Угольная вахта "Золотой Колымы"


О тех, кто поставляет уголек

- Так вот,- продолжил далее Александр Алексеевич,- по сложившейся в течение 8 лет схеме "северного завоза" угля в Магадан на сегодня задействованы такие материковские предприятия, как "Кузбассразрезуголь", Управление железных дорог и порт "Восточный".

А также северные - Морской торговый порт, автотранспортники и энергетики, включая Магаданскую ТЭЦ. Учитывая всё это, наша судоходная компания "Транзит-ДВ" в целях недопущения перебоев в её постоянной жизнедеятельности, проводит большую работу по качественному ремонту балкера "Золотая Колыма".

Как пример, приведу последний ремонт судна в KHR в городе Шанхае. Признаться, такого масштабного обновления вверенного мне парохода я ещё не видел.

В результате вложенных значительных финансовых средств и 40-дневного ремонта, как капитан, я могу заверить читателей вашей газеты втом, что наш экипаж в силах обеспечивать колымчан тем теплом, к которому они привыкли, на этом плавсредстве долгие годы.

Тому подтверждением служат реновация судна по корпусу и его главного двигателя, который по праву считается движущей силой любого корабля. Ведь не секрет для нас, моряков, когда при ею внезапной остановке просыпается, словно по команде, весь личный состав судна.

Поэтому особой гордостью нашего экипажа является и тот факт, что, благодаря личному вкладу в ремонт теплохода машинной команды под руководством мастера-золотые руки, старшего механика Сергея Петровича Бережного, сегодня "Золотая Колыма" движется, вместо привычных для нас 11 узлов, со скоростью до 12,5 узла.

Такая скорость - гаранттому, что мы, несомненно, выполним запланированный нашей компанией график завоза твёрдого топлива в наш северный регион. А это значит, что к уже доставленным нами за эти годы в Магадан, включая настоящий рейс, 2 027 768 тоннам угля и 600 000 тоннам генерального груза мы только в текущей навигации прибавим ещё не менее 230 000 тонн твёрдого топлива.

- Александр Алексеевич, пока мы шли во льдах, я успел познакомиться с мотористом-практикантом Геннадием Икевевом. Этот молодой человек является представителем коренных малых национальностей Севера, проживающих в Северо-Эвенском районе.

На мой вопрос о том, что повлияло на его выбор морской профессии, юноша сообщил, мол, слава о "Золотей Колыме" успела докатиться в самые отдалённые уголки нашего региона, в том числе и в его родное село Верхний Парень.


Угольная вахта "Золотой Колымы"


Благодаря СМИ, он узнал отом, что балкер традиционно принимает у себя на борту делегации школьников и некоторые из них впоследствии связали свою судьбу с морем. В связи с этим самое время нам с вами поговорить о морской профориентации молодёжи.

- Без преувеличения и как капитан могу заявить, что доброй традиции посещения судна учащимися школ положил начало мэр нашего города Владимир Петрович Печёный.

Во-первых, за последние годы ни одно очередное открытие угольной навигации не прошло без его непосредственного участия - и с широким освещением этих событий в СМИ. И во-вторых, большую роль в пропаганде морских профессий, несомненно, сыграл организованный при поддержке мэрии города благотворительный фонд "Наш Север", которым руководит Татьяна Вязова под патронажем президента группы компаний "Транзит-ДВ" Игоря Польненко.

Примером тому служат ежегодные празднования 1 июня в городском парке Дня защиты детей с традиционной концертно-игровой программой "Корабли постоят и ложатся на курс". А чего стоят проводимые в этот день конкурсы детского художественного творчества "Возьмите меня в море, моряки!"?

Мне признавались члены экипажа, участвовавшие в празднованиях, о своих мужских слезах при этом. Ко многому нас обязывает и то внимание, которое оказывает к проведению экскурсий детей на наш теплоход городское Управление образования.

Поэтому наш экипаж отлично понимает важность работы с детьми, сеять в их душах доброе отношение к морским профессиям. И надо видеть их глазёнки при спуске, например, в машинное отделение...

Здесь самое время нам с вами вспомнить слова пословицы: "Что посеешь, то и пожнёшь!" И, кстати, я рекомендую вам познакомиться с членом нашего экипажа, матросом-практикантом Альфредом Церихом. По прибытию на судно я беседовал с ним. Думаю, что в будущем в его лице море приобретёт прекрасного специалиста.

И я уверен в том, что в сухопутные чиновники, что стало сегодня модным среди молодёжи, он никогда не пойдёт. Не та у него закваска.

- Александр Алексеевич, с учётом моих прошлых хождений с вами в моря, я для себя отмечал факт наличия в вашем экипаже благоприятного, как было принято говорить в годы моей работы на судах рыбного флота, морально-психологического климата.

Тогда обеспечение его как такового, по уставу входило в обязанности 1 -го помощника капитана по политической части. В последующие годы эта должность была переименована в заместителя капитана по воспитательной работе. А нынче?

- Вопрос, как говорится, интересный, но неновый. Во-первых, он по нынешним временам затратный. Ибо то, что могло себе позволить государство, сегодня для владельца парохода - роскошь. Во-вторых, в прежние времена визированные документы на судне, как-то паспорт моряка и загранпаспорт, имел лишь командный состав, отвечающий за всё и всея при загранплаваний или в особых зонах, связанных с пограничным режимом.

Сегодня же такие документы обязаны иметь все члены экипажа без исключения, иначе на работу в море не попадёшь. А это сопряжено с тщательной проверкой каждого, как личность, соответствующими федеральными органами.

И в-третьих, современный уровень технического оснащения, подобных нашему балкеру, транспортных судов настолько высок, что позволяет свести численность экипажа к минимальному количеству людей на них.

