Магаданские некрополи


Кто, если не мы, позаботится о мертвых?
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу, -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
.

Автору этих строк, гениальному Пушкину, верно бы не поздоровилось, погляди он сейчас, с каким пренебрежением его потомки относятся к «отеческим гробам». То ли годы советской власти с ее воинствующим материализмом и возведением на месте развороченных погостов клубов и скверов сделали свое черное дело, то ли по другой какой причине, но мы уже давно утратили отношение к захоронениям как к «живо-творящим святыням».

- Не о мертвых надо думать - о живых, - авторитетным тоном заявила мне случайная прохожая, тетушка лет эдак под 60, которую очень заинтересовало, а зачем это я фотографирую мусорные кучи на Первом старом магаданском кладбище (по ул. Потапова). Судя по тому, в каком состоянии оно пребывает (и не только оно), подобным образом мыслит немалая часть наших сограждан.

Сквозь грязные топи

Из трех магаданских кладбищ, пожалуй, только Марчеканское можно назвать благоустроенным. Оно и вправду радует глаз: чистое, ухоженное, даже красивое в каком-то смысле - летом оно буквально расцветает зеленью. Видно, что у погоста есть заботливый хозяин. Недаром некоторые магаданцы любят приходить сюда, чтобы просто прогуляться. Здесь уже почти не хоронят, наверное, потому здесь тишь и покой.

Совсем иная картина на ныне действующем Новом кладбище. Ему уже 20 лет, но сколько магаданцы ни ездят сюда, столько наблюдают его ужасающую бесприютность. Непроходимая грязь, отсутствие номерных указателей - картина едва ли не привычная. На Радоницу, к примеру, грязи столько, что многие люди физически не могут ее преодолеть и добраться до могил своих дорогих усопших. Разворачиваются и убираются восвояси - это вполне реальные случаи. Даже в конце мая, когда, казалось бы, земля должна подсохнуть, на некоторых участках надгробия буквально утопают в воде, а многие другие - все в той же грязной топи. Идешь, а ноги проваливаются.

С номерными указателями здесь явная напряженка. Их просто нет, а если и есть, то часто с такими истертыми надписями, что разобрать ничего нельзя. Как хочешь, так и ищи нужный тебе участок.

Не прибавляет оптимизма и отсутствие ограждений. Тем более на окраинных участках, которые в двух шагах от лесного массива. Здесь жутковато - стоишь и дрожишь: а если, не дай Бог, косолапый выйдет из-за кустов? Повод для страха есть - медведи в этих краях вовсе нередкие гости…

То, что Новое кладбище нуждается в благоустройстве, признает и директор муниципального учреждения «Ритуал» Александр Мудрак. Первые захоронения здесь появились стихийно - никаким проектом строительство не предусматривалось. И место было выбрано неудачное - болотистое. Отсюда и вечная распутица по весне. А заасфальтирована здесь пока что только одна дорога - центральная.

Почему же до остальных дорог и дорожек руки благоустроителей до сих пор не дошли? Директор «Ритуала» сокрушается - уже много раз он ставил этот вопрос перед департаментом САТЭК (ведь чтобы закатать кладбище под асфальт, нужен проект, на основании которого будет составлена смета, а это компетенция департамента), но положительного ответа до сих пор не получил. В САТЭКе, однако, нам заявили, что за финансирование отвечает департамент ЖКХ мэрии. В свою очередь исполняющая обязанности руководителя этого ведомства Зоя Рыжкова сообщила, что ввиду дефицитности бюджета денег на асфальтирование и вообще на благоустройство (эти работы страшно дороги) кладбища нет. И на 2011 год их тоже не будет! Увы…
Александр Мудрак, правда, уверяет: со временем кладбище будет благоустроено. И заасфальтированные аллеи будут, и таблички, и ограждение - все будет.

Предано забвению?

