Развитию авиации в Магаданской области всегда отводилась особая роль. С самого зарождения она предназначалась для обеспечения транспортной связи между отдаленными населенными пунктами Магаданской области, где наземные, внутренние водные и морские транспортные коммуникации либо отсутствуют, либо развиты слабо.
Помимо этого, авиация выполняла и другие специфические задачи - медицинское обслуживание населения, доставку социально значимых грузов, авиапатрулирование лесов и пожаротушение, авиаработы в интересах экономики региона.
Начавшийся в 90-х годах переход российской экономики к рыночным отношениям привел к серьезным изменениям местных воздушных перевозок из-за нехватки средств на содержание и развитие инфраструктуры и, как следствие, к резкому уменьшению воздушных перевозок на местных воздушных линиях (далее - МВЛ).
Региональные аэропорты и посадочные площадки осуществляли свою деятельность в условиях высоких эксплуатационных затрат при низкой интенсивности полетов, что явилось причиной их тяжелого технического и финансового состояния и, как следствие, дефицита средств на поддержание и развитие аэродромной инфраструктуры. По этой причине с 1994 года закрыты аэропорты в населенных пунктах Синегорье, Сусуман, Чайбуха, «Магадан 13 км»; аэродромы - в Усть-Омчуге, Балаганном, Глухарином, Талоне.
После длительного перерыва малая авиация Колымы возрождается. С 2005 года возобновлены регулярные авиарейсы на местных воздушных линиях в труднодоступные населенные пункты и районные центры Магаданской области. Конечно, это только начало, а соответственно, того размаха малых крыльев, какой был в 80-х годах прошлого столетия, пока еще нет. Слишком многое утрачено - советский гражданский воздушный флот канул в Лету, его место на рынке авиауслуг заняли авиакомпании, которым сложно поддерживать соответствующие стандарты качества по обслуживанию и выполнять требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров. Низкая плотность и платежеспособность населения области, малая интенсивность полетов, значительные издержки на организацию полетов на МВЛ усиливают трудности по организации перевозок пассажиров.
Тем не менее первые шаги к возрождению малой авиации уже сделаны, и для преодоления негативного влияния снижения объемов авиаперевозок на МВЛ и организации транспортной доступности населения ежегодно из областного бюджета выделяются средства для компенсации выпадающих доходов авиакомпаниям-перевозчикам.
В частности, в 2011 году полеты на местных авиалиниях совершают филиал «Магаданский» ОАО «НПК «ПАНХ» (в Ямск, Тахтоямск, Тополовку, Верхний Парень), ООО «Сибир- ская легкая авиация» (в Омсукчан, Сеймчан), ЗАО «Авиакомпания «ИрАвиа» и ОАО «Авиакомпания «Якутия» (в Эвенск). За десять месяцев текущего года выполнено 192 рейса, перевезено 7612 пассажиров.
- На сегодня большой проблемой в нашем регионе является состояние местных аэропортов и посадочных площадок, - считает губернатор Николай Дудов. - Как известно, они должны отвечать всем требованиям безопасности, стать современными и удобными для приема и выпуска воздушных судов. В этих целях мы работаем над передачей социально значимых аэропортов Северо-Эвенск и Сеймчан Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера». Необходимые документы находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Мною согласован проект распоряжения Правительства РФ о передаче имущества аэропортов для создания на их базе филиалов федерального казенного предприятия. Будем продолжать работать в этом направлении, чтобы ускорить привлечение финансирования из федерального бюджета в реконструкцию и оснащение местных аэродромов. Также надо отметить, что в Магаданской области хорошо зарекомендовала себя программа поддержки пассажирских авиаперевозок. Нам удалось оживить внутренние авиарейсы, особенно по направлениям Магадан - Омсукчан и Магадан - Эвенск. Мы намерены и дальше расширять географию полетов. Считаю, что меры, принятые по расширению внутриобластных маршрутов и введению специальных тарифов, позволят не только загрузить местные авиалинии, но и помочь колымчанам быстрее добираться до областного центра, чаще видеться с родными, друзьями, в значительной степени снизить морально-психологическое отчуждение социально незащищенных слоев населения Магаданской области (пенсионеров и молодежи) в пользовании воздушным транспортом.
