Как складывается жизнь учителя сегодня? Как реализуются его ожидания в конкретном регионе? Насколько педагоги удовлетворены своей профессиональной и семейной карьерой? Ощущают ли они жизненный дискомфорт? Именно разработка указанного круга проблем и позволила увидеть картину
Очень интересную тему выбрала для дипломной работы студентка пятого курса социально-гуманитарного факультета Северо-Восточного государственного университета Ульяна Белова. Под научным руководством доктора философских наук, члена-корреспондента РАО, профессора кафедры социологии и политологии Евгения Михайловича Кокорева она провела большое исследование социального самочувствия учителей города Магадана. Cоциологический опрос с помощью анкетирования охватил 223 учителя.
Как складывается жизнь учителя сегодня? Как реализуются его ожидания в конкретном регионе? Насколько педагоги удовлетворены своей профессиональной и семейной карьерой? Ощущают ли они жизненный дискомфорт? Именно разработка указанного круга проблем и позволила увидеть картину
В качестве индикаторов мы выбрали: материальное и семейное положение, жилищные условия, состояние здоровья, реализацию жизненных планов, межличностные отношения на работе и удовлетворенность профессиональной деятельностью, которые в общем виде и составляют социальное самочувствие учителей.
Лучше - семья полноценная
Первым показателем выступает семейное положение учителя. Как оказалось, больше половины опрошенных состоят в браке. Немалый процент из тех, которые когда-то были связаны брачными узами (17,9 %), разведены, чуть меньше (15,7 %) указали, что они холосты, остальные разделились на тех, которые потеряли супругов и состоящие в гражданском браке. Нельзя сказать, благополучные это семьи или нет, можно только предполагать, что жизнь в полноценной семье положительно отражается на социальном самочувствии.
У холостых и разведенных учителей доход семьи колеблется в основном от 10 до 30 тысяч рублей. У большинства состоящих в браке доходы - от 20 до 40 тыс. рублей, а среди них есть семьи, доходы которых составляют и свыше 50 тыс. рублей, чего нельзя наблюдать у холостых и разведенных. Исходя из этого, можно сказать, что семейное положение действительно влияет на уровень доходов.
Теперь можно проследить зависимость между выездом в отпуск и материальным положением. Каждый год в отпуск ездят учителя (12,6 %), которые в основном отнесли себя к группе, которой денег хватает на все, кроме покупки дорогих вещей (автомобиль, дача). Стабильный отпуск раз в два года могут позволить себе 47,7 % опрошенных. Но те, у кого даже покупка продуктов питания вызывает затруднения, в отпуск выезжают реже одного раза в четыре года.
Доходы - довольно низкие
На вопрос об уровне дохода семьи 38,1 % учителей указали сумму от 20 до 29 тыс. рублей, чуть меньше - от 10 до 19 тыс. и 15,7 % - от 30 до 39 тыс. Если учитывать, что это доход на всех членов семьи, то он довольно мал. Низкая обеспеченность учителей подтверждается уровнем доступности для них тех или иных благ. Позволить себе без труда только питание могут 28,3 % учителей, покупка одежды для них затруднительна. Возможность свободно покупать недорогие или не очень дешевые предметы быта для половины (43,5 %) ограничена, только четвертая часть учителей могут позволить себе и питание, и одежду, и вещи длительного пользования. А возможность покупки дачи, квартиры, автомобиля и вовсе не была отмечена многими.
Такие региональные факторы, как несоответствующая потребительская корзина, низкая средняя заработная плата и сложности, связанные с выездом в отпуск, отрицательно сказываются на социальном самочувствии.
На вопрос: "Удовлетворены ли учителя своим материальным положением?" - ответы разделились между совсем и частично неудовлетворенными. Учителя с доходами ниже средних не выдерживают требований среднего слоя, учитель с такими доходами уже не исполняет культурную роль педагога.
Мужчин, неудовлетворенных материальным положением, оказалось больше. Это логично, потому что мужчине нужно содержать свою семью и, как правило, доход у него должен быть больше, чем у женщины. Зато отметим, что имеются и такие мужчины, кто полностью удовлетворен своими доходами, в отличие от женщин, коих почти не нашлось.
Учителя, которые оценивают свои жилищные условия хорошо, частично удовлетворены своим материальным положением, а кто оценивает их как удовлетворительные, в большей степени совсем не удовлетворен своими доходами. Это означает, что оценки жилищных условий часто не совпадают с потребностью в жилье.
