Документ представлен в первом чтении, детальная его проработка будет сделана ко второму. Обсуждалась концепция главного финансового документа территории, а также прогноз социально-экономического развития региона и общих характеристиках доходной и расходной частей бюджета, нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, верхнем пределе государственного долга и размере дефицита областного бюджета.
Выступающие обратили внимание на то, что объем финансовой помощи из федерального центра вновь уменьшается, что говорит о необходимости поиска дополнительных источников пополнения региональной казны, повышении качества налогового администрирования и своевременной подготовке документов для включения региональных проектов в государственные целевые программы. Несмотря на все сложности, объем социальной помощи колымчанам сокращаться не будет, повышение заработной платы бюджетникам предусмотрено, а бюджет Особой экономической зоны позволит профинансировать нескольких значимых проектов, в том числе по строительству спортивных и реконструкции ряда социальных объектов. По окончании публичных слушаний министр финансов Колымы Валентина Моисеева ответила на вопросы журналистов.
Валентина Андреевна, мы видим, что бюджет региона на 2018 и плановый период 2019-20202 годов будет довольно напряженным. Что нужно будет сохранить в первую очередь и от чего придется отказаться?
Первое условие для региональных бюджетов – это выплата заработной платы и выполнение обязательств перед населением, гарантированных федеральным законодательством. Государство требует выполнять Указы Президента РФ от 2012 года, иначе наступят тяжелые социальные последствия. Зарплату людям больше негде взять, это для граждан практически единственный источник доходов. Но для этого приходится урезать часть других расходов, например, на проведение капитальных и текущих ремонтов, снижать объемы закупок оборудования для оснащения учреждений бюджетной сферы. Это тоже необходимо, но две задачи одновременно не решить.
Всем известно оснащение наших учреждений и состояние зданий, где они размещаются. Они далеко не новые, некоторые почти ровесники области. Это наша проблема, и мы стараемся получить поддержку на федеральном уровне. Хотя, надо признать, это беда всей России, не только нашего региона.
Большим подспорьем для нас сегодня является Фонд Особой экономической зоны. За счет него проводятся ремонт и реконструкция зданий, закупка современного оборудования, частично компенсируется недостаток средств областного бюджета. Это дополнительный источник Магаданской области, а не привлеченные со стороны деньги.
Могут ли колымские городские округа повысить процент своей самоокупаемости?
Основные доходы мы получаем от добычи полезных ископаемых, доходов физических лиц, налога на имущество и прибыли организаций. Был период, когда в районах оставалось, к примеру, 50 процентов налога на прибыль. Но структура производства на территории региона неоднородна, и объем поступлений в доходную часть местных бюджетов тоже сильно различается. Возьмем Омсукчанский округ: там зарегистрированы горнодобывающие компании, но доход от их деятельности получает только этот округ. Но не везде есть крупные градообразующие предприятия, и там не с чего пополнять налоговую базу. Магадан имеет относительно неплохие показатели, но в первую очередь за счет численности населения и подоходного налога. При численности населения Колымы в 145 тысяч человек около 100 тысяч – это жители Магадана. Даже большинство малых предприятий работают в областном центре. А во многих округах фактически работают только организации бюджетной сферы. Поэтому было принято решение централизовать сбор налогов и распределять их между всеми округами.
Если проанализировать состояние регионального бюджета в течение последних нескольких лет, можно ли говорить о положительной динамике?
Как такового сокращения дефицита денежных средств не будет, потому что полностью потребности региона не закрываются никогда. К примеру, мы проводили анализ состояния помещений учреждений здравоохранения. В Магадане они находятся в относительно приличном состоянии, но в некоторых городских округах они размещаются еще в деревянных зданиях. Их поддерживают ремонтами, но уже давно пора строить новые. Так что нехватка средств будет всегда. Это, так сказать, наше наследие.
На уровне руководства области уже были попытки создавать фонды и составлять очередность проведения ремонтов, но это не так просто. И дело не только в том, что не хватает денег. Должны быть производительные силы, которые могли бы выполнять эти работы. К сожалению, с каждым годом в регионе их все труднее найти. И если в Магадане это еще возможно, то в округах их практически нет. Строительные организации, которые были раньше, практически исчезли, так что вопрос не только в том, за счет чего, но и в том, кто будет это делать. Нам надо решать вопрос дефицита трудовых ресурсов, который в Магаданской области становится все более острым.
В 2012 году бюджет региона был профицитным. Но тогда, с 2010 года, мы наблюдали скачок цен на золото. Затем, с 2013, началось резкое падение, и, хотя добыча драгоценных металлов на Колыме постоянно увеличивалась, низкая стоимость нивелировала все дополнительные объемы. Затем снова наметился рост цены золота, однако с начала 2017 года мы снова видим снижение. Тем не менее, ежегодно рост доходов областного бюджета происходит.
На повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с начала 2018 года Магаданской области дополнительно нужно предусмотреть около миллиарда рублей. Но из федерального центра нам выделяют на это только 180 млн рублей. Указы Президента действуют с 2012 года, тогда общий фонд оплаты труда в регионе составлял 6 млрд рублей, теперь – 12 млрд. И эти дополнительные средства мы все время находили за счет собственных ресурсов региона, поскольку помощь из федерального бюджета на эти цели ежегодно составляла 150 или максимум 200 млн рублей.
И при этом общий объем федеральной помощи постоянно уменьшается. Если в 2012 году она составляла около 8 млрд рублей, то сегодня – 4 млрд 900 млн рублей. Таким образом, мы видим, что одновременно и увеличить доходную часть бюджета и закрыть все растущие потребности – не совсем реально. Поэтому мы и сейчас и впредь будем работать в режиме жесткой экономии.