Разорвать прочный круг взятонечества.


Мы многие годы, десятилетия, а может стоит говорить и о столетиях боролись с коррупцией. Ведь некоторые исследователи утверждают, что российская взятка ведет свое летоисчисление с 13 - го века... То есть имеет едва ли не 800 - летнию историю.

А многовековые тенденции - явление подсознательное его за короткое время не изменишь. И все же с принятием в декабре прошлого года Федерального закона "О противодействии коррупции" реальная возможность силовых структур бороться с ее проявлениями значительно улучшилась.

О результатах работы следственных комитетов за полугодие, по раскрытию, пресечению и расследованию преступлений корреспондент "КТ" расспросил руководителя следственного у правления СК Елену Серегину.

- Елена Валерьевна, я полагаю, что с принятием пакета антикоррупционных законов ситуация в стране вряд ли быстро изменится. Или коррупции все же становится меньше?

- Законы, как правило, не начинают работать через два-три месяца просто потому, что необходима какая-то административная перестройка. А уж что касается борьбы с коррупцией, то на это уходит значительно больше времени. Слишком сильны в нашем обществе инерционные моменты.

Люди привыкли к поборам в образовательных учреждениях и больницах, в органах власти и, к сожалению, в правоохранительных органах.

Более того, часть норм пакета антикоррупционных мер вступит в силу только 1 января 2010 года. И в этой связи ждать того, что мы уже в середине 2009 года ощутим на практике результативность этих мер, - не приходится.

Но все же эффект, на мой взгляд, есть. Общество стало больше говорить о коррупции, больше обращать внимания на эту проблему.

Нужно и в дальнейшем, в том числе и через средства массовой информации, создавать непримиримое отношение к коррупции, менять правовую культуру. Только системные и последовательные действия способны привести к конкретным результатам.

- К вам в Следственное управление граждане обращаются с заявлениями, сообщают о произволе чиновников и ведомств?

-Да, источниками сообщений в последнее время о преступлениях коррупционной направленности по 5 материалам стали заявления граждан, а также представителей организаций.

Следует отметить, что за шесть месяцев 2009 года следственными органами Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Магаданской области возбуждено 8 уголовных дел о должностных преступлениях, из них 6 - коррупционной направленности.

К сожалению, все еще нередки факты, когда представители органов власти используют свое служебное положение с целью получения льгот и выгод.

К примеру, в марте 2009 года Хасынским межрайонным следственным отделом возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств главным специалистом по охране прав детства отдела образования администрации Тенькинского района.

Следствием и судом установлено, что две сотрудницы районной администрации совершили мошенничество, чем причинили отделу Пенсионного фонда России по Тенькинскому району ущерб в сумме 47150 рублей.

Им назначено наказание в виде штрафа (100 тысяч и 80 тысяч рублей), а одна из сотрудниц лишена права в течение года занимать должности в органах местного самоуправления.

В мае 2009 года Ягоднинс-ким межрайонным следственным отделом возбуждено уголовное дело в отношении начальника Ягоднинского отдела контроля, надзора и рыбоохраны Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству РФ.

Установлено, что 29 апреля 2009 года в одном из частных предприятий он выявил нарушение правил охраны водных биоресурсов, и у него возник умысел на получение взятки. За освобождение предприятия от административной ответственности начальникподразделения рыбоохраны получил от генерального директор3 коммерческой структуры взятку в сумме 40 000 рублей.

Прокурором района утверждено об-винительное заключение и уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Несколько уголовных дел весной нынешнего года возбуждены за получение взяток сотрудниками ГИБДД УВД по Магаданской области и объединены в одно производство.

- А что за "дело врачей", связанное с взятками, расследовалось в Омсукчанс-ком районе? Расскажите о нем, если это возможно.

- Приговором Омсукчанского районного суда (он не вступил в законную силу) наказание в виде лишения свободы сроком на два года условно назначено за дачу взятки заведующей поселковым аптечным пунктом ОГУП "Магаданфармация" и участковому врачу-терапевту МУЗ "Омсукчанская центральная районная больница".

Следствием и судом установлено, что в июле 2008 года специалистами территориального органа Росздравнадзора в ходе проверки реализации национального проекта "Здоровье" выявлены нарушения законодательства, регулирующего выписку и назначение лекарственных средств.

Опасаясь негативных последствий, врач и заведующая аптечным пунктом решили за сокрытие нарушений дать проверяющим взятку. И в помещении гостиницы передали двум должностным лицам 10 000 рублей, а также набор продуктов на сумму 1 335 рублей.

-Судом рассмотрено уголовное дело, по которому в получении взяток обвинялся бывший сотрудник исправительной колонии №4 УФ-СИН России по Магаданской области?
-Да, приговор Магаданского городского суда вступил в законную силу.

Собранные следственными органами Следственного управления доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора ряду лиц, в том числе и бывшему инспектору группы надзора отдела безопасности ИК-4 И.В. Смоляку, за получение и дачу взяток, злоупотребление должностными полномочиями.

Установлено, что Смоляку поступило предложение от отбывающего наказание в колонии осужденного Третьякова пронести и передать ему сотовые телефоны и комплектующие к ним. Бывший инспектор за денежное вознаграждение в размере 8 000 рублей выполнил его просьбу и спрятал телефоны на территории колонии.

Аналогичное предложение о проносе сотового телефона в ИК-4 он получил от жителя Магадана Гейнца, который также дал ему взятку.