А в-четвёртых, и то правильно, на любом судне за жизнедеятельность каждой отдельной службы перед капитаном несёт её руководитель. То есть при комплектовании экипажа никаких тебе "направляющих и определяющих", кроме хозяина компании, вышестоящих органов нет.

И в этом случае опять уместен принцип, о котором говорилось выше, мол, что посеешь, то и пожнёшь. Не сумею я, как капитан, по настоящему заглянуть в душу каждого члена экипажа, следовательно, мне самому придётся за него работать.

Отсюда и создание благоприятного морально-психологического климата в экипаже.

- Вам приходилось ошибаться в людях и затем списывать их с судна?

- К счастью, крайне редко! Да и ошибаться мне, повязавшемуся с работой в морях более полувека, не к лицу. Хотя, признаться, бывает, как говорится, и "на старуху проруха".

Приведу такой пример. И что важно отметить при этом, началось всё с нарушения моего личного морально-психологического климата, то бишь, настроения. Оно стало у меня портиться за столом в кают-компании во время приёма пищи.

Всё на пароходе, вроде как, тип-топ, к работе буфетчицы, Виолеттеы Карчевской не придерёшься, а что-то мешает мне, как бы удобно жить...

При этом, чего не бывало сроду, катаю между пальцами хлебные мякиши, ну вроде как из пластилина и складываю их для коллекции в коробочек... Как-то заглянул я в ту мою коллекцию изделий из хлеба и ужаснулся. Мякиши стали по твёрдости, будто из мрамора.

Списал я из-за такого открытия нашего судового повара на берег. А с приходом нового, Ирины Будниченко, смотрю и команда повеселела. Отличный хлеб она выпекает. Таким мне, капитану, не стыдно и с гостями поделиться.

И понял я,- мой визави при этом белозубо рассмеялся,- что хлеб не только всему голова, но и всему настроение! А без хорошего настроения, какой тебе морально-психологический климат?

О китайской стороне

- Александр Алексеевич, Вы пробыли значительное время в Китае. После ремонта балкер, любо-дорого глянуть. Как складывались ваши отношения с китайской стороной? Тем более мне придётся, по всей видимости, добираться в Далянь, как говорится, на ощупь, в расчёте на личные контакты с населением. Так что прошу напутствовать меня на будущую дорожку...

- Перво-наперво, отбросьте всякие опасения, связанные якобы с особенностями азиатского характера. Заверяю вас, что любой китайский человек, если он сможет понять вас при обращении к нему, охотно отзовётся на возникшие проблемы и окажет при этом свою помощь.

Китайцы - традиционно уважающие свою страну люди. У них высокая культура с потрясающей заботой о подрастающем поколении, детях, а им обязательно нужны положительные примеры. Не зря говорят, мол. лицо государства - это его отношение к старикам и к детям. А кто же при этом позволит создавать плохое впечатление о себе и своей стране?

Увидите магазины с русскими названиями, а таковые есть почти везде, где бываем мы - русские, вам в них обязательно подскажут, как решить ту или иную проблему. Что касается покупок, скидок на незнание языка не ждите. Бизнес есть бизнес, и любой продавец в Китае постарается выжать из вас наивысшую для себя прибыль.

Мы, русские, к этому пока относимся негативно, без должнрго понятия. Отсюда и сложившийся у нас стереотип хитрого китайца. А это ведь торгующая своими товарами и живущая за счёт этого страна. Так что, как говорится, не обессудьте меня за такое напутствие.

Относительно деловых контактов, связанных с ремонтом судна, то здесь имеет место диспропорция в отношениях с руководящим составом и исполнителями. Если с первыми проблем не возникает, и это как сложившееся правило, то с другими нужен глаз да глаз. Работают рабочие быстро и якобы не спустя рукава, но некачественно.

И это потому, что китайцы привыкли к русскому разгильдяйству ещё с советских времён. Такое отношение для них абсолютно немыслимо на судах, например, под американским флагом или флагом соседствующей Индии. Поэтому я как капитан обособляю роль при ремонте нашего судна "деда" и старпома, ("дед" - старший механик. - Авт.).

Именно они своим высоким профессионализмом, а следовательно, и соответствующими тому требованиями к качеству ремонта, заставили как бы "вдруг" руководителей ремонтных работ сменить ремонтно-исполнительский состав, заменив одних ремонтных рабочих на других - с более высокой квалификацией.

А происходит это по простой и житейской причине. В Китае огромная масса рабочих рук. Людей необходимо кормить и для этого предоставлять им рабочие места.

А, следовательно, и обучать, как это пытались сделать в нашем случае, будущих специалистов на судах, где низкие требования к ремонту со стороны самого заказчика. У нас этот номер не прошёл.

И надо было видеть с каким почтением к нам стали после этого относиться китайские рабочие. В результате они хорошо заработали, а мы сняли с одного из их стапелей почти обновлённое судно, чей век, благодаря такому деловому сотовариществу, по нашей общей оценке, гарантированно продлился на добрый десяток лет.

Поэтому, Анатолий Иванович, прошу вас передать нашим коллегам морякам-рыбакам, работающих на "Майронисе", от имени нашего экипажа наилучшие пожелания по завершению ремонтных работ на их судне, а также традиционных 7-ми футов под килем на пути следования наших земляков на лососевую путину.

Кроме того, прошу вашу газету "Северная надбавка"от имени нашего экипажа опубликовать письмо мэру города Магадана В.П. Печеному.

- Александр Алексеевич, спа ибо за доверие и гостеприимство, которые Вы мне оказали!

Анатолий Старков
с борта т/х "Золотая Колыма". Охотское и Японское моря.
"Северная надбавка"









Колымские колонки