Трудно представить современного человека без ставшего столь привычным мобильного телефона. Маленькие и большие, белые и черные, стоящие как половина автомобиля и по цене менее 1000 рублей. Данное средство связи прочно вошло в нашу повседневную жизнь и стало ее неотъемлемой частью. Сегодня уже трудно представить, как раньше люди обходились без сотовых телефонов.
Однако сотовые телефоны принесли в нашу жизнь не только бочку меда в виде удобства связи, мобильности и маленьких радостей при приобретении телефона, но и изрядную ложку дегтя.
Сегодня по всей стране все чаще сотовые телефоны становятся орудием преступления, а их владельцам причиняется материальный ущерб. Не стал исключением и Магадана. На территории нашего города все чаще регистрируются сообщения о преступлениях, совершенных при помощи сотовых телефонов.
Чтобы избежать материального ущерба и статуса потерпевшего по уголовному делу, необходимо знать, как мошенники используют сотовые телефоны при совершении преступлений, а так же ряд нехитрых правил, соблюдение которых поможет вам в этом.
Первый способ мошенничества по телефону заключается в следующем: На сотовый телефон абонента поступает смс сообщение с просьбой пополнить телефонный счет отправителя, при этом в сообщении указывается, что отправитель находиться на «трассе», где произошло ДТП, либо сломался его автомобиль и ему срочно нужно позвонить, а деньги на телефоне закончились. При этом абонента просят положить на счет отправителя либо небольшую фиксированную сумму денег (как правило от 100 до 500 рублей), либо используется формулировка «сколько не жалко». Подобные сообщения могут носить анонимный характер, однако во многих случаях они подписаны распространенными именами, например Саша или Андрей. Согласитесь почти у каждого найдется друг, родственник или знакомый с таким именем.
Получив подобное сообщение абонент пополняет счет отправителя, зачастую думая о своем друге, знакомом или родственнике, или просто о том, что сумма, к примеру, в 200 рублей для него крайне незначительна, а человеку нужна помощь.
Чтобы не стать жертвой такого рода мошенничества не пополняйте счета абонентов, номера телефонов которых вам не знакомы, или предварительно наберите номер отправителя сообщения и удостоверьтесь, что это ваш родственник или знакомый;
Второй способ мошенничества выглядит следующим образом: На телефон абонента поступает звонок, при этом звонящий говорит взволнованным голосом и представляется родственником абонента, как правило сыном или внуком. Дабы ввести в заблуждение абонента, звонящий называет женщину мамой или бабушкой, а мужчину папой и сообщает о том, что сбил человека, разбил чужую машину или совершил какое-либо преступление. После чего звонящий сообщает о том, что в отношении него могут возбудить уголовное дело и что бы этого не произошло необходимы денежные средства, после чего передает трубку якобы представителю правоохранительных структур, например следователю или дознавателю. При этом весь разговор с первым человеком занимает не более 30 секунд, однако он уже вводит абонента в состояние шока.
После трубку берет второй человек и представляется сотрудником милиции или следователем, и уже спокойным голосом сообщает информацию, аналогичную той, которою сообщил первый собеседник и спокойно говорит, что для того, чтобы родственнику абонента избежать уголовной ответственности необходимо собрать сумму денег и либо передать ее некоему человеку при встрече, либо отправить через банк «Блиц» переводом.
В указанных случаях запрашиваемые мошенниками денежные суммы колеблются от нескольких десятков, до нескольких сотен тысяч рублей.
Как ни печально, но многие люди (преимущественно женщины) находясь в шоковом состоянии от услышанного переводят денежные средства через банк, по указанным мошенниками реквизитам, в первые же несколько часов после подобного звонка.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, прежде всего, свяжитесь со своим родственником о котором шла речь в ходе телефонного разговора и выясните у него имели ли место события, о которых вам сообщалось по телефону.
Если не представляется возможным быстро связаться с родственником, необходимо обратиться в УВД по месту проживания последнего и выяснить имело ли место событие, описанное в ходе телефонного разговора.
Наконец третий способ мошенничества выглядит так: на телефон абонента поступает смс сообщение, в котором сообщается, что его банковская карта заблокирована, при этом указывается номер телефона для справок. Возмущенные абоненты набирают номер телефона, указанный в качестве телефона для справок, где им отвечает мужчина или женщина, которые представляются сотрудниками (операторами) банка. В процессе разговора у заявителя выясняется номер его банковской карты, который нужен якобы для получения информации о ее состоянии или для решения возникшей проблемы. После того, как абонент назвал номер банковской карты, ему сообщается, что произошла ошибка или сбой программы и с его картой все в порядке. На этом разговор прекращается, при этом абонент считает, что ничего особенного не произошло, тем более, что у него даже не спросили PIN код карты.
Однако в последующие несколько дней со счета банковской карты абонента пропадают все денежные средства либо их большая часть, которые, как правило, уходят на оплату услуг связи абонентов зарегистрированных в ЦРС.
Избежать подобной ситуации довольно просто, достаточно никому не сообщать номер своей банковской карты по телефону. В случае если на ваш телефон поступило подобное смс сообщение, не спешите предпринимать активные действия, для начала просто проверьте работоспособность вашей банковской карты и состояние счета в ближайшем банкомате, и в случае обнаружения сбоев в работе обратитесь в отделение банка, в котором данная карта была открыта.
М.А. КОМАРОВСКИЙ, юрист 3 класса, помощник прокурора г. Магадана.