С июля 2011 года стали осуществляться авиаперевозки пассажиров по маршруту Магадан - Сеймчан - Магадан. Несмотря на то что регулярное авиасообщение прерывалось более чем на пятнадцать лет, здесь больших трудностей с возобновлением полетов не было, ведь все это время сеймчанский аэропорт оставался полноценным действующим объектом. Еще с 1942 года, со времен Великой Отечественной войны, аэропорт начал принимать воздушные суда и использовался на Особой воздушной трассе для перегона военных самолетов, поступающих по ленд-лизу в Советский Союз. В послевоенный период на аэродроме базировались самолеты По-2, Р-5, но с модернизацией авиационной техники в 50-х годах им на смену пришли самолеты Як-12, Ли-2, вертолеты Ми-1, в 60-х - самолеты Ан-2, Ил-14, вертолеты Ми-4, в 1972 году - вертолеты Ми-8, а в 1975-м на смену самолетам Ил-14 пришли Ан-24, Ан-26. До 1992 года аэропорт работал в круглосуточном режиме, через него проходили рейсы на Чукотку и в Якутию, доставлялись грузы, почта в различные районы страны: Хабаровск, Владивосток, Охотск, выполнялись авиационные для строительства Колымской ГЭС, аварийно-спасательные и лесоавиационные, работы по срочным санзаданиям, объем работ в сельском хозяйстве, геологоразведка, по ледовой разведке.
В 1996 году на базе аэропорта Сеймчан был создан отряд Авиалесоохраны. Надо отметить, что всего по стране было четыре подобных отряда, один из них находился в Сеймчане. Перед началом пассажирского авиасообщения был проведен ремонт аэровокзала.
- К началу регулярного авиасообщения в здании вокзала оборудовано специальное помещение для регистрации пассажиров и досмотра багажа согласно всем требованиям и установленным на сегодня федеральным авиационным правилам, - сообщает директор областного государственного учреждения «Аэропорт «Сеймчан» Владимир Кудрявцев. - Хотя возрождение местных авиалиний движется медленно, можно твердо сказать, что начало положено, а малая авиация на Севере просто необходима. Расстояния между населенными пунктами в Магаданской области огромные, а трасса тяжелая, для того чтобы преодолеть путь от Сеймчана до областного центра, требуется 8 - 9 часов, поэтому население возобновление регулярных авиарейсов приняло безоговорочно. Об этом говорит и наполняемость воздушных судов - из Сеймчана Ан-28 уходили полными.
Также с этого лета должны были начаться пробные авиарейсы по маршруту Магадан - Ягодное - Магадан. Сразу стоит обратить внимание на тот факт, что до этого пассажирское авиасообщение с Ягодным никогда не осуществлялось, но взлетно-посадочная полоса, рассчитанная на прием-выпуск самолетов Ан-2, Ан-3 и Ан-28, была и остается. Что же помешало начать полеты в запланированные сроки?
- Неблагоприятные погодные условия не позволили своевременно подготовить ВПП: из-за частых дождей грунт на полосе постоянно проседал, - отвечает первый заместитель главы Ягоднинского района Павел Страдомский. - Отсыпку производило ООО «Горная компания «Майская» совместно с ОАО «Ягоднинская дорожная компания», для чего дополнительно было завезено порядка 20 тысяч кубометров грунта, но из-за тех же погодных условий он не был утрамбован. На сегодня мы уже согласовали с нашим транспортным предприятием возможность доставки людей к самолету и обратно, что касается досмотра и регистрации - в первое время это будет производиться непосредственно пред посадкой в самолет. Как только будет принято окончательное решение о регулярных авиаперевозках пассажиров по маршруту Магадан - Ягодное - Магадан, начнется строительство миниаэровокзала с небольшим залом ожидания и зоной предполетного досмотра. Первые пробные рейсы планируются на декабрь.
