Эта деятельность оказалась очень напряженной. По инициативе магаданца был внесен ряд важных инициатив в поручения Совета Федерации Правительству РФ, он стал соавтором ряда законопроектов, часть которых вступила в силу. Так, недавно Президентом страны были подписаны изменения в избирательное законодательство, среди авторов которых был и колымский сенатор. Анатолий Широков продолжает работу по мониторингу работы закона о «дальневосточном гектаре», о расширении категорий потребителей, на которые распространяется закон о выравнивании энерготрифов в дальневосточных регионах и ряда других. Благодаря выступлениям сенатора на крупных российских и международных площадках интерес к проблемам и специфике развития северных регионов и, в частности, Магаданской области, повышается. Так, он рассказывал об этом на семинаре ОБСЕ в Австрии по вопросам национальных меньшинств и ряде круглых столов. Анатолий Широков, как ученый в области истории освоения Колымы, получил приглашение выступить с лекциями об этом в ряде высших учебных заведений столицы.
- Работа сенатора состоит из задач, которые решает в целом Совет Федерации, деятельности собственно профильного комитета, а также регионального блока. Анатолий Иванович, вы, кроме работы в Совете Федерации, являетесь членом постоянно действующего комитета по оперативным вопросам при Председателе Всероссийского Совета местного самоуправления. В чем заключается ваша деятельность в этом органе?
Всероссийский совет местного самоуправления и комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера плотно переплетены в своей работе. Я курирую вопросы Дальнего Востока в этом Совете. Проблема на сегодняшний день в том, что сейчас не во всех регионах есть его отделения. Поэтому в марте я побывал на Чукотке, мы там создали такое отделение, и теперь вопросы местного самоуправления в северных регионах поступают к нам оперативно и из реальной практики. Это очень важно.
В июле нам предстоит поработать со структурами ВСМС на Камчатке. После этого мы начнем подключать наших коллег к совместной работе, в том числе по проблематике нашего комитета в Совете Федерации.
По плану работы комитета в составе делегации я побывал на семинаре Парламентской Ассамблеи организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) в Австрии по вопросу проблем национальных меньшинств.
Я занимаюсь и этими проблемами как историк, больше четверти века, и мне представилась довольно интересная возможность поделиться знаниями, опираясь на опыт Магаданской области, работы Центра народов Севера в СВГУ, на исследования наших ученых. В своем выступлении я выразил точку зрения российской делегации, во многом апеллируя к опыту Колымы в вопросе гарантирования прав нацменьшинств на примере наших коренных народов Севера.
Чтобы реально гарантировать культурные и языковые особенности любых народов, нужно обеспечить их также государственно-политической и экономической сферах. В России целые народы пользуются статусом родного языка как государственного. А права коренных народов Севера и тех, которые считаются малочисленными, гарантированы российской Конституцией и региональными законами.
Их экономические права достаточно серьезно защищаются, это касается гарантирования традиционной хозяйственной деятельности, способов ее ведения, распределения результатов. Таким образом, получается, что гарантирование культурных и языковых особенностей прав коренных народов нашей подкрепляется основательным уровнем поддержки государственно-политического и экономического характера. Налицо и гарантия самобытности образа жизни и культуры этих народов.
Говоря об этом, я обращался к опыту нашего региона: например, у нас коренные народы наделяются квотами вылов лососевых, они получают разрешение на пользование водными и лесными ресурсами, в прошлом году областным заксобранием был принят региональный закон о языках коренных народов, проживающих на территории Магаданской области. Предпринимаются серьезные усилия для восстановления образования на коренных языках, в частности, на эвенском. Развивается и идея по составлению учебников на языках коренных народов Севера.
- Расскажите о том блоке работы, которая касается непосредственно нашего региона.
В самом конце 2016 года был принят федеральный закон, в числе соавторов которого был и я, он был посвящен коррекции программы «дальневосточного гектара». Сейчас очередные поправки готовят Минвостокразвития и Правительство страны. Координирует эту деятельность вице-премьер, Полпред Президента на Дальнем Востоке Юрий Петрович Трутнев. Мы здесь тесно сотрудничаем с Правительством.