В то же время по сравнению с Первым старым Новое кладбище - просто образец совершенства. На Потапова, где первые захоронения появились еще в начале 40-х годов, царит разруха и запустение. Страшного вида забор, выломанный в разных местах, мусорные завалы, раскуроченные могилы - поистине зрелище печальное.

Кажется, только собакам здесь приволье - они здесь чувствуют себя хозяевами. Я дважды пыталась проникнуть на территорию кладбища со стороны церкви - но всякий раз псы недовольно рычали, а идти напролом я не решалась. Во второй части кладбища - той, что за объездной дорогой (ею в 1975 году погост был разделен на две половины), картина еще хуже. Могилы, а среди них и памятник пилотам, погибшим в 1956 году, совершенно бесхозны, здесь же соседние жители выгуливают своих собак. Можно увидеть и бомжеватого вида личностей, что-то пьющих и жующих прямо на могилах.

У нас, видно, отшибло память. Или нам в самом деле невдомек, что на Первом старом кладбище захоронены люди, творившие историю Колымского края? Среди них - знаменитые геологи А. Болдырев, А. Алискеров, основатель Певека Н. Пугачев (могила не сохранилась), моряки, пилоты, священнослужители и многие другие люди. Только по официальным данным здесь захоронено 10 тысяч человек. В большинстве своем эти люди не пустили корни на колымской земле, и ухаживать за их надгробиями некому. Кроме нас самих, конечно. Но нам-то недосуг - похоже, нет в нас почтения к тем, кто жил прежде нас.

Несколько лет о могилах заботились ученики гимназии № 13, которые под руководством педагогов Татьяны Свириденко и Елены Бережновой пытались привлечь внимание общественности к состоянию этого исторического объекта, вывести его из забвения. Проект гимназистов назывался «Создание архитектурного ансамбля памяти первостроителям и репрессированным жителям Магадана». Стараниями школьников была, к примеру, восстановлена Стела погибшим пилотам, наведен порядок на могиле Болдырева. Да и привлечь внимание удалось. Пару лет назад муниципалитет провел конкурс проектов по созданию на месте кладбища мемориального комплекса. Есть и победитель этого конкурса, правда, как пояснили «ВгМ» в департаменте САТЭК, дело тормозит все тот же бюджетный дефицит. Во всяком случае, на этот год средства на мемориал не заложены.

В последние два года Первое старое кладбище находится в ведении «Ритуала». Задача сторожей, по словам Александра Мудрака, - разгонять бичей и хулиганов, убирать мусор. С последней задачей смотрители не очень-то справляются. Ребята из 13-й гимназии и готовы бы им помогать, да магаданский Роспотребнадзор запретил им здесь появляться: дети и кладбище - вещи, мол, несовместимые.

Еще один погост?

В общем, два магаданских некрополя нуждаются в основательном благоустройстве. Между тем в планах городских властей - возведение еще одного, четвертого погоста. Смертность у нас высокая - за год в Магадане умирает более тысячи человек. На Новом уже более 40 тысяч могил и, похоже, это предел - осталось лишь 6,5 гектара свободной земли. Еще два-три года - и его закроют. Посему городские власти заблаговременно приняли постановление о строительстве очередного кладбища - оно будет располагаться на 9-м километре основной трассы, по соседству с Новым - на сопке через дорогу. Проект пока только в разработке, и, как уверяют специалисты САТЭКа, место выбрано подходящее, незаболоченное. Проект, кстати, предусматривает создание колумбария - хранилища для урн с прахом. Значит, появится и крематорий - по желанию родных тела умерших можно будет предавать кремации.

Без строительства еще одного кладбища, понятно, не обойтись. Но, может, прежде есть смысл обустроить те, которые уже существуют? К этому нас обязывает не только «любовь к отеческим гробам», не только дань уважения к памяти усопших. Настанет день, когда, по выражению Марины Цветаевой, «исчезнет с поверхности земли» каждый из нас. Об этом мы тоже не должны забывать.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ








Колымские колонки