во многом ускоряет процесс разрешения многих вопросов, в том числе и качества обслуживания наших жителей. ш если надо изменить что-нибудь с точки зрения управления, то мы имеем непосредственные рычаги для принятия решений.
- Как меняется управленческая структура в здравоохранении?
- Предыдущее законодательство предусматривало создание органа управления муниципального здравоохранения на уровнях муниципалитетов. В городе было свое управление, в районах в ЦРБ такую структуру не вводили, они справлялись со своей работой, согласовывая ее не с областной, а с районными администрациями. Сейчас в связи с переводом функций она ложится на нас. В связи с тем что нам прибавилось работы после сокращения управления здравоохранения мэрии г. Магадана, в департаменте здравоохранения были введены дополнительные ставки в клинический, юридический, финансовый отделы. Вводить отдельно специалистов, которые занимались бы городским здравоохранением, считаем нецелесообразным, поскольку структура сейчас единая. Отдел оказания лечебно-профилактической помощи будет сотрудничать с ЛПУ по лечебным вопросам, бухгалтеры и экономисты - по финансовым, юристы - по исполнению законодательства.
Революции не произошло, потому что все эти вопросы мы решали и раньше, в тесном взаимодействии, но юридически между департаментом и поликлиниками стояла дополнительная структура - управление здравоохранения, непосредственно подчиненная мэрии. И когда у нас возникал вопрос, положим, отправить врача в командировку, перебросить оборудование, заняться тяжелым больным, который из города должен был поступить в областную больницу или, наоборот, переведен в родильный дом, тут возникал целый ряд юридических и финансовых проблем.
- А вы не считали, что это излишняя управленческая структура?
- Решение о передаче полномочий было принято на федеральном уровне. В предыдущие годы управление здравоохранения мэрии г. Магадана выполняло свои функции и выполняло их неплохо. Но дело в том, что новое законодательство предусматривает реструктуризацию органов управления здравоохранением. идет оптимизация, поиск более рациональных решений, в том числе и управленческих. Потому ликвидировано промежуточное звено, это коснулось не только городского управления, но и районных больниц.
- А давайте на конкретных примерах - кого коснулась перестройка?
- Всех муниципальных структур в каждом районе. В связи с их передачей в государственную собственность Магаданской области 19 муниципальных учреждений здравоохранения подлежали переименованию: Магаданский родильный дом, инфекционная больница, три городские поликлиники, Станция «скорой медицинской помощи», медсанчасть «Авиамедицина», взрослая и детская стоматологические поликлиники, центральные районные больницы и плюс больница в Синегорье. Их перечень утвержден постановлением администрации области № 916-па от 15.12.2011 года.
- Работы прибавилось?
- В нашем подчинении лечебных учреждений стало вдвое больше. Всего их сейчас 42.
- Но у вас ведь каждый день какие-то проблемы: то врачей не хватает, то машин, то медикаментов…
- А вот теперь мы сами будем воздействовать на их решение. Раньше департамент не имел права ими заниматься, мы их переадресовывали по принадлежности - в мэрию, управление здравоохранения, администрации районов. Мы могли только рекомендовать приобрести новый автомобиль, оборудование или провести ремонт, а они уже решали, что нужно, исходя из своих возможностей. Теперь и принятие решения, и его исполнение будут на областном уровне. Если где-то очереди либо врач плохо обслужил пациента, мы сами не имели права воздействовать на этого врача, наказать его, а могли только рекомендовать это сделать. К нам прислушивались, но вопросы, конечно, возникали. У нас не было рычагов прямого воздействия. Теперь такие полномочия есть. И спрос за состояние всего здравоохранения, будь то районная или городская структура, будет с департамента.
- Но сегодня модернизация приносит много возможностей. А особых улучшений в медицинском обслуживании мы не замечаем…
- Все зависит от отношения к здравоохранению на местах. Приведу примеры. Мэр Магадана В. П. Печеный занимался городскими учреждениями здравоохранения и делал это неплохо, я много езжу и могу сравнивать с другими ЛПУ в ЦРС. ш в отдаленных колымских районах, где медицине уделяют внимание, порядок. Так, глава администрации Ягоднинского района Ф. И. Тренкеншу на протяжении многих лет помогает поддерживать больницу в надлежащем состоянии, печется о нуждах коллектива. А в тех районах, где главы администраций не занимались этими вопросами, дела идут совсем по-другому. Печальный пример Тенькинского района: пока там был предыдущий глава администрации, считавший, что врачи получают слишком большую зарплату, из района уехали 12 врачей. ш что получилось: пытались сэкономить на бюджете района, однако потратить пришлось еще больше: врачам, приезжающим временно оказывать неотложную помощь, пришлось платить зарплату выше, чем постоянному персоналу. А как результат - стоимость услуги по району в полтора раза превышала среднеобластной уровень. ш мы не могли на него воздействовать, поскольку это была не наша вотчина. Разговоры тут ни к чему не приводят. Как говорят, ломать - не строить. А сейчас новый глава администрации Н. А. Савченко повернулась лицом к здравоохранению, и мы все вместе будем ей помогать
- Какие вопросы стало легче решать?
- Тяжело решались вопросы, если надо было направить специалистов из районов на обучение в ЦРС. На замену мы посылали хирурга из областной или соседней районной больницы, но при этом не имели права его командировать, поскольку была не наша структура. ш поэтому вопросы обеспечения узкими специалистами решались очень тяжело, приходилось изобретать свои схемы, зачастую очень неповоротливые. Сейчас появилась возможность издать приказ по департаменту здравоохранения и уже на следующий день послать специалиста. Так упростилась схема. шли взять поставки медицинского оборудования. Если раньше муниципалитет и районы сами занимались этими вопросами, то теперь они будут решаться централизованно по всей области, что упростит задачу.
- А денег при этом добавили? Какие вопросы будете решать в первую очередь?
- Департаменту передали все финансовые полномочия, которые были, и те субвенции, которые шли ранее. И теперь есть возможность их уравнять, распределив средства туда, где они нужнее. Одним из первых шагов станет приобретение 51 санитарного автомобиля, которые будут равномерно распределены по всем муниципалитетам. Из них 11 машин уже находятся на территории области. Раньше средства на их приобретение изыскивали муниципалитеты и, если были деньги, их покупали, а ведь у них могли быть и другие нужды. Потому в районах автопарк зачастую не меняли с 90-х годов. А сейчас мы равномерно распределим этот транспорт, с тем чтобы каждый район получил, и не по одной машине. Более того, мы обязательно предусмотрим новые автомобили для обслуживания поликлиник Магадана.
Это те проблемы, которые, к сожалению, долго не решались, в том числе из-за недостаточного финансирования. А теперь, при концентрации полномочий, мы сможем без задержек решать самые злободневные задачи. Все в наших руках.
Таким образом, изменение источника финансирования и юридической базы позволит принимать решения более оперативно для улучшения качества медицинской помощи жителям на всей территории области, независимо от того, в каком районе проживает человек. Люди будут получать помощь в соответствии со стандартами независимо от финансовых возможностей района. Кроме того, более оперативно будут решаться конкретные вопросы. Надеемся, что перестройка системы здравоохранения пойдет всем на пользу.
Вера ДИДЕНКО.