Несмотря на все трудности, связанные с возрождением малой авиации Колымы, одной из главных задач администрации Магаданской области является обеспечение транспортной доступности населению. Необходимо не просто возобновить авиарейсы в тот или иной населенный пункт, но и сделать приемлемой стоимость перевозки как для перевозчика, так и для пассажиров. Благодаря финансированию из областного бюджета местных авиаперевозок тарифы удается не только снизить, но и удерживать на постоянном уровне. По информации начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области Сергея Волобуева, если в 2008 году стоимость авиабилета по маршруту Магадан - Эвенск - Магадан в одном направлении достигала 12 тысяч рублей, то с 2009 года - 8. Сегодня стоимость полного авиабилета до труднодоступных сел Ольского района Ямск и Тахтоямск составляет 3 и 3,3 тысячи рублей, до Омсукчана - 4,8 тысячи, недавно открывшийся рейс до Сеймчана обходится колымчанам в 3 тысячи рублей, до Ягодного цена авиабилета будет равна 2,8 тысячи рублей.
В целом на организацию обслуживания населения Магаданской области воздушными перевозками в 2011 году в областном бюджете выделено 37124,4 тысячи рублей. Большая часть средств регионального бюджета задействована на маршрутах в Ольский и Северо-Эвенский районы. На 1 ноября текущего года финансирование выполненных авиарейсов составило 26855,9 тысячи рублей.
До конца 2011 года будет проведен открытый конкурс, по результатам которого определятся перевозчики на действующие маршруты МВЛ в 2012 году. Таким образом, регулярное авиасообщение с районами области осуществляется круглогодично с утвержденной частотой авиарейсов на маршрутах и стоимостью билетов. Тем не менее без проблем не обходится.
- Недавно на две недели у нас были приостановлены полеты в Сеймчан и Омсукчан, - говорит Сергей Волобуев. - Связано это с ужесточением требований к авиакомпаниям из-за авиакатастрофы в Ярославле к организации летной деятельности. Из-за выявленных нарушений и приостановки действия сертификата эксплуатанта авиакомпании «Регион-Авиа» прекратились и полеты, которые осуществляет на самолетах Ан-28 ООО «Сибирская легкая авиация», работающая под сертификатом эксплуатанта «Регион-Авиа». В настоящее время ООО «Сибирская легкая авиация» ищет выход из сложившейся ситуации, а колымчан временно перевозит компания «ИрАэро» на воздушных судах Ан-24, Ан-26-100. Поэтому я считаю, что задачу по обеспечению транспортной доступности населения мы выполняем. Более того, недавно после длительного перерыва у нас возобновились авиарейсы в села Тополовка и Верхний Парень Северо-Эвенского района. До конца этого года в данные пункты планируется выполнить еще по два рейса. И еще один немаловажный момент, который хотелось бы также отметить, - в Магаданской области в период с 1 апреля по 31 октября на местных авиаперевозках действует спецтариф, благодаря чему пассажиры в возрасте до 24 лет, а также свыше 50 лет (женщины) и 55 (мужчины) могут приобрести авиабилет в одну сторону за полцены. Это позволяет увеличить количество желающих воспользоваться авиатранспортом.
О нужности и повышенном спросе населения на услуги малой авиации говорит и тот факт, что происходит постоянное увеличение наполняемости воздушных судов, в адрес областной администрации и департамента дорожного хозяйства и транспорта все в большем объеме поступают письменные и устные обращения граждан с предложениями по улучшению организации воздушных перевозок и качества обслуживания пассажиров.
Как уже говорилось, в декабре планируется выполнить первые в истории Колымы пассажирские авиарейсы в Ягодное, а с июля 2012 года возобновить авиасообщение с Сусуманом. Как сообщил при встрече Николаю Дудову депутат Магаданской областной Думы председатель совета директоров ОАО «Сусуманзолото» Владимир Христов, на полосе завершены все подготовительные работы, уложено более 120 тысяч кубометров грунта. Заключены договоры на постройку домиков для пассажиров и ограждения взлетной полосы, заказано изготовление аэронавигационного паспорта. Как только в Сусумане появится возможность принимать самолеты, этот маршрут также будет включен в перечень субсидируемых направлений.
Таким образом, по словам губернатора Николая Дудова, администрация региона серьезно нацелена на возрождение малой авиации Колымы. Если оценить темп, с которым сегодня происходит развитие местных авиалиний, без сомнения, работа идет во взлетном режиме, главное - снова не допустить скорости сваливания. У области большие перспективы - отработка Наталкинского месторождения, строительство железной дороги и Северного автотранспортного коридора, то есть развитие будет, и без малых крыльев здесь не обойтись.
Евгений ВТОРУШИН.