В статье «Реформа для сидельца» («МП» от 10.06. 2011 г.) правильно обозначены проблемы современного реформирования уголовно-исполнительной системы. И значительное место отводится исполнению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. А эффективным средством обеспечения альтернативных видов наказаний, безусловно, является социальная работа с осужденными, в том числе с несовершеннолетними.
В течение минувшего года по учетам Федерального бюджетного учреждения Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция (ФБУ МРУИИ) № 1 УФСИН России по Магаданской области прошли 1206 осужденных, из них 69 несовершеннолетних. Большинство осуждено условно с испытательным сроком. Среди них без лишения свободы около 16,3 % составляют женщины, 27,5 % не заняты трудом или учебой.
В отношении несовершеннолетних предметом социальной работы при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, является трудная жизненная ситуация подростка, которая в большинстве случаев предопределяет совершение противоправных действий. Главные субъекты социальной работы при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, - наши сотрудники. Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных без лишения свободы ведут инспекторы и психологи. Это позволяет понять внутренний мир человека и факторы, способствовавшие криминализации личности, прогнозировать его поведение, оказывать социальную и психологическую помощь в проблемных ситуациях. Оно включает изучение личности несовершеннолетнего и влияния окружающей микросреды на его поведение, индивидуальное консультирование осужденных и их родственников, проведение тренинговых и психокоррекционных мероприятий.
К субъектам социальной работы с несовершеннолетними осужденными также следует отнести родственников, сотрудников МВД, учебных и трудовых коллективов, службы занятости, медицинских и педагогических работников, представителей общественных организаций. Все контакты с несовершеннолетними ориентированы на обеспечение позитивного влияния.
Как правило, трудная жизненная ситуация включает в себя целый комплекс негативных социальных причин и условий, а также внутриличностных и межличностных конфликтов несовершеннолетнего правонарушителя. В связи с этим перед нами стоит сложная и многоплановая задача формирования правопослушного поведения осужденных и снижения вероятности повторных преступлений. Ее решение требует комплексного применения всех средств, способных оказать позитивное воздействие на осужденных. В их числе использование современных достижений социальной и психологической науки, обеспечивающих целенаправленное воздействие за счет расширения круга методов и форм воздействия на осужденных.
Одним из наиболее приемлемых видов психосоциальной работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в УИИ, является социально-психологическое консультирование. В нашей практике выделю три типичных повода для его проведения: самостоятельное обращение осужденного за помощью, приглашение его на консультирование специалистом-психологом или социальным работником, направление осужденного на консультирование администрацией.
Первая ситуация является наиболее благоприятной для эффективной работы. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной проблемы, с которой осужденный обращается к специалисту. Вторая обу-словлена необходимостью профилактической работы с осужденными, находящимися на учете психолога или инспектора. Особенностью консультирования в таких случаях является необходимость предварительного формирования у осужденных мотивации к работе, снятия возможного напряжения и беспокойства. Третья - наиболее сложная. Здесь специалист выступает в роли посредника, возможно, в конфликтной ситуации. Администрация рассчитывает на помощь соцработника или психолога в нормализации состояния и поведения осужденного, предотвращении назревающих отклонений и срывов.
Так, в ходе нашего взаимодействия с социальными учреждениями и общественными организациями по ресоциализации и социальной реабилитации осужденных особую актуальность приобретает социальное посредничество - содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и помощи.
Разработано и утверждено соглашение с областным государственным учреждением «Центр занятости населения города Магадана». В соответствии с ним сотрудники центра предоставляют сведения об имеющихся вакансиях, которые размещаются на стендах в учреждениях. Помогая в трудоустройстве, наши сотрудники столкнулись с тем, что их подопечные нуждаются и в другой поддержке, начиная от простых консультаций, восстановления документов и заканчивая решением жилищных вопросов. Стало ясно, что разовая помощь осужденным необходима, но более эффективна та деятельность, которая строится на комплексной основе.
Уже разработана карта социальной работы с осужденным, которая заполняется в случае, если ему необходима помощь в социальной адаптации (оформление паспорта, материальная помощь, трудоустройство, юридическая консультация, временная регистрация по месту жительства и др.). В ходе заполнения карты выявляются достоверная информация об осужденном, проблемы его социальной адаптации. На основании полученных данных составляется индивидуальная программа по реабилитации, которая предусматривает конкретные мероприятия по возвращению осужденного в социум.
Подчеркну, что даже при имеющихся гарантиях помощи осужденным без изоляции от общества необходимо, чтобы она была адресной и подконтрольной. Поэтому карта социальной работы предусматривает внесение в нее сведений о проведенных мероприятиях и конечных результатах социальной работы с лицами, отбывающими наказание.
Сегодня на территории Магаданской области налажено взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с организациями и ведомствами, занимающимися социальной работой. При этом инициатором социальной помощи лицам, осужденным к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, стали именно наши сотрудники. Так, заключены соглашения с ФГУ «Государственное юридическое бюро по Магаданской области», ОГУ «Центр занятости населения города Магадана», МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» и договор с ГУЗ «Магаданский областной наркологический диспансер».
Ирина ПОЧКАЕВА,
начальник ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по Магаданской области