Анализ ответов опрошенных учителей на протяжении последних лет показывает, что их социальное положение в обществе продолжает неуклонно снижаться, что связывают прежде всего с материальным обеспечением и вознаграждением за нелегкий, но такой нужный для общества труд. Изменение социального статуса - процесс довольно болезненный, поскольку с ним связаны общественное признание и социальный престиж.
Любить свою профессию
Если учитель не удовлетворен своим материальным положением, то, быть может, он удовлетворен своей профессией? Да, большинство (54,3 %) с этим согласились, 33,2 % отвечали, что не совсем, а 12,6 % заметили, что полностью не удовлетворены своей профессиональной деятельностью.
Как показывают данные нашего опроса, престиж профессии в глазах самих учителей низок. Большинство из них говорит, что она на сегодняшний день непрестижна, и прежде всего из-за низкой заработной платы и равнодушного отношения к ней власти и неуважения общества. Но сами они все же стремятся в пределах своих сил и возможностей поднимать статус учителя.
Состояние здоровья
Из ответов опрошенных выяснилось, что больше половины учителей имеют небольшие, а четвертая часть - большие проблемы со здоровьем, и только у 11,2 % их вообще нет. А при ответе на уточняющий вопрос: "Как часто вы болеете?" - оказалось, что большинство иногда переносят обычные сезонные заболевания, а 22 % из тех, кто имеет большие проблемы со здоровьем, болеют часто. В целом можно сказать, что основной массив учителей удовлетворен состоянием своего здоровья, так как серьезных цифр, связанных с заболеваниями, мы не увидели.
Как складываются отношения
Межличностные отношения, определяемые как взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способе взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения, имеют огромное значение в определении социального самочувствия.
Отношения с учениками в основном дружеские, а это значит, что в классе царит благоприятная атмосфера, лишь с некоторыми учениками отношения складываются формально. На вопрос об отношениях с коллегами больше половины ответили, что в их коллективе присутствует дружба и доверие, однако имеют место и формальные отношения между учителями (30,5 %), и только в нескольких случаях учителя отметили вариант: "Нет никаких отношений". В целом отношения учителей в коллективе и на работе построены на дружбе и доверии, что положительно сказывается на социальном самочувствии.
Что касается отношений между учителями и родителями учеников, ответы респондентов распределились почти поровну между дружескими и формальными. Это не плохая тенденция, а обычный вид отношений, которые зачастую складывается между ними.
Реализация жизненных планов
Чем больше жизненных планов и целей реализуется у учителей, тем благотворнее это сказывается на их социальном самочувствии. В целом сложно дать обобщенную оценку по результатам опроса, так как ответы разделились между "да" и "нет" с небольшим перевесом в пользу учителей, удовлетворенных реализацией своих жизненных планов, но у мужчин это происходит реже.
В начале работы мы задавались вопросом о том, насколько удовлетворены учителя тем, как складывается их жизнь в целом. Отвечая на этот вопрос, почти
80 % наших педагогов указали, что они удовлетворены частично, и именно они в полной мере реализуют свои жизненные планы и цели. А те, кто свои планы не реализует, также не удовлетворены и тем, как складывается их жизнь.
Проведенный практический анализ позволил посмотреть на учителя, на условия его жизни сегодня и раскрыть некоторые стороны его социального самочувствия, показав, в каких моментах жизни учителю приходится тяжело. Итоги опроса говорят, что в основном серьезные недовольства учителей вызывают материальные проблемы, непрестижность профессии. Но тем не менее многих устраивает их призвание и они не покидают сферу образования. Почему? Привыкли или не хотят менять профессию? Или потому, что учитель - это действительно призвание, служба, которую он несет на благо общества.
Проанализировав практические показатели, можно сказать, что учителя удовлетворены такими показателями социального самочувствия, как состояние здоровья, межличностные отношения на работе и в коллективе, профессиональная деятельность. Низкие оценки многие учителя поставили своему материальному положению и вытекающим из этого жилищным условиям. Сомнительным остался такой показатель, как реализация жизненных планов, так как оценки по этому вопросу распределились почти равномерно между реализованными и нереализованными планами. Результаты и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при дальнейшей разработке проблематики социального самочувствия.
Ульяна БЕЛОВА.