А самой важной для меня сейчас является проблема выравнивания энерготарифов. В отношении юридических лиц решение уже принято, определен порядок действий в этом направлении, понятно, каковы источники финансирования снижения тарифов для дальневосточных предприятий. Но, как я понимаю, может сложиться парадоксальная ситуация, когда физические лица будут платить больше, чем юридические.
Мы помним, что усилиями губернатора Магаданской области Владимира Петровича Печёного и регионального Правительства на этот год было принято решение о том, что с 1 июля повышения тарифа на электроэнергию для населения не будет, то есть платить колымчане по-прежнему будут не 5 рублей 08 копеек за квт/час, а, как и сейчас, 4 рубля 83 копейки.
Для юридических лиц с этого же времени должен быть установлен среднероссийский и среднегодовой тариф, что примерно составляет 3,67-3,71 рубля за квт/час. Таким образом, физические лица в Магаданской области уже будут платить по факту больше, чем предприятия.
Поскольку ситуация довольно прогнозируема, то в Постановление Совета Федерации от 26 апреля текущего года мне удалось внести в список рекомендаций Правительству РФ пункт №14, который предусматривает, чтобы при выравнивании энерготарифов на Дальнем Востоке было бы предусмотрено адекватное снижение для всех категорий потребителей, как юридических, так и физических лиц. Это принципиальная позиция.
Дальше – поле деятельности исполнительной власти. Тем не менее, я подготовил несколько больших служебных записок с расчетами, и веду диалог с чиновниками разных федеральных ведомств.
- Насколько известно, этот диалог складывается трудно. Есть ли шансы добиться нужного Дальнему Востоку решения?
Если вспомним, то и решение о снижении тарифа для юрлиц принималось с большим трудом. Для того, чтобы покрыть выпадающую сумму, был разработан следующий механизм. В первой (ЦРС, Урал) и второй (Сибирь) ценовых зонах на выработку электроэнергии будет установлена специальная надбавка до 1,8%. Деньги, которые за счет этого будут накапливаться, через кампанию «Русгидро» поступят в региональные бюджеты Дальнего Востока. И те, в свою очередь, будут дотировать территориальные энергетические компании. На эти цели на три года была рассчитана сумма в 30 млрд рублей, это весьма немало.
С точки зрения целесообразности у меня вопросов нет. Для сравнения можно представить проживание в одной квартире: если прохудилась стена, то для ремонта мы используем ресурсы всей семьи, а не только проживающих в конкретной комнате. Так что общегосударственный подход понятен.
Но откуда взять деньги, чтобы до среднероссийского уровня понизить тариф и для физических лиц, - идей пока нет. Однако я не теряю оптимизма, продолжаю готовить документы, ходить, писать, общаться, доказывать. Вопрос очень сложный. Нельзя сказать, что он решится прямо завтра, но дорогу осилит идущий.
- Помогают ли вам представители соседних регионов?
Когда на заседании нашего комитета в Совете Федерации был приглашен министр энергетики, между нами состоялась жесткая полемика, в ходе которой я обозначил, к чему складывающаяся ситуация приведет. В этом вопросе я, безусловно, пользуюсь поддержкой коллег – дальневосточников, как, равным образом, и я поддерживаю инициативы коллег-дальневосточников. Нам и регионам, которые мы представляем, крайне важна такая взаимоподдержка.
Есть еще один момент. Сейчас в Совете Федерации разрабатывается Стандарт социального благополучия. Эта идея принадлежит главе СФ Валентине Ивановне Матвиенко. Смысл ее в том, что во всех регионах должен быть единый неснижаемый стандарт комфортного проживания, и неважно, где человек находится – в Митино или в Гижиге.
Конечно, в зависимости от финансовых возможностей региона какие-то параметры можно устанавливать и сверх того, но в целом принцип единообразия в социальном стандарте благополучия предусматривает вопрос качества и стоимости жизни. Надо понимать, что энергетический тариф в нее него тоже входит. Мы не должны успокаиваться на том основании, что у нас в принципе все здесь дороже, нужно искать способы снижения стоимости жизни на Севере, а, по сути, - выравнивания ее основных параметров с центральными районами страны. Поэтому такие рычаги, с моей точки зрения, тоже можно использовать.
- Вы являетесь автором ряда других инициатив, которые отвечают интересам нашего и соседнего регионов.
В числе других предложений, которые находятся на контроле в Правительстве, я предложил в 2016 году в постановление СФ по итогам отчета министра по развитию ДВ две позиции: внесение изменений в Трудовой кодекс, которые касаются поиска механизма компенсации малому и среднему бизнесу, работающему в северных территориях, социальных льгот, в связи с предоставлением которых по ФЗ №102 они несут большие расходы.
По логике, это федеральные льготы, значит, и возмещаться они должны за счет федерального бюджета. Но на сегодняшний день положение федеральной казны очень напряженное, так что вопрос пока стоит на месте. Периодически мы возвращаемся к этой теме с представителями Министерства труда.
Вторая инициатива касается постановления Совета Федерации о поручении Правительству РФ о выравнивании стоимости автомобильного топлива для ДФО. По факту за литр бензина АИ-92 мы в среднем платим на 10 рублей больше, чем в центральной России. И ладно бы речь шла и прогулке на машине, но все, что заводится сюда, начиная от муки для выпечки хлеба, обходится нам значительно дороже.
В этом смысле в конечных итоговых документах Совета Федерации наши коллегиальные и мои лично предложения присутствуют.
- Насколько сложно донести до высших эшелонов власти проблемы маленьких и отдаленных территорий?
Действительно, небольшим регионам гораздо труднее быть услышанными, чем крупным. Тем не менее, Магадан уже начал звучать. Вот, например, глава ЦИК Элла Памфилова часто, доказывая необходимость тех или иных новелл в законодательстве, приводит в пример Магадан. Пока, правда, в качестве весьма отдаленного региона (улыбается), но Бог даст – это только начало. Ведь во многих федеральных аналитических материалах Магадан находится на верхних позициях…
После ряда круглых столов, где мне удалось выступить, я получил предложения выступить с лекциями, которые касаются проблем, которыми я занимаюсь как ученый, (о значении советских реформ и специфике форм и методов освоения Севера), в Финансовом университете при Правительстве РФ и Академии Следственного комитета РФ.
- В плане изменения избирательного законодательства у вас тоже есть победа.
Не называл это победой. Это скорее – хороший итог плодотворной совместной работы над важной проблемой. Вместе с одним из лучших конституционалистов современной России Андреем Александровичем Клишасом, коллегами из Центризбиркома мы разработали изменения в Федеральные законы «О выборах Президента РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ими отменяются открепительные удостоверения, которые вызывали большую общественную критику.
Теперь граждане, живущие не по месту своей регистрации, обратившись через портал госуслуг или в многофункциональный центр за 45-5 дней до выборов, могут перенести себя из списков избирателей в своем городе в список по месту проживания. Это же касается наших сограждан, которые знают, где будут находиться в день выборов: в санатории, командировке, отпуске.
Те же, кому приходится уехать неожиданно, за четыре дня до выборов и вплоть до 14 часов дня, предшествующего дню голосования, могут в комиссии по месту регистрации написать заявление, и получить номерную марку из двух частей. Одна часть остается в Избирательной комиссии по месту жительства, вторую с заявлением надо предъявить в комиссии по месту пребывания, и получить возможность голосовать. В условиях большой мобильности населения это очень важно.
- С чем к вам как к члену Совета Федерации приходят люди?
На прием к дежурному сенатору, как правило, магаданцы в Москве не записываются, но обращаются другие граждане. Но и здесь люди, как правило, приходят с частными вопросами, мы помогаем им составить запросы в вышестоящие инстанции и правоохранительные органы, оказываем правовую и юридическую помощь. Кроме того, по возможности я, конечно же, занимаюсь поддержкой магаданцев во всех федеральных ведомствах, где могу помочь.
- Часто ли вам удается бывать на Колыме?
Пленарные заседания пропускать нельзя, есть плановая работа комитета, и надо это учитывать. Иногда планируешь поехать в регион, но приходится выезжать в другой субъект или страну. Тем не менее, как минимум неделю-полторы в месяц я обязательно бываю в Магаданской области. Для меня неразрывность связей с Магаданом, с Колымой, с земляками – вещь принципиальная.