Преступный умысел Смоляк не довел до конца по независящим от него обстоятельствам - сотовые телефоны и комплектующие к ним были обнаружены и изъяты сотрудниками милиции в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

За превышение должностных полномочий и получение взяток Смоляку назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев, он также лишен права занимать должности в правоохранительных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на срок 3 года.

Третьякову и Гейнцу за дачу взяток назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года и 6 месяцев и на 3 года 3 месяца.

- Елена Валерьевна, все эти примеры говорят о том, что представление о взятке модифицировалось в нашей ментальности в нечто вполне дозволенное. Однако ведь это тяжелый недуг государства. Как с этим бороться?

- Если в нашем обществе начнет вырабатываться устойчивый моральный императив неприятия коррупции, а мы этого настойчиво добиваемся, то вокруг взяточников будет нагнетаться атмосфера нетерпимости.

Должно сформироваться четкое понимание, что взяточник - это человек, находящийся в состоянии полного нравственного разложения и унижения. И это для правоохранительных органов должно стать сильнейшим побудительным поводом к активным действиям.

- Недавно председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, выступая в Совете Федерации, сказал, что сегодня большинство рассматриваемых дел о взяточничестве касается взяток небольшого размера. А количество остальных - в особо крупных размерах - составляет всего 7 процентов от общего числа всех лиц, осужденных по этой статье.

Может, оперативники еще не научились раскрывать масштабные коррупционные преступления?

- В текущем году проанализирована работа Следственного управления по расследованию уголовных дел в экономической сфере, а также практика выявления, раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, совершенных в финансово-бюджетной сфере, а также связанных с незаконным захватом имущества - рейдерством.

Надо сказать, анализ показывает, что небольшое количество материалов о коррупционных преступлениях, выявленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), не позволяет говорить о существенном улучшении работы органов, осуществляющих эту деятельность в сфере противодействия коррупции.

Негативно влияет на эффективность работы в этом направлении и низкое качество проводимых ОРМ. Вместе с тем на стадии реализации таких материалов Следственным управле-
нием и оперативными подразделениями УВД и УФСБ по Магаданской области налажено тесное сотрудничество, урегулированное совместным приказом от 17 июля 2008 года.
Но проблемы не только в этом. Это и недостаточный опыт работы по такого рода преступлениям, которые расследуют наши следователи.

Мы ежеквартально организуем учебу. Занятия с нашими следователями проводят и сотрудники областной прокуратуры, и областного суда. На занятия мы приглашаем и оперативных сотрудников УВД по Магаданской области.

Есть и еще одна проблема, это, как мы с вами говорили, очень низкий уровень правосознания наших граждан. Только не более трети допрашиваемых свидетелей дают показания об известных им фактах коррупции. Остальные ограничиваются примерно такими отговорками: "не помню", "не знаю", либо вообще по вызовам следователей не являются.

А если преступление их лично не затронуло, то основной посыл - это моя хата с кра ю. К сожалению, сочувствие к государствен ном у чиновнику, взявшему взятку или другими действиями причинившему ущерб обществу или государству, выражается скорее в равнодушии, чем в некой форме негодования и неприятия фактов коррупции.

- Но затронем в нашем интервью еще и такой аспект. Государственное имущество тоже подчас используется не лучшим образом. "Кт" уже сообщал о том, что руководитель Теруправления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области обвиняется в совершении преступлений, связанных с пре-вышением должностных полномочий. Это уголовное дело рассмотрено судом?

- Следственным управлением установлено, что в июле 2006 года и в феврале 2008 года, в нарушение требований законодательства, он издал ряд распоряжений о списании недвижимого имущества, учтенного в составе государственной казны Российской Федерации, - морских судов "Pyrrhi", "HOYA", "GUSFAR-1" со всем имеющимся на них оборудованием, общей стоимостью 5 798 439 рублей.

* В дальнейшем, в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заключил с индивидуальным предпринимателем договоры на возмездное оказание услуг по утилизации незаконно
списанных судов и оборудования.

По условиям договоров предприниматель обязан был перечислить в федеральный бюджет денежные средства, составляющие разницу между стоимостью металлолома и стоимостью выполненных работ. Однако эти деньги в казну не были перечислены, чем существенно нарушены охраняемые законом имущественные права государства.

14 мая 2009 года уголовное дело с утвержденным прокуратурой области обвинительным заключением направлено в суд и находится на рассмотрении.

Учитывая, что совершение этих преступлений стало возможным вследствие ненадлежащего ведомственного контроля должностными лицами Росимущества, руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в соответствии с частью 2 статьи 158 УПК РФ, внесено представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.

В ходе предварительного следствия установлено, что и ранее, в 2006 году, руководителем Теруправления принимались аналогичные незаконные решения по списанию, утилизации и исключению из реестра федерального имущества судов СП-106, СПП-15 и плавпричала №1 морского порта, в результате чего государство лишалось имущества.

Но Рос-имуществом в ходе комплексной проверки допущенные нарушения не были выявлены, что свидетельствует о формальном подходе к проверке деятельности Территориального уп-равления и защите имущественных интересов Российской Федерации.

Следует отметить, что уголовные дела о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления,находятся в Следственном управлении на особом контроле. И мы принимаем все имеющиеся в нашем арсенале меры, чтобы их пресекать.

ОТ РЕДАКЦИИ. Когда материал готовился к печати, "Кт" стало известно, что приговором Магаданского городского суда от 22 июля 2009 года (он не вступил в законную силу) чиновнику назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на государственной службе, в органах местного самоуправления сроком на 3 года.

Интервью взяла Елена Шарова
"Колымский тракт"









Колымские колонки