ЕГЭ останется главным способом проверки знаний


На вопросы наших читателей о том, насколько оправдывает себя ЕГЭ как форма контроля получаемых знаний и могут ли учителя и ученики мечтать о его отмене или об облегчении нагрузки на них, заданные 19 марта в публикациях «О ЕГЭ и не только», «Что поможет педагогу» на тематической странице «Открытый урок», ответила начальник Департамента образования администрации Магаданской области Татьяна Александровна ИСАЕВА:

«Восьмилетний эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена в России, в том числе в Магаданской области, завершен. Утвержден федеральный закон, согласно которому с 2009 года ЕГЭ проводится в штатном режиме. Это значит, что он стал основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ по всем предметам. В текущем учебном году, после широкого обсуждения достоинств и недостатков ЕГЭ, при Президенте РФ была создана комиссия по совершенствованию его проведения. В результате принято решение о том, что ЕГЭ останется главным, но не единственным способом проверки знаний школьников. На самом деле еще в конце 80-х годов начали говорить о других подходах к оценке результатов обучения и о разработке школьных стандартов. Тогда все понимали, что образовался разрыв между требованиями к знаниям, предъявляемым школой и вузами.

Именно поэтому были разработаны единые подходы к оценке уровня знаний на выпускных и вступительных экзаменах. ЕГЭ позволяет более объективно и прозрачно провести итоговую аттестацию выпускников и осуществлять прием в средние специальные и высшие учебные заведения. Глава государства отметил: «Что бы там ни говорили, очень важным является то, что практически любой ученик из любой российской школы - неважно, где она находится, - может поступить в любой университет».

Социологи констатируют, что замена традиционных выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах на Единый госэкзамен находит все большее одобрение как среди выпускников и их родителей, так и среди педагогов. Когда ученик оканчивает школу и сдает выпускные экзамены, для него это стресс, который усугубляется вдвойне, когда его ждут еще и вступительные испытания в вузе. И всегда это время связано с волнениями и переживаниями. Что касается свободного времени и нагрузки учителя, то тут надо заметить, что к любым экзаменам детей нужно готовить. Учить выполнять требования, предъявляемые к ЕГЭ, - новая задача для учителей, новое направление в работе с учащимися. И чтобы успешно сдавать экзамены, чтобы хватило внимания и спокойствия, необходимо многократное повторение условий приема, тренировочные ситуации - самостоятельно и под руководством учителя. Поэтому
и им, и родителям важно психологически подготовить школьника, научить его справляться с волнением и показать приобретенные знания.

Исследования, проведенные в 2008 году НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что к факторам риска, кроме трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести снижение физической активности, чрезмерную интенсивность образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, ухудшение качества питания и материально-технического оснащения образовательных учреждений. Среди этих факторов ЕГЭ не назван! Главный минус ЕГЭ, по мнению многих педагогов, - формальная проверка знаний учащихся и утрата традиций российской школы, снижение возможности учитывать индивидуальные особенности учеников. Очень важен непосредственный контакт экзаменатора и экзаменуемого, чего при сдаче ЕГЭ нет. Сама по себе идея его сдачи неплохая, но, как и всякое нововведение, требует доработки и постоянного развития. И комиссией при Президенте РФ подтверждена значимость совершенствования процедур ЕГЭ. Уже в нынешнем учебном году внесены изменения в его проведение с учетом высказанных оппонентами критических замечаний. В частности, контрольно-измерительные материалы по математике, по которым у педагогов возникало больше всего вопросов, составлены более широким кругом профессионалов с учетом возможностей проверки навыков на базовом и профильном уровнях.

В настоящее время изучаются предложения об установлении двух уровней сдачи ЕГЭ - для будущих студентов и для тех, кто не собирается поступать в вуз. Но каким будет это решение, покажет время».

"Магаданская правда".








Колымские колонки