Пятый океан, воздушный, окружающий нашу планету, находится под постоянным наблюдением метеорологов. Специалисты этой профессии, следящие за состоянием атмосферы, получающие с помощью многочисленных приборов разнообразные ее характеристики, исследующие влияние атмосферных процессов на различные сферы деятельности человека, развивают науку метеорологию и ее прикладные отрасли, в частности авиационную.
Еще в период воздухоплавания и первых шагов развития авиации покорителями воздушного пространства были получены некоторые важные сведения о влиянии метеорологических величин и явлений на полеты воздушных судов.
В начале XIX века перед первым полетом на аэростате с научной целью производились предварительные запуски небольших воздушных шаров для определения направления ветра в свободной атмосфере. Известный русский ученый Д. И. Менделеев, занимавшийся метеорологическими исследованиями применительно к решению некоторых задач воздухоплавания, разработал основы теории барометрических высотомеров, изучал распределение основных метеорологических величин с высотой. Однако с развитием авиации требовались все более глубокие сведения о состоянии атмосферы. Первый период развития авиационной метеорологии, начавшийся с наступлением XX века, характеризовался использованием результатов наблюдений у поверхности земли, приземных синоптических карт, аэрологических и шаропилотных данных о ветре на разных высотах.
В те же годы, начиная с 1910-го, начала решаться задача обеспечения полетов прогнозами погоды. Для этой цели в последующие годы организовывались авиаметеорологические станции, создавалась авиационно-метеорологическая служба, способствовавшая дальнейшему формированию авиационной метеорологии как прикладной отрасли метеорологической науки, обогащавшаяся практическими знаниями и теоретическими разработками. По мере развития авиации, расширения ее технических возможностей, увеличения продолжительности и дальности полетов повышались требования к ее обеспечению. Актуальными стали изучение метеорологических условий полетов в верхней тропосфере и нижней стратосфере, исследования опасных для полетов метеорологических явлений - гроз, интенсивной турбулентности, обледенения и других условий, возникающих в атмосфере.
Научные исследования организовывались в ведущих научных гидрометеорологических учреждениях, для практического обеспечения авиации расширялась сеть авиаметеорологических станций в системе гидрометслужбы страны. Дальнейшее развитие авиационной метеорологии характеризовалось техническим оснащением оперативных метеоподразделений, обеспечивающих авиацию, использованием информации, полученной с помощью метеорологических радиолокаторов и искусственных спутников Земли, применением ЭВМ для расчетов и составления авиационных прогностических карт погоды и автоматизацией процесса сбора и распространения информации. На Северо-Востоке нашей страны первая метеорологическая организация, занимающаяся метеообеспечением авиации (Бюро погоды), была создана в 1935 году в составе Магаданского авиаотряда. Впоследствии она вошла в систему гидрометслужбы Дальстроя. Во время Великой Отечественной войны для обеспечения перегона боевых самолетов из США были построены аэродромы в Анадыре, Марково, Сеймчане, на которых также работали авиационные метеорологи. В период интенсивного развития Магаданской области на ее территории начало функционировать большое количество аэропортов. В каждом работала авиационная метеорологическая станция Колымского УГМС.
Вместе со всей развивающейся в те годы гидрометеорологической сетью эти станции обеспечивали всевозрастающие потребности авиации в метеорологической информации. Сегодня в нашей стране для обеспечения авиации работают 18 авиаметеорологических центров и более 300 авиаметеорологических станций, все оснащены современными метеорологическими приборами и средствами связи. Их основная цель - выпуск оперативной метеорологической информации для принятия оптимальных решений, обеспечивающих безопасность, регулярность и экономическую эффективность полетов. 4 авиаметеорологических подразделения Колымского УГМС, в том числе авиаметеорологический центр, находятся в аэропортах Магаданской области. Специалисты авиаметеорологических подразделений в аэропортах Сеймчан, Омсукчан, Северо-Эвенск наблюдают за погодой, информация о которой является краеугольным камнем для авиационно-прогностической работы, и осуществляют обеспечение вылетов со своих аэродромов. Это важная и ответственная работа в интересах жителей территории, где авиация - основной вид транспорта для перевозки пассажиров, грузов и выполнения различных видов работ. Специалисты авиационного метеорологического центра Магадан проводят наблюдения за погодой на аэродроме Магадан и осуществляют прогностическое обеспечение полетов над всей территорией Магаданской области, а также по воздушным трассам, связывающим Колыму с близкими и дальними регионами, используя данные наблюдений всей гидрометеорологической сети, современные методы прогнозирования и практические навыки. Здесь работают опытнейшие специалисты, стаж большинства исчисляется не одним десятком лет.
Среди них заслуженные метеорологи РФ Ирина Михайловна Миронова и Надежда Григорьевна Мельниченко, удостоенные знака "Почетный работник гидрометслужбы" Светлана Михайловна Арутюнян, Татьяна Павловна Чеканова, Людмила Федотовна Савченко. Синоптики, метеорологи авиационных метеорологических подразделений вносят достойный вклад в эффективную работу авиации в бескрайнем воздушном океане. Так, по результатам работы в 2010 году синоптик авиаметеорологического центра Магадан Надежда Григорьевна Мельниченко признана победителем конкурса Росгидромета "Лучший прогнозист года" в номинации "Авиаметеорологические прогнозы" и награждена почетной грамотой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Это уровень профессионализма, который делает честь всей гидрометеослужбе Колымы.
Наталья ШИПИЦЫНА, начальник отдела гидрометеорологического обеспечения Колымского